Содержание
- 2. Памятник «1000-летие России» Арх. М.О.Микешин. 1862 г. Великий Новгород
- 3. План Культура России. Культура русского средневековья. Исторические особенности и характерные черты русской культуры Русская культура как
- 4. I.1. РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ Русская культура занимает достойное место
- 5. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ САМОБЫТНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ РОССИИ: Природно - климатический Геополитический Этнический Хозяйственная деятельность Религиозно- конфессиональный Характер
- 6. I.2. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 1. Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции. 2. Культура
- 7. I.3. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Зарождение культурологических представлений в период русского средневековья «Слово о
- 8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ отношения России с миром, историческая роль России, своеобразие ее
- 9. ФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ Ломоносов М.В. П. Чаадаев «Философические письма» (1836) «Мы принадлежим
- 10. В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. ОПРЕДЕЛИЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Западнический
- 11. СЛАВЯНОФИЛЫ Славянофильский подход, представители которого стояли на позициях приоритетов русского своеобразия, "почвы", национальной самобытности, особого пути
- 12. ЕВРАЗИЙСТВО Евразийский подход , представлявший собой попытку с позиций цивилизационного синтеза Востока и Запада в русской
- 13. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ Мифологическая школа - основоположник Ф.И.Буслаев (1818-1897) - отождествление понятия культуры
- 14. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Русский «религиозно-философский ренессанс» или «серебряный век русской культуры» стал
- 15. П.Н.МИЛЮКОВ (1859-1943) «Очерки по истории русской культуры» (пер.изд.1903) – обосновал идею о зависимости «месторазвития» этноса и
- 16. II. Культура русского средневековья II. 1.Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции Славянские племенные союзы (розовым выделены
- 17. Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции Восточнославянские племена, расселившиеся на огромных просторах Восточно-европейской равнины, прошли к
- 18. Древнерусская дохристианская культура имела ряд характерных особенностей, присущих аналогичным культурам. Некоторые из них сохранили свое значение
- 19. Характерные черты традиционной культуры: - распространена в таких обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения
- 20. - люди органично взаимодействуют с природой, едины с ней; - культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной
- 21. Для дохристианской древнерусской культуры были характерны синкретизм, мифологизм, религиозное языческое сознание, прикладное искусство и фольклор.
- 22. Основные элементы восточнославянского язычества Определяющей формой общественного сознания (мировоззрения) в древних и средневековых обществах является религиозное
- 23. Синкретизм (слитность, нерасчлененность) языческих верования проявлялся в том, что они охватывали все стороны жизни индивида, его
- 24. Восточнославянское язычество включало в себя: мифологию; божества и божественные силы; святилища (места поклонения божествам); волхвов (жрецов,
- 25. В мифологической картине мира восточных славян отражались представления об устройстве мира, сторонах света, происхождении земли, неба,
- 26. СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПРОШЛО ТЕ ЖЕ ПУТИ, ПО КОТОРЫМ РАЗВИВАЛИСЬ ЯЗЫЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДРУГИХ НАРОДОВ.
- 27. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ НАШИХ ПРЕДКОВ Вера в безликих духов, представляющих собой однородную массу; обретение духами
- 28. ДРЕВНЕРУССКИЙ ПАНТЕОН Род - прародитель славян – древнейшее земледельческое божество и покровитель рода. Рожаницы – божества
- 29. ОСНОВНЫЕ БОЖЕСТВА СВАРОГ - бог неба и небесного огня, творец Вселенной, бог-отец; ДАЖДЬБОГ - бог солнца,
- 30. ХОРС - божество солнечного диска; СТРИБОГ - бог воздушных стихий (ветра, бурь); СЕМАРГЛ - бог растительности,
- 31. Божества, связанные с праздничными обрядовыми циклами земледельческого календаря: ЯРИЛО и КУПАЛА – солнечные (солярные)божества, персонажи летнего
- 32. МАРА (МАРЕНА) – богиня, связанная с воплощением смерти, с сезонным ритуалами умирания и воскрешения природы; КОЛЯДА,
- 33. БЕЛОБОГ и ЧЕРНОБОГ – два божества-антагониста, символы добра и зла. Добрые и злые духи славянской мифологии:
- 34. ЛЕШИЙ УПЫРИ Леший, Кикимора, Домовой, Банник, Водяной, навьи, упыри, вурдалаки, русалки, Баба Яга.
- 35. КИКИМОРА БАБА - ЯГА
- 36. ДЕРЕВЯННЫЕ ФИГУРКИ ДОМОВЫХ
- 37. ВОДЯНОЙ
- 38. Святилища, жрецы, обряды и ритуалы. Святилища восточных славян – места поклонения богам - капище или требище.
- 39. Миф в архаические времена был неразрывно связан обрядом и ритуалом. Наше знание о славянской мифологии дошли
- 40. Святилища древних славян чаще всего представляли собой округлые площадки, защищенные со всех сторон рвом, валом или
- 41. СЛАВЯНСКИЕ ИДОЛЫ
- 42. Служителей языческого культа на Руси называли волхвами (кудесниками). Волхвам приписывалось влияние на силы природы, предсказание будущего,
- 43. II.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Культура раннего средневековья Русская культура в период раннего средневековья
- 44. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД РАЗВИТОГО И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Первый - с 1240 г. до середины XIV
- 45. II.3. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР ВЕРЫ.
- 46. Христианство явилось духовной основой европейской цивилизации. Выбор Владимира в этом смысле был верен. В нем проявилась
- 47. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА ВЛАДИМИРОМ ПРАВОСЛАВИЯ. - В X веке Византия была наиболее развитым в культурном отношении
- 48. - Привлекала возможность использовать для распространения новой веры понятный большинству населения язык - церковнославянский или староболгарский,
- 49. Крещение Руси, произошло в 988 г., когда по приказу князя Владимира киевляне должны были принять крещение
- 50. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ И ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Принятие христианства имело для Руси долговременные последствия. Прежде всего, она
- 51. Принятие христианства оказало влияние на все стороны культурно-исторического процесса в России. Среди последствий, имевших единовременный или
- 52. гонения церкви на устные предания, языческую мифологию и фольклор, в результате чего они не были своевременно
- 53. формирование культа святых и появление отечественных православных святых (первыми были канонизированы представители княжеской династии Рюриковичей Борис
- 54. Утверждение нового типа сознания, православной системы ценностей: утверждение нового типа сознания, православной системы ценностей, в основе
- 55. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ XV-XVI ВВ.
- 56. С XV в. более активно происходит процесс формирования русской национальной идеи, культурно-религиозного самоопределения народа. Он проявился
- 57. НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ XVI – XVI ВВ. Традиционное православие – Иосиф Волоцкий (1439-1515),
- 58. РАЦИОНАЛЬНО-КРИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Ереси: «Стригольники», «жидовствующие», московско-новгородская ересь. Они критиковали церковь по вопросам догматики, отвергали церковную иерархию,
- 59. Программа Ивана Пересветова (1 пол. XVI в.) о создании дворянской самодержавной монархии изложенная в публицистических сочинениях
- 61. Скачать презентацию