Культура и быт в России XIV - XVI вв

Содержание

Слайд 2

Летописи Лицевой летописный свод - летописный свод событий мировой и особенно

Летописи

Лицевой летописный свод - летописный свод событий мировой и особенно русской

истории. Лицевой летописный свод был создан во 2-й половине XVI века по распоряжению царя Иоанна IV Васильевича Грозного в единственном экземпляре. Над книгами Лицевого свода работали митрополичьи и “государевы” мастеровые: 15 писцов и 10 художников.
Слайд 3

Лицевой свод был призван обосновать идею возвышения богоизбранного Русского государства. Этой

Лицевой свод был призван обосновать идею возвышения богоизбранного Русского государства. Этой

задаче подчинено изложение всемирной истории как череды последовательных возвышений и падений различных царств. Итогом и конечной целью этого процесса является Русское государтство во главе с родом его “самодержцев”, наиболее приближенное к утраченному идеалу Райского сада. Русские “самодержцы” – первоначально киевские, затем владимирские и, наконец, московские – начиная с князя Владимира Святославовича богоизбранны и наделены мудростью. В Лицевом своде история государства Российского рассматривается неразрывно со всемирной историей. В состав Лицевого летописного свода вошли священная, древнееврейская и древнегреческая истории, повествования о Троянской войне и Александре Македонском, сюжеты истории Римской и Византийской империй, а также летопись, освещающая важнейшие события России четырёх с половиной столетий – с 1114 года по 1567 год. 
Слайд 4

Никаноровская летопись - русская летопись конец 15 века. Названа по имени

Никаноровская летопись - русская летопись конец 15 века. Названа по имени

владельца одного из списков Никанора - архимандрита Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В Никаноровской летописи излагаются события русской истории с 9 века по 1471 год включительно. Предполагается, что она была составлена при дворе вологодско-пермских епископов в конце XV века как общерусская основа местной летописи.
Слайд 5

Жития и сказания Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» –

Жития и сказания

Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» – литературный

памятник, дошедший в составе летописных сводов под 1382 г. Сказание воссоздает события, потрясшие Русь после блестящей победы на Куликовом поле. В нем рассказывается о внезапном появлении «царя» Тохтамыша на Руси, его походе на Москву, осаде им Москвы, героизме ее защитников, возглавляемых литовским князем Остеем, и о захвате города. С болью описывает автор разграбление Москвы, гибель горожан.
«Житие святого Александра Невского» рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая.
Слайд 6

Грамотность и книгопечатание В 1564 году русский мастер Иван Федоров напечатал

Грамотность и книгопечатание

В 1564 году русский мастер Иван Федоров напечатал книгу

«Апостол», своеобразный сборник, содержавший употреблявшиеся во время богослужения тексты Нового Завета. Затем он выпустил еще несколько книг. Позже Федоров переезжает в Литву и издает первый русский «Букварь».
«Домострой» - памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Его создателем был священник Сильвестр, истовый поборник патриархальных порядков.
Слайд 7

«Домострой»

«Домострой»

Слайд 8

Зодчество В 1475-1479 гг. по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен Успенский собор Московского Кремля.

Зодчество

В 1475-1479 гг. по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен

Успенский собор Московского Кремля.
Слайд 9

В 1484-1489 гг. псковские умельцы возвели Благовещенский собор Кремля, домовую церковь великокняжеской семьи.

В 1484-1489 гг. псковские умельцы возвели Благовещенский собор Кремля, домовую церковь

великокняжеской семьи.
Слайд 10

Живопись «Троица» - икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым, самое знаменитое

Живопись

«Троица» - икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым, самое знаменитое из

его произведений и одна из двух (вместе с фресками во Владимире) сохранившихся работ. Создана в 1420-е годы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за жертвенником, на котором стоит чаша с головой тельца, приносимого в жертву. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево и гора. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.
Слайд 11

«Донская икона Божией Матери» - икона Богородицы с младенцем Христом на

«Донская икона Божией Матери» - икона Богородицы с младенцем Христом на

руках, созданная иконописцем Феофаном Греком в 1380 году. По преданию, была поднесена донскими казаками из города Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа.
Слайд 12

Фольклор Особое место в фольклоре занимал цикл песен о Ермаке Тимофеевиче,

Фольклор

Особое место в фольклоре занимал цикл песен о Ермаке Тимофеевиче, где

впервые в русском фольклоре изображена действующая активная народная масса. Ермак стал воплощением народного идеала борьбы с царскими воеводами. Освобождение от крепостной зависимости представлялось как реально достижимы идеал.
Одним из героев устного народного творчества стал Иван Грозный. Его образ в народном творчестве противоречив. Есть песни, где он соединен с идеалом хорошего царя, и песни, где отмечались все негативные черты его характера.