Культура эпохи эллинизма

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Эллинизм - насильственное объединение древнегреческой и древневосточной цивилизации в единую систему

Эллинизм -

насильственное объединение древнегреческой и древневосточной цивилизации в единую систему

государств с особыми экономическими, политическими, культурными чертами.

В результате объединения появилось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и от собственно древневосточного общественного строя и культуры.

Эллинистическая культура, термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое — культура эпохи эллинизма и типологическое — культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению хронологических и географических рамок вплоть до включения в понятие «Э. к.» всей культуры античного мира от времени походов Александра Македонского (4 в. до н. э.) до падения Римской империи (5 в. н. э.). При этом не принимаются во внимание качественные изменения в идеологии и культуре, возникшие после римского завоевания и особенно в период кризиса и упадка античного рабовладельческого общества.

Слайд 4

1. Кризис греческого полиса. К cередине IV в. до н. э.

1. Кризис греческого полиса. К cередине IV в. до н. э.

греческий полис иcчерпaл cвoи внутренние вoзмoжнocти и cтaл тoрмoзoм иcтoричеcкoгo прoгреcca.

Причины возникновения эллинистических государств

2. Кризис древневocтoчных oбщеcтвеннo-пoлитичеcких cтруктур. Персидская монархия, страдала от застоя развития, слабого использования больших потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей.

Таким образом появилась задача объединения, особого синтеза этих отличных, но способных дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. 

Слайд 5

Слайд 6

К эллинистическим государствам относятся: Боспорское царство; Вифиния; Гандхара; Греко-бактрийское царство; Древняя

К эллинистическим государствам относятся:
Боспорское царство;
Вифиния;
Гандхара;
Греко-бактрийское царство;
Древняя Македония;
Индо-греческое царство;
Коммагена;
Памфилия;
Пергамское царство;
Птолемеи;
Эллинистическая Греция;
др.

Слайд 7

Экономика: Развитие торговли, ремесла; Обмен опытом среди восточных и греческих жителей

Экономика:

Развитие торговли, ремесла;
Обмен опытом среди восточных и греческих

жителей в сфере ремесла, земледелия и производства других товаров;
Развитие техники судостроения и мореходства, военной техники и градостроительства;
Развитие строительного мастерства и архитектуры.
Слайд 8

Политические особенности: Форма социально-политической организации — эллинистическая монархия; Деятельность полисных органов

Политические особенности:

Форма социально-политической организации — эллинистическая монархия;
Деятельность полисных органов

самоуправления контролировалась царским чиновником — эпистатом;
Законодательное закрепление привилегий верхних слоев населения и повинностей низших;
Основная тяжесть содержания государственного аппарата падала на местное сельское население, благодаря чему города оказывались в сравнительно благоприятном положении.
Слайд 9

Состав населения эллинистических государств: Знать (Городские торговцы и ремесленники, откупщики, клерухи

Состав населения эллинистических государств:

Знать

(Городские торговцы и ремесленники, откупщики, клерухи и катойки,

местное жречество, люди интеллигентных профессий)

( Зависимые или полузависимые земледельцы, обрабатывавшие земли царя, знати, горожан, работники мастерских)

(Царский дом с его придворным штатом, высшая военная и гражданская администрация, наиболее зажиточные граждане и высшее жречество)

Средний слой

Лаой

Рабы

Эллины

Неэллины

Слайд 10

Эллинистический мир как политическая система был поглощен Римской империей. С 215

Эллинистический мир как политическая система был поглощен Римской империей.

С 215 по

149-148 гг. до н.э. многочисленных войны, в результате которых Рим подчинил Грецию и Македонию.

193 – 188 гг. до н.э. война с Сирией. Подписан мирный договор, где Сирия обязуется выплатить Риму 15000 талантов

150 - 147гг. до н.э. война с Карфагеном, полное его подчинение Риму.

Слайд 11

РИМСКАЯ СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ДЕРЖАВА в первой половине-середине I в. до н.э.

