Раннее Возрождение, XV век

Содержание

Слайд 2

Раннее Возрождение в искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где

Раннее Возрождение в искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией,

где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам.
В начале XV в. Появляется флорентийская школа — авангард гуманистического искусства Возрождения. Здесь в 1439 г. учреждается Платоновская академия, основываются Лауренцианская библиотека, художественные коллекции Медичи; работают писатели, поэты, гуманисты, ученые.
Слайд 3

Раннее Возрождение – время экспериментальных поисков. Если в эпоху Проторенессанса художник

Раннее Возрождение – время экспериментальных поисков. Если в эпоху Проторенессанса

художник работал, основываясь на интуиции, то время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира. В XV в. появился целый ряд научных трактатов об искусстве.
Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Им была разработана теория линейной перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине.
Слайд 4

Слайд 5

Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с

Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство

с природой и чувство соразмерности.
В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии.
Слайд 6

Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей

Искусство  Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по

всей Италии.
В скульптуре получили развитие свободностоящая статуя, перспективный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
Слайд 7

В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15

В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15

века —
Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму.

Вся его творческая жизнь по существу была посвящена решению единственной проблемы — созданию живописного монументального декоративного рельефа. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия (крестильни).

Слайд 8

Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое

Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое

место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424).
Слайд 9

Слайд 10

"Райские врата": Встреча Соломона и царицы Савской

"Райские врата": Встреча Соломона
и царицы Савской

Слайд 11

Слайд 12

Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (около 1386-1466) (Донато ди Никколо

Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (около 1386-1466)
(Донато ди Никколо ди

Бетто Барди).

Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики. Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу.

Слайд 13

Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы

Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы

северных дверей баптистерия. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно.
Слайд 14

«Мария Магдалина», 1455, Флоренция, музей Дуомо. Святая изображена измождённой, в рубище, после долгих лет отшельничества

«Мария Магдалина», 1455, Флоренция, музей Дуомо.
Святая изображена измождённой, в рубище,

после долгих лет отшельничества
Слайд 15

Св. Иоанн Креститель

Св. Иоанн Креститель

Слайд 16

Слайд 17

Живопись Для итальянской живописи 15 в. характерны: ощущение гармонической упорядоченности мира,

Живопись
Для итальянской живописи 15 в. характерны:
ощущение гармонической упорядоченности мира,


обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма,
радостное восприятие красоты и многообразия реального мира,
любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.
Слайд 18

Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди) (1401- 1428) — знаменитый

Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди)
(1401- 1428) — знаменитый итальянский

живописец, крупнейший мастер флорентийской школы.
Учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. Брунеллески к 1416 году был занят разработкой линейной перспективы. У Донателло Мазаччо позаимствовал новое осознание человеческой личности, характерное для его статуй
Слайд 19

Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его

Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его

размеры: центральная панель 108х65см, боковые 88х44см). Он был обнаружен в 1961 году в небольшой церкви

Триптих Св. Ювеналия

Слайд 20

Слайд 21

Портрет молодого человека

Портрет молодого человека

Слайд 22

Мадонна с младенцем и св. Анной. ок. 1424

Мадонна с младенцем и св. Анной. ок. 1424

Слайд 23

Фрески капеллы Бранкаччи являются главным произведением, созданным Мазаччо за свою короткую

Фрески капеллы Бранкаччи являются главным произведением, созданным Мазаччо за свою короткую

жизнь. Капелла Бранкаччи была пристроена к кармелитской церкви Санта Мария дель Кармине (построена в 1365 году) около 1386 года

Фреска «Чудо со статиром»

Слайд 24

Изгнание из рая

Изгнание из рая

Слайд 25

св. Пётр исцеляет больного своей тенью

св. Пётр исцеляет больного своей тенью

Слайд 26

Слайд 27

Пьеро делла Франческа (1420 - 1492) итальянский художник и теоретик. Произведения

Пьеро делла Франческа (1420 - 1492)
итальянский художник и теоретик.
Произведения мастера

отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма
Слайд 28

«Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца»

«Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца»

Слайд 29

Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах

Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах

Слайд 30

«История царицы Савской»,

«История царицы Савской»,

Слайд 31

«Воскресение Христа» фреска, около 1460 года.

«Воскресение Христа» 
фреска, около 1460 года.

Слайд 32

Слайд 33

Филиппо Липпи, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Верроккьо, П. Перуджино, Джованни Беллини

Филиппо Липпи,
П. Уччеллo,
Фра Анджелико,
Верроккьо,
П. Перуджино,
Джованни Беллини


Слайд 34

Архитектура Мечты гуманистов об «идеальном городе» легли в основу новых принципов

Архитектура
Мечты гуманистов об «идеальном городе» легли в основу новых принципов градостроительства

и архитектуры. Была творчески переосмыслена античная ордерная система, преобразованы достижения готики. В зданиях этого периода на первый план выступает ощущение гармонии.
Слайд 35

Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446).

Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную
Филиппо

Брунеллески (1377—1446).
Слайд 36

Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди

Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди

них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) (автор Брунеллески)
Слайд 37

дворец Риккарди, построенный Микелоццо-Микелоцци

дворец Риккарди, построенный Микелоццо-Микелоцци

Слайд 38

дворец Руччеллаи Леона Баттиста Альберти

дворец Руччеллаи Леона Баттиста Альберти

Слайд 39

Высокое Возрождение (ок. 1500-1527 гг) Время самого пышного развития его стиля.

Высокое Возрождение
(ок. 1500-1527 гг)
Время самого пышного развития его стиля.
В это

время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II.
Слайд 40

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса:

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса:

Слайд 41

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) — итальянский художник, скульптор, архитектор,

Леонардо да Винчи
(1452 - 1519) 
— итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный,

изобретатель, писатель

Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно

Слайд 42

Сюжет «Благовещения» восходит к евангельскому тексту, повествующему о возвещении архангелом Гавриилом

Сюжет «Благовещения» восходит к евангельскому тексту, повествующему о возвещении архангелом Гавриилом

Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.
Слайд 43

«Мадонна с цветком» (1478—1480)

«Мадонна с цветком» (1478—1480)

Слайд 44

Мадонна в скалах, 1483—1486

Мадонна в скалах, 1483—1486

Слайд 45

«Дама с горностаем»

«Дама с горностаем»

Слайд 46

«Мадонна Литта» (1490—1491)

«Мадонна Литта» (1490—1491) 

Слайд 47

Тайная вечеря, 1495—1498. Размер 460×880 см

Тайная вечеря, 1495—1498. Размер 460×880 см

Слайд 48

около 1503—1505 гг.

около 1503—1505 гг.

Слайд 49

Микеланджело Буонаротти (1475—1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель

Микеланджело Буонаротти (1475—1564)
— великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель

Родился

в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Мать умирает рано. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.
В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему
Слайд 50

Давид, 1501-1504 Высота 5,17 м.

Давид, 1501-1504
Высота 5,17 м.

Слайд 51

«Оплакивание Христа»

«Оплакивание Христа»

Слайд 52

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы

(1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур.
В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд».
Слайд 53

Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её

Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её

стало второе пришествие Христа и апокалипсис
Слайд 54

«Мадонна у лестницы», ок. 1490 —1491

«Мадонна у лестницы», ок. 1490 —1491

Слайд 55

Битва кентавров

Битва кентавров

Слайд 56

Мадонна Дони. 1503—1504

Мадонна Дони. 1503—1504

Слайд 57

Сотворение Адама, ок. 1511. Фреска. 280×570 см Сикстинская капелла, Ватикан

Сотворение Адама, ок. 1511. Фреска. 280×570 см
Сикстинская капелла, Ватикан

Слайд 58

Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо

Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо

Слайд 59

Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Слайд 60

Рафаэль Санти (1483 - 1520) — великий итальянский живописец, график и

Рафаэль Санти (1483 - 1520) 
— великий итальянский живописец, график и архитектор

Рафаэль рано потерял родителей. Отец был художником и поэтом, поэтому первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино. Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры .
В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Слайд 61

«Коронование Марии»

«Коронование Марии»

Слайд 62

«Положение во гроб»

«Положение во гроб»

Слайд 63

Святое Семейство Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых

Святое Семейство

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы

святых
Слайд 64

Святая Екатерина Александрийская, 1507

Святая Екатерина Александрийская, 1507

Слайд 65

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна

либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).
Слайд 66

«Мадонна Грандука», 1505

«Мадонна Грандука», 1505

Слайд 67

«Мадонна с гвоздиками»

«Мадонна с гвоздиками»

Слайд 68

Мадонна с щегленком

Мадонна с щегленком

Слайд 69

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница») (1507—1508).

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница») (1507—1508).

Слайд 70

Слайд 71