Культура Украины в 1940-1950 годах

Содержание

Слайд 2

С годами войны 1941 – 1945 гг. /включительно/ связан относительный рассвет

С годами войны 1941 – 1945 гг. /включительно/ связан относительный рассвет

украинской исторической науки, культуры, литературы и изобразительного искусства. «Впервые за много лет – писал М. Рыльский, - украинские учёные и писатели одержали право вслух высказаться про национальный дух украинского народа».
Слайд 3

С конца 1941 г в украинской советской литературе одна за другой

С конца 1941 г в украинской советской литературе одна за другой

начинают печататься статьи историков и писателей, посвящённые выдающимся страницам национального прошлого. Возрождается тяга к национальному традиционализму. Известные деятели культуры выступают с обобщающими работами про украинский национальный театр /Иван Кочерга/, музыкальную культуру /Филипп Козицкий/, язык /Леонид Булаховский/. Именно в это время, впервые после террора 1933 – 1938 гг., Институт истории академии наук УССР имел смелость подготовить к печати многотомный труд «История Украины», первый том которого вышел в переломный период войны / в 1943 г. /. Одновременно вышел популярный «Напис истории Украины», которого украинская школа и читатель не имели более 10 лет.
С конца 1941 г в украинской советской литературе одна за другой начинают печататься статьи историков и писателей, посвящённые выдающимся страницам национального прошлого. Возрождается тяга к национальному традиционализму. Известные деятели культуры выступают с обобщающими работами про украинский национальный театр /Иван Кочерга/, музыкальную культуру /Филипп Козицкий/, язык /Леонид Булаховский/. Именно в это время, впервые после террора 1933 – 1938 гг., Институт истории академии наук УССР имел смелость подготовить к печати многотомный труд «История Украины», первый том которого вышел в переломный период войны / в 1943 г. /. Одновременно вышел популярный «Напис истории Украины», которого украинская школа и читатель не имели более 10 лет.
Слайд 4

Художественная литература дала ряд романов, повестей, рассказов /О. Гончар «Прапороносцы» –

Художественная литература дала ряд романов, повестей, рассказов /О. Гончар «Прапороносцы» –

трилогия Ю. Яновский «Живая вода», Ю. Смолич «Они не прошли», Л. Смилянский «София», О.Кундзич «Украинская хата»/. Годы войны стали временем появления значительных, пронизанных патриотическим пафосом, поэм /М. Рыльский «Слово про рiдну матiр»; П. Тычина «Голос матери»; В. Соссюра «Любите Украину»; Л. Первомайский «На Полтавщине»; А. Малышко – «Украина моя»… Весомый вклад в историю советского искусства 1941 – 1945 гг. внесли украинские художники. Уже на второй день войны расширенный пленум ЦК союза работников искусства обратился с призывом развернуть активную художественную работу в армии, на фронте, в тылу. Во многих городах Украины были созданы штабы, которые наладили работу по выпуску плакатов.
Слайд 5

Несмотря на тяжёлые условия, украинскими художниками было создано немало картин, этюдов

Несмотря на тяжёлые условия, украинскими художниками было создано немало картин, этюдов

/Н. Сирота «Пленные немцы», 1942; С. Кравченко «Разгром немцев под Ростовом» 1942; Ю. Балановский «На днепровских переправах» 1944; Ф. Самусев «Под Корсунь – Шевченковском» 1944/
Слайд 6

В военное время в украинской советской живописи развивается и исторический жанр

В военное время в украинской советской живописи развивается и исторический жанр

/«Московские послы вручают грамоты Богдану Хмельницкому» И. Шульга, созданная в 1943 г. для центрального исторического музея; серия картин М. Дергуса «Хмельничина»; «После Корсунской победы» и др./… Всё это свидетельствовало, что признаки нового культурного и общественного подъёма Украины, которая пережила странный шквал войны и немецкую оккупацию, были очевидными.
Слайд 7

С конца 1948 г. в Украине развернулась компания борьбы против «низкопоклонства»

С конца 1948 г. в Украине развернулась компания борьбы против «низкопоклонства»

перед Западом, а со временем и «космополитизма» еврейских писателей, художников, в частности, О. Борщаковского, И. Стебуна, Е. Адельгейма, А. Каунельсона. Учёные и писатели, композиторы и художники в таких условиях не способны были творить, и это негативно сказалось на развитии литературы и искусства. Однако, именно тогда, когда все изготовились к очередной сталинской прихоти, 5 марта 1953 г. «отец народов» отошёл в лучший из миров. Казалось, было слышно, как Украина облегчённо вздохнула.
Слайд 8

После смерти Сталина началась новая эра. Изнуряющие, нерациональные, расточительные, диктаторские методы

После смерти Сталина началась новая эра. Изнуряющие, нерациональные, расточительные, диктаторские методы

правления были основаны на терроре и массовом принуждении, не могли существовать бесконечно. Назрела насущная потребность в общем ослаблении жестокого сталинского контроля над всеми сферами жизни общества. Н. С. Хрущёв, ставший победителем в борьбе за власть, понимал, что, в конце концов, прогресс Советского Союза возможен на основе насилия, а убеждения, роста производительности и инициативы, а не революционного запала. Для того чтобы перейти на новый путь развития, следовало сначала порвать с прошлым.
Слайд 9

На ХХ съезде КПСС в 1956 г. Н. С. Хрущёв сделал

На ХХ съезде КПСС в 1956 г. Н. С. Хрущёв сделал

один из самых драматических в советской истории докладов. Посеяв величайший ужас и растерянность в рядах «твёрдых партийцев», он развернул перед делегатами обширную, детальную и устрашающую картину сталинских преступлений. Этот «секретный доклад» означал начало процесса «десталинизации», сопровождающейся ощутимыми изменениями в культурной жизни страны. Этот процесс был сложным и противоречивым, но в целом, без сомнения, способствовал общественному, национальному и культурному возрождению в Украине.
Слайд 10

Среди различных слоёв населения возрос интерес к украинскому языку и культуре,

Среди различных слоёв населения возрос интерес к украинскому языку и культуре,

к истории своего народа. Появляются новые периодические издания, в частности, журналы «Знамя» /1956г./, «Советское литературоведение» /1957 г./. В это время были образованы такие научные центры, как Академия строительства и архитектуры, Украинская сельскохозяйственная академия наук /1956 г./; новые творческие союзы – Союз журналистов Украины /1958 г./.
Слайд 11

Значительные успехи были достигнуты украинскими живописцами в развитии исторической тематики. Заметным

Значительные успехи были достигнуты украинскими живописцами в развитии исторической тематики. Заметным

явлением в украинской живописи этого периода стали полотна М. Хмелька, О. Хмельницкого, В. Задорожного; также следует отметить работы М. Дергуса «Тарас во главе войска» /1952/, Л. Чернова «Вечерняя песня». Живописцы всё больше обращаются к традициям народного творчества. Наиболее ярко это прослеживается в работах художников закарпатской школы живописи. Ярким примером этому служит картина Г. Глюка «Лесорубы» /1954/, полотна А. Эрдели «Обрученные» и А. Коуки «Верховинка» /1956/.
Слайд 12

Достижения и особенности украинского монументально-декоративного искусства в первой половине 50-х годов

Достижения и особенности украинского монументально-декоративного искусства в первой половине 50-х годов

наиболее чётко прослеживаются в художественном оформлении павильонов Выставки народных достижений УССР /1958-1959/. В выполнении этого проекта принимали участие живописцы и скульпторы Харькова, Одессы, Киева и других городов.