Культура Руси IX - XIII вв. Автор: Шупляк С.Ф., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 9 Ст.Батуринской

Содержание

Слайд 2

Цель: Показать учащимся некоторые образцы культуры Руси IX - XIII вв.

Цель:

Показать учащимся некоторые образцы культуры Руси IX - XIII вв.
Выявить

особенности развития культуры Руси IX - XIII вв.
Слайд 3

Слайд 4

Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития.

Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития.

В качестве примера можно привести фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде
Мозаика не получила широкого распространения.
Первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы - "Ярославская Оранта" Имена русских иконописцев XI в.: Олимпий, Олесий, Георгий и др.
Существовало около 100 видов ремесленных производств. Особенно высоко были развиты ювелирные ремесла (зернь, скань, чернение, эмали), утерянные в монгольский период.
Слайд 5

Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном

Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном

уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам.
Слайд 6

От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали

От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали

впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'
Слайд 7

Основные направления развития культуры Развивается литература При Владимире Святославиче началось активное

Основные направления развития культуры

Развивается литература

При Владимире Святославиче началось активное строительство каменных

и деревянных храмов

Развивается фресковая живопись

Иконопись

100 видов ремесленных производств

Слайд 8

Слайд 9

Крещение Руси

Крещение Руси

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Храм святой Софии в Киеве

Храм святой Софии в Киеве

Слайд 17

Слайд 18

Церковь Покрова на Нерли Архитектура Ростово-Суздальской земли. В качестве основного строительного

Церковь Покрова на Нерли

Архитектура Ростово-Суздальской земли. В качестве основного строительного материала

использовала не плинфу, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли.
Слайд 19

Дмитриевский собор во Владимире XII в. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование

Дмитриевский собор во Владимире XII в.

Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих

пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.
Слайд 20

Дмитриевский собор во Владимире XII в.

Дмитриевский собор во Владимире XII в.

Слайд 21

Клад из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве Конец XII - начало

Клад из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве Конец XII - начало

XIII в.
Височные кольца трехбусинные;
2. Нательные кресты;
3. Колты и цепи из колодочек для из крепления;
4. Шейная гривна;
5. Перстни;
6. Деталь венчика - цепь из прямоугольных бляшек;
7. Деталь очелья. Серебро, золото, жемчуг, камень; волочение, витье ковка, тиснение, гравировка, чернь, скань, зернь, пайка.
8. Фрагменты одежды и нашивные бляшки. Шелк, золотная нить, серебро, медный сплав, жемчуг; ткачество, вышивка, тиснение, перегородчатая эмаль, золочение, пайка. Реконструкция парадного убора боярыни. Скань - ювелирная техника. Вытягивая золотую или серебряную проволочку толщиной в человеческий волос, мастер скручивал (скал) несколько драгоценных ниточек в изящный объемный узор.
Слайд 22

Первая половина XII в. Киев. Золото; тиснение, пайка, перегородочная эмаль. Колты

Первая половина XII в. Киев. Золото; тиснение, пайка, перегородочная эмаль. Колты

-украшение головных уборов знатных горожанок; цепь-рясна для крепления колтов

Изготовлены из золота с применением тиснения и пайки. Изображения на них нанесены в сложнейшей технике перегородчатой эмали.
Перегородчатая эмаль - ювелирная техника.. На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволочкой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок - эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастерства.

Слайд 23

XII - XIII вв. Клад из урочища Святое озеро с. Низовка

XII - XIII вв. Клад из урочища Святое озеро с. Низовка

Черниговской области

Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка.
Височные кольца украшены зернью. Мастера изготовляли крошечные серебряные или золотые шарики и напаивали их на поверхность изделия.
На небольшом предмете мастер мог разместить несколько тысяч шариков.

Слайд 24

XII - XIII вв. Клад из урочища Святое озеро с. Низовка

XII - XIII вв. Клад из урочища Святое озеро с. Низовка

Черниговской области

Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка.
Серебряные колты - две тонкие кованные из драгоценного металла пластины образовывали полую емкость, в которую помещали ароматические вещества. На цепочках-ряснах или лентах они подвешивались у висков к головному убору и, покачиваясь при движении, издавали аромат.
Эти украшения воспринимались как обереги, на них часто помещали христианские или языческие символы, способные, по мнению древних людей, отогнать злых духов.
Чернь - ювелирная техника. Чернение достигалось нанесением на специально подготовленную серебряную поверхность черневого порошка. Техника черни придавала вещам благородство и особую изысканность.

Слайд 25

Керамика, цветная полива Церковь Иоанна Богослова г. Смоленска. 1190-е гг.

Керамика, цветная полива Церковь Иоанна Богослова г. Смоленска. 1190-е гг.

Слайд 26

Предметы церковного убранства из Вщижа - удельного города Черниговских князей. Тябло

Предметы церковного убранства из Вщижа - удельного города Черниговских князей. Тябло

располагалось над Царскими вратами. На нем изображен "Деисус" - композиция, ставшая впоследствии смысловым центром русского иконостаса. Главное место в композиции отведено фигуре Иисуса Христа, справа и слева - обращенные к Спасителю в молитвенной позе фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Этот памятник - один из древнейших образцов деревянной резьбы

Русский Север. XIII в. Дерево; резьба

Слайд 27

Иконки и образки "Иоанн Предтеча" "Дмитрий Солунский" "Гроб Господень" "Давид и

Иконки и образки

"Иоанн Предтеча"
"Дмитрий Солунский"
"Гроб Господень"
"Давид и Глеб" , XI-XIII вв.

Камень, серебро
Амулет-змеевик. Медный сплав; литье. Змеевик - двусторонняя подвеска-амулет, несущая на одной стороне христианское изображение, а на другой - изображение человеческой головы, окруженной змеями.
Дробница "Спаситель" . Киев. XII-XIII вв. Золото, перегородчатая эмаль; укреплена на агатовом кресте.
Образки: "Богоматерь Одигитрия"
"Богоматерь"
"Никола Чудотворец". Владимиро-Суздальская Русь, Новгород. XII-XIII вв. Камень, медный сплав; резьба, литье.
Заготовки иконки: с разметкой изображений: слева - "Михаила"; справа - "Евана"; внизу - "Климянта и Макария". Новгород. Конец XI в. Дерево, резьба.