РИМСКАЯ СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ДЕРЖАВА в первой половине-середине I в. до н.э.

Слайд 12

Сложившаяся на всей территории эллинистического мира культура не была единообразной. В

Сложившаяся на всей территории эллинистического мира культура не была единообразной. В

каждой области она формировалась путём взаимодействия местных, наиболее устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесённой завоевателями и переселенцами — греками и негреками. Формы синтеза определялись воздействием многих конкретных обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их экономики и культуры, социальной организацией, политической обстановкой и т. д. Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов (Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама и т. д.), где греко-македонское население играло ведущую роль, отчётливо видны особые, характерные для каждого города черты культурной жизни; ещё яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств (например, в Фиваиде, Вавилонии, Фракии). И, однако, всем местным вариантам Э. к. свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира, с другой — обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой городов способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека и общества, нового содержания его идеологии. Напряжённая политическая обстановка, непрерывные военные конфликты между государствами и социальные движения внутри них также наложили существенный отпечаток на Э. к. В Э. к. более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные традиции.
Слайд 13

Историческая наука Сюжетами исторических сочинений обычно служили события недавнего прошлого и

Историческая наука

Сюжетами исторических сочинений обычно служили события недавнего прошлого и современные

авторами. В исторических сочинениях обсуждались вопросы о роли судьбы и выдающихся личностей в истории, об идеальной форме государства, возникающей из смешения демократии, аристократии и монархии, о слиянии истории отдельных стран во всемирную историю и т. п. По своей форме произведения многих историков находились на грани художественной литературы: изложение событий искусно драматизировалось, использовались риторические приёмы, эмоционально воздействовавшие на широкую аудиторию. В таком стиле писали историю Александра Македонского
Слайд 14

Философия Общий подъем экономики в первый период эллинизма отразился и на

Философия

Общий подъем экономики в первый период эллинизма отразился и на философских

концепциях. Материалистическая философия, по существу наиболее жизненная, достигла в начальный период эллинизма блестящего расцвета в учении Эпикура.
В эпоху эллинизма продолжают свою деятельность Академия платоновская, аристотелевский Ликей.
начинается процесс сакрализации, сближения философии с религиозно-мифологическими традициями Греции и Востока. Философия становится на путь эклектического объединения различных систем. Центральной фигурой этого процесса является Посидоний, синтезировавший пифагорейско-платоническую и стоическую философию в детально разработанную и обширную систему платонического стоицизма, оказавшую огромное влияние на античную философию вплоть до Плотина.
Слайд 15

Религия и мифология Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является

Религия и мифология

Наиболее характерной чертой эллинистической религии
и мифологии является синкретизм,

в котором восточное
наследие играло огромную роль. Боги греческого пантео
на отождествлялись с древними восточными божествами,
наделялись новыми чертами. Менялись формы почитания
божеств, мистерии приобретали более оргиастический
Характер.

Одним из главных культов стал культ Зевса Гипсиста (вы-
сочайшего над всем), отождествлявшегося с финикийским Ваалом, египетским Амоном, вавилонским Белом

Из женских божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала египетская Исида, воплотившая черты многих греческих и азиатских богинь. 

 Некоторые восточные культы почти в неизмененной форме воспринимались греками. До уровня главных божеств выросло значение богини судьбы Тихе. Эллинистические цари, используя восточные традиции, усиленно насаждали царский культ.

Слайд 16

Литература В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и ораторское

Литература

В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и
ораторское искусство

потеряли свою популярность.

Пользовалась популярностью поэзия путешествий в экзотические страны.
Например, появилось подробное переложение мифа об аргонавтах.

Возникли библиотеки, самая крупная имелась в Александрии, в Мусейоне (около 700 тыс. папирусных свитков),
где учеными систематизировались труды предшеству
ющих античных авторов. В их переработке до нас и до
шли многие античные рукописи: Гомера, Гесиода и др. 

Появилась критика текста и его подробное комментиро
вание, необходимые при наличии большого числа книг. 

Существенное значение для последующего развития античной и средневековой
литературы имели прозаические жанры, оформлявшиеся в период эллинизма с
привлечением фольклорной новеллы, рассказов о чудесных странах: любовный
роман с участием легендарных царей и полководцев («Роман о Нине»), псевдоис
торические описания идеального общественного устройства (Ямбул, Эвгемер).

Литература Эллинистической культуры достигла значительного успеха в изобра
жении внутреннего мира человека, его повседневного быта, в то время как исполь
зование фольклорной традиции расширило границы литературных жанров.

Слайд 17

Искусство В искусстве, как и в других сферах духовной жизни, шел

Искусство

В искусстве, как и в других сферах духовной жизни,
шел поиск

новых форм. Бесконечное брожение Азии
нашло выражение в патетических сюжетах. Символом
эллинизма стала Ника из храма в Самофракии.

Для эллинизма характерен вкус к мрачному, болезнен
ному, старческому, уродливому, варварскому. Известны
статуи пьяной старухи, галла, убивающего себя и жену,
Марсия, с которого содрали кожу.

Слайд 18

Развиваются мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство: изготавливается огромное количество камей (рельефное выпуклое

Развиваются мелкая пластика, декоративно-прикладное
искусство: изготавливается огромное количество камей
(рельефное выпуклое

изображение на камне), — боль
шую известность получила наиболее крупная из древних
камея Гонзага с портретом Птолемея II и его супруги —
инталий (вогнутый рельеф на камне), перстней, печатей , медальонов, не имев
ших практического применения и являвшихся символом роскоши высших слоев
общества. 

В эпоху эллинизма не было создано столь целостной и законченной художествен
ной концепции, какая имелась в эпоху классики, и это тоже один из существен
ных признаков угасания греческой цивилизации в эпоху эллинизма.

На территориях к Востоку от Евфрата первоначально вза
имодействие греческих. и местных элементов было нез
начительным; период бурного синтеза, в результате кото
рого возникли искусство Парфянского царства, Гандхары,
Кушанского царства, начался после падения власти
греко-македонян.

Слайд 19

Чудеса света В эллинистический период появились первые списки семи чудес света.

Чудеса света

В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо


известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы
Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды
в Эфесе, Александрийский, или Фаросский маяк и статуя Гелиоса на острове Родос.
Слайд 20

Александрийский маяк был воздвигнут архитектором Состратом Книдским на о. Фарос, соединенном

Александрийский маяк был воздвигнут архитектором Состратом Книдским на
о. Фарос, соединенном

с александрийским портом насыпной дамбой длиной в
один километр. Маяк представлял собой двухэтажную башню высотой 120 мет
ров: куб, а на нем — восьмигранник (по направлениям восьми основных ветров).
Осветительный фонарь занимал третий этаж, выстроенный в виде цилиндра, а
над ним находился купол с семиметровой статуей Посейдона. Здесь разводили
огонь, который, отраженный металлическими зеркалами, был виден на расстоя
нии 50–60 км. Нижний этаж возвышался вплоть до XIV в. Сейчас на Фаросе воен
ный форт, под ним погребены остатки маяка.
Родос в силу быстрого развития торговли и мореходства стал крупным эллинис
тическим государством. В честь одной из крупных военных побед в начале III в.
до н. э. родосцы решили воздвигнуть невиданную по размерам статую бога сол
нца, покровителя острова. Статую предполагалось отлить из бронзы — с техни
ческой точки зрения почти невыполнимая операция, которую, однако, произвел
ученик Лисиппа Харес из Линда. Он отливал статую высотой 35 метров по частям
в течение двенадцати лет. Колосс простоял недолго, поскольку в 220 г. до н. э. на
Родосе произошло землетрясение. Обломки Гелиоса еще застали арабы в X столе
тии.