Культура и искусство перв обытного общества

Содержание

Слайд 2

Основные периоды развития первобытной культуры Палеолит- древний каменный век(ХХХ- XII тысячелетие

Основные периоды развития первобытной культуры
Палеолит- древний каменный век(ХХХ- XII тысячелетие до

н.э. ). В конце эпохи палеолита (около тридцати тысяч лет назад) были созданы первые произведения искусства.
2. Мезолит - средний каменный век (ХII-VIII тысячелетие до н.э.)
3. Неолит - новый каменный век (5000 - 3000гг. до н.э.)

Учебный материал

Слайд 3

Палеолитический переворот. 35-40 тысяч лет тому назад. На рубеже среднего и

Палеолитический переворот.
35-40 тысяч лет тому назад.
На рубеже среднего и верхнего

палеолита закончилась эволюция ископаемых гоминид и появился человек современного вида - Homo sapiens.
Скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные вкладыши, наконечники, сшитая одежда.
Главная социальная инновация - экзогамия - исключение из брачных отношений ближайших родственников. Появилась общественная регуляция брака, род и семья.

Учебный материал

Слайд 4

Неолитическая революция 10 тысяч лет назад в развитии первобытного человека выделяют

Неолитическая революция
10 тысяч лет назад в развитии первобытного человека выделяют

неолитический переворот(революция):
Появилось земледелие и животноводство
Появились большие постоянные поселения
Возникли союзы племен.
Человек современного вида, являясь результатом биологической эволюции, в период верхнего палеолита, мезолита и неолита прошел большой путь социальной эволюции от человеческого стада до союза племен, от беспорядочных половых отношений к современной форме семьи.

Учебный материал

Слайд 5

Роль мифа в первобытной культуре. Миф - наиболее древняя система духовных

Роль мифа в первобытной культуре.
Миф - наиболее древняя система духовных ценностей.
Специфическое

миросозерцание, возникшее в первобытном обществе.
Сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Учебный материал

Слайд 6

Мифологическое сознание Мифологичность – особенность, характерная для мировоззрения людей первобытного общества.

Мифологическое сознание
Мифологичность – особенность, характерная для мировоззрения людей первобытного общества.
Подобно всей

первобытной культуре, носившей нерасчлененный характер, мифология также была единым образованием, в котором были систематизированы все имевшиеся взгляды на мир.
В мифологии содержались зачатки науки и веры, искусства и философии.

Учебный материал

Слайд 7

Ранние формы религии Магия - вера в способность причинить вред человеку

Ранние формы религии
Магия - вера в способность причинить вред человеку (сглазить,

навести порчу).
Анимизм - вера в существование души не только у людей, но и у всех животных, растений, предметов.
Тотемизм - вера в происхождение всех членов рода от какого-либо животного.
Фетишизм - вера в предметы, наделенные сверхъестественными способностями. (Амулет - вера в охранительные свойства предмета, носимого на теле).

Учебный материал

Слайд 8

Первобытное искусство. Территориально первобытное (или примитивное) искусство охватывает все континенты, кроме

Первобытное искусство.
Территориально первобытное (или примитивное) искусство охватывает все континенты, кроме

Антарктиды.
По времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей до настоящего времени.
Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Учебный материал

Слайд 9

Теории происхождения искусства: искусство - игра, в которой человек расходует накопленную

Теории происхождения искусства:
искусство - игра, в которой человек расходует накопленную энергию

(Шиллер, Хейзинга);
отражение инстинкта имитации;
отражение инстинкта украшения;
возникает как средство коммуникации;
возникает для магических целей;
возникает в результате трудовой деятельности;
биологическая теория (Дарвин);
психоаналитическая теория (Фрейд);
возникло в результате длительного ( в течение 200-300 тысяч лет) пути развития символического мышления от натуральной формы к рисунку (А.Д.Столяр).

Учебный материал

Слайд 10

Особенности первобытного искусства. однородность форм искусства: сходство в деталях, технике изготовления,

Особенности первобытного искусства.
однородность форм искусства: сходство в деталях, технике изготовления, тематике,

манере изображения - независимо от местонахождения.
изографическая форма и символическое воплощение образа
внеличностный характер
смешение фантазии и реальности
смешение реалистического и символического.

Учебный материал

Слайд 11

Памятники первобытной культуры: Искусство верхнего палеолита. Палеолит – период каменного века,

Памятники первобытной культуры:
Искусство верхнего палеолита.
Палеолит – период каменного века, к которому

относятся первые произведения искусства. Ритуальные танцы, мобильное искусство, наскальная живопись.
Мобильное искусство - небольшие, легко перемещаемые предметы (статуэтки, гальки с гравированным изображением).
Статуэтки :
зооморфный вид (реалистические изображения)-статуэтки животных. Изображали лошадей, коз, северных оленей.
антропоморфный вид (стилизованный) -25тыс.дон.э. – «палеолитические Венеры».
Материал - камень, кость.

Учебный материал

Слайд 12

Учебный материал Гагарино Виллендорфская Венера Костёнки

Учебный материал
Гагарино Виллендорфская Венера Костёнки

Слайд 13

Наскальная живопись Искусство верхнего палеолита: Ориньякский период (30 тыс. до н.э.)-

Наскальная живопись
Искусство верхнего палеолита:
Ориньякский период (30 тыс. до н.э.)- «макароны»;
Мадленский период

(12 тыс. до н.э.) – крупные животные;
Искусство мезолита:
Бытовые сцены;
Искусство неолита:
Появление орнамента;
Петроглифы.

Учебный материал

Слайд 14

Учебный материал «Макароны» Отпечатки травми- рованных кистей рук человека из пещеры Гаргас, Франция.

Учебный материал
«Макароны» Отпечатки травми- рованных кистей рук
человека из
пещеры Гаргас, Франция.

Слайд 15

Учебный материал Ориньякский период – первая символика.

Учебный материал
Ориньякский период – первая символика.

Слайд 16

Учебный материал Мадленский период. Изображения лошадей

Учебный материал
Мадленский период. Изображения лошадей

Слайд 17

Учебный материал Пещера Ляско. Изображение быков

Учебный материал
Пещера Ляско. Изображение быков

Слайд 18

Учебный материал Пещера Ляско. Изображение бизонов

Учебный материал
Пещера Ляско. Изображение бизонов

Слайд 19

Искусство мезолита. Наскальное искусство бытовых сцен. Черные изображения групп людей на

Искусство мезолита.
Наскальное искусство бытовых сцен.
Черные изображения групп людей на охоте, рыбной

ловле, передающие движение (длинные ноги, шпагатные прыжки).
В центре композиций коллектив охотников, сцены охоты, военные столкновения племен. Чаще пользовались черной и красной красками, иногда белой.
Отсутствуют изображения женщин. Люди и животные часто изображались силуэтом или тонкими линиями. Изображения стилизованы, абстрактны, часто миниатюрны.
пещеры периода мезолита - грот Минатеда, грот в ущелье Гасулья (Испания) и др.

Учебный материал

Слайд 20

Искусство мезолита Охота на оленя. Росписи Леванта Учебный материал

Искусство
мезолита
Охота на оленя.
Росписи
Леванта

Учебный материал

Слайд 21

Искусство мезолита Охота на оленя. Вальторта Охота на быка Учебный материал

Искусство
мезолита
Охота на оленя. Вальторта
Охота на быка

Учебный материал

Слайд 22

Искусство мезолита Охота на быка Раненый бизон и человеческие фигуры Учебный материал

Искусство
мезолита
Охота на быка
Раненый бизон и человеческие фигуры

Учебный материал

Слайд 23

Искусство неолита. Наскальная живопись становится все более схематичной, условной абстрактной. Появились

Искусство неолита.
Наскальная живопись становится все более схематичной, условной абстрактной.
Появились изображения оружия

(топоры, кинжалы), средств передвижения( лодки)
Распространен орнамент (геометрический, зооморфный, антропомофный).
Широкое распространение получила глиняная скульптура.
В IVтыс. до н.э. появились петроглифы.

Учебный материал

Слайд 24

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы — (от греч. pétros — камень

Учебный материал

Искусство неолита
Петроглифы —  (от греч. pétros — камень и glyphé — резьба, вырезывание) рисунки, выбитые

или процарапанные на каменной поверхности, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях.
Слайд 25

Искусство неолита Петроглифы Карелии Петроглифы Тамгалы Учебный материал

Искусство
неолита
Петроглифы Карелии
Петроглифы Тамгалы

Учебный материал

Слайд 26

Искусство неолита Беломорские петроглифы Заонежские петроглифы Учебный материал

Искусство
неолита
Беломорские петроглифы
Заонежские петроглифы

Учебный материал

Слайд 27

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура. Сикачи- Алян. Личина.

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи- Алян. Личина.

Слайд 28

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Слайд 29

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура.Сикачи-Алян. Животные.

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура.Сикачи-Алян. Животные.

Слайд 30

Учебный материал Искусство неолита Петроглифы нижнего Амура. Животные.Сикачи-Алян.

Учебный материал
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Животные.Сикачи-Алян.

Слайд 31

Учебный материал Искусство неолита Изображения антропоморфных фигур

Учебный материал
Искусство неолита
Изображения антропоморфных фигур

Слайд 32

Учебный материал Искусство неолита

Учебный материал
Искусство неолита

Слайд 33

Мегалитическая архитектура Мегалитические сооружения (III-II тыс. до н.э.): Менгиры Дольмены Кромлехи Учебный материал

Мегалитическая архитектура
Мегалитические сооружения (III-II тыс. до н.э.):
Менгиры
Дольмены
Кромлехи

Учебный материал

Слайд 34

Менгиры men – камень hir – длинный - вертикально врытые в

Менгиры
men – камень
hir – длинный
- вертикально врытые
в землю камни


от 1 до 20 метров высотой.
Западная Европа, Северная Африка, Индия, Сибирь, Кавказ.

Учебный материал

Слайд 35

Мегалитическая архитектура Центральная стела мегалитического комплекса Ахуново Одиночный менгир пос. Нижняя Кийма (Оренбургская обл.) Учебный материал

Мегалитическая
архитектура
Центральная стела мегалитического комплекса Ахуново
Одиночный менгир пос. Нижняя Кийма (Оренбургская обл.)

Учебный

материал
Слайд 36

Учебный материал Карнак (департамент Морбиан) насчитывает около 3 000 менгиров первоначально

Учебный материал
Карнак (департамент Морбиан)
насчитывает около 3 000 менгиров
первоначально насчитывалось около

10 000 монументов разной величины
Аллея менгиров во Франции из 13 рядов, 2613 камней (культ Солнца или культ мертвых).
Слайд 37

Учебный материал Карнак

Учебный материал
Карнак

Слайд 38

Дольмены tol-стол men-камень, т.е. «каменные столы» Старейшие датируются IV тыс. до н.э. Учебный материал

Дольмены
tol-стол
men-камень, т.е. «каменные столы»
Старейшие датируются IV тыс. до н.э.

Учебный

материал
Слайд 39

Учебный материал Дольмены Геленджика

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Слайд 40

Учебный материал Дольмены Геленджика

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Слайд 41

Учебный материал Дольмены Геленджика

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Слайд 42

Учебный материал Дольмены Геленджика

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Слайд 43

Учебный материал Дольмены Геленджика

Учебный материал
Дольмены Геленджика

Слайд 44

Учебный материал Орнамент

Учебный материал
Орнамент

Слайд 45

Кромлехи crom-круг lech-камень Сложные сооружения из грубо отесанных каменных блоков, на

Кромлехи
crom-круг
lech-камень
Сложные сооружения из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат

перекрывающие их плоские каменные плиты. Расположены кругом вокруг центрального камня (Франция, Англия).

Учебный материал

Слайд 46

Стоунхендж (Stonehenge) Древнекельтский памятник из огромных каменных столбов, образующих один или

Стоунхендж
(Stonehenge)
Древнекельтский памятник из огромных каменных столбов, образующих один или несколько кругов

до 100 м в диаметре.
Капище – место, где язычники поклонялись своим богам.
Идол – языческое божество

Учебный материал

Слайд 47

Учебный материал Мегалитическая архитектура.

Учебный материал
Мегалитическая архитектура.

Слайд 48

Письменное задание. Рабочая тетрадь. Тема 2. Культура и искусство первобытного общества.

Письменное задание.

Рабочая тетрадь. Тема 2. Культура и искусство
первобытного общества.

Теории происхождения

искусства.
- искусство - игра, - отражение инстинкта имитации;
- отражение инстинкта украшения;
- возникает как средство коммуникации;
- возникает для магических целей;
- возникает в результате трудовой деятельности;
- биологическая теория (Дарвин);
- психоаналитическая теория (Фрейд);
- возникло в результате длительного (в течение 200-300 тысяч лет) пути развития символического мышления от натуральной формы к рисунку (А.Д.Столяр).
Задание:
Я являюсь сторонником________________________________________
теории происхождения искусства.
Мои аргументы:_______________________________________________
Ученые, авторы научных работ (монографий, статей, учебников), придерживавшиеся подобной точки зрения:
Обязательно укажите список использованной литературы из библиотеки ВГУЭС, видео материалов из из медиакласса ВГУЭС.