Культура варварских королевств: рождение новой культуры

Содержание

Слайд 2

План урока 1. Основные виды художественной деятельности варваров. 2. Преобладание декоративно-прикладного

План урока
1. Основные виды художественной деятельности варваров.
2. Преобладание декоративно-прикладного искусства, его

магический смысл.
3. Сюжеты и образы варварского искусства.
4. Полихромный стиль.
5. Образ зверя — главный образ в искусстве. Звериный стиль .
6. Принятие христианства и его влияние на культуру варварских королевств.
7. Каролингский ренессанс.
8. Итоги и выводы.
Слайд 3

Основополагающий вопрос: Была ли культура у варваров?

Основополагающий вопрос:
Была ли культура у варваров?

Слайд 4

Проблемные вопросы: 1. Какие виды искусства могли развиваться у варваров? 2.

Проблемные вопросы:
1. Какие виды искусства могли развиваться у варваров?
2. Какие изменения

произошли в их культуре с принятием христианства?
Слайд 5

Цель: выявление основных принципов художественной деятельности варваров и определение роли христианства

Цель: выявление основных принципов художественной деятельности варваров и определение роли христианства

в формировании новой культуры.
Задачи:
1.Познакомиться с памятниками культуры и искусства варваров.
2. Определить ведущие виды искусства в художественно-творческой деятельности.
3. Объяснить, почему их привлекали образы силы и могущества, заключенные в образах зверей.
4. Развивать творческие способности учащихся путем выполнения зарисовок памятников искусства.
5. Определить изменения, произошедшие в искусстве с принятием христианства.
6. Подчеркнуть роль данного этапа в формировании и становлении культуры эпохи феодализма.
Слайд 6

Могла ли развиваться архитектура у варваров? Нет, это были кочевые народы,

Могла ли развиваться архитектура
у варваров?

Нет, это были кочевые народы, которые не

сидели на одном месте
Слайд 7

Стихия варварского искусства – декоративно-прикладное искусство, имеющее практическое значение. Преобладание орнамента

Стихия варварского искусства – декоративно-прикладное искусство, имеющее практическое значение. Преобладание орнамента

и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются характерной чертой искусства эпохи переселения народов. Выработанные искусством декоративно-орнаментальные принципы композиции явились новыми средствами художественного выражения.
Слайд 8

Изготовление оружия (кузница франков)

Изготовление оружия (кузница франков)

Слайд 9

Оружие викингов Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их

Оружие викингов

Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их вес

достигал 9 кг, длина рукоятки — 1 метр. Рукоятка была окована железом, что делало удары сокрушительными.

Шлемы викингов имели закругленную верхушку со щитками для защиты носа и глаз, или заостренную — с прямой носовой планкой. Накладные планки и щитки украшались чеканками из бронзы или серебра.

Слайд 10

Оружие варваров Орнаментально-декоