Культура Руси в XIV-XV веках

Содержание

Слайд 2

Основная идея – преодоление катастрофических последствий монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель

Основная идея – преодоление
катастрофических последствий
монголо-татарского нашествия,
ликвидация ордынского ига
через собирание

русских земель
Слайд 3

Литература

Литература

Слайд 4

Литература

Литература

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Лучшим писателем конца XIV- начала XV вв. был признан монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый

Лучшим писателем конца XIV- начала XV вв. был признан монах Троице-Сергиева

монастыря Епифаний Премудрый
Слайд 8

Общественно-политическая мысль

Общественно-политическая мысль

Слайд 9

Общественная мысль Ереси Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.) Отрицали необходимости церкви,

Общественная мысль

Ереси

Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.)
Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и


церковные таинства

Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.)
Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и
Святую Троицу, выступали за право каждого человека
обращаться к мирским знаниям, занимались логикой, астрономией

Иосифляне
(Иосиф Волоцкий):
Церковь должна быть
богатой, владеть земельной
собственностью

Нестяжатели
(Нил Сорский, Максим Грек,
Вассиан Патрикеев)
Отказ от церковного и
монастырского имущества

XV-XVI века

Слайд 10

церковь Лазаря церковь Ризоположения XIV-XV вв. все деревянные храмы погибли от

церковь Лазаря

церковь
Ризоположения

XIV-XV вв. все
деревянные храмы
погибли от времени
или

от пожаров,
уцелели лишь
два сооружения
Слайд 11

Московская архитектура Храмы, построенные при Иване Калите и Дмитрии Донском, не

Московская архитектура

Храмы, построенные при Иване Калите и Дмитрии Донском, не сохранились

до наших дней.
Здания, построенные при Василии I, дошедшие до наших дней:
Собор Успения на Городке (1399)
Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1405)
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1423)
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1427)
Слайд 12

Собор Успения Богородицы на Городке (1396-1399) Собор Рождества Богородицы (1405-1407) в Саввино-Сторожевском монастыре

Собор Успения Богородицы
на Городке (1396-1399)

Собор Рождества Богородицы (1405-1407)
в

Саввино-Сторожевском монастыре
Слайд 13

Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Свято-Троицкий собор
Троице-Сергиевой лавры

Спасский собор
Спасо-Андроникова
монастыря

Слайд 14

Московский Кремль Белокаменный Кремль (1367-1368 гг.) Московский Кремль при Иване III

Московский Кремль

Белокаменный Кремль
(1367-1368 гг.)

Московский Кремль
при Иване III
(конец XV – начало XVI

вв.)
Слайд 15

Ансамбль Соборной площади Московского Кремля

Ансамбль Соборной площади Московского Кремля

Слайд 16

Успенский собор (1475-1479) Аристотель Фиорованти Архангельский собор (1505-1508) Алевиз Фрязин Новый

Успенский собор
(1475-1479)
Аристотель Фиорованти

Архангельский собор
(1505-1508)
Алевиз Фрязин Новый

Слайд 17

Благовещенский собор (1484-1489) Псковские мастера

Благовещенский собор
(1484-1489)
Псковские мастера

Слайд 18

Грановитая палата (1487-1491) Марк Фрязин, Пьетро Антонио, Солари

Грановитая палата
(1487-1491)
Марк Фрязин, Пьетро Антонио, Солари

Слайд 19

Колокольня Ивана Великого (1505-1508) Бон Фрязин Достроена в 1660 г.

Колокольня
Ивана Великого
(1505-1508)
Бон Фрязин
Достроена
в 1660 г.

Слайд 20

Новгородские храмы строились из грубо обработанных плит, а отдельные детали из

Новгородские храмы строились из грубо обработанных плит, а отдельные детали из

кирпича.
Наружная отделка храмов была скромной, но изящной.
Часто использовались многочисленные декоративные ниши, простые орнаменты.
Слайд 21

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице

Церковь Петра и Павла
в

Кожевниках
Слайд 22

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) Успение Богородицы. 1392

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)

Успение Богородицы. 1392 г.

Родом из

Византии.
Работал в Константинополе,
Новгороде
церковь Спаса на Ильине улице,
Москве
Благовещенский и
Архангельский соборы в
Московском Кремле.
Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит
Слайд 23

Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) Троица. 1410-1420-е гг. Икона Христа.

Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.)

Троица.
1410-1420-е гг.

Икона Христа. 1410-1415 гг.

Монах

Троице-Сергиева,
затем Спасо-Андроникова
монастыря.
Фрески Благовещенского собора
Московского Кремля,
Успенского собора во
Владимире.
Мягкость. Человечность.
Более сдержанная манера
письма, чем у Феофана Грека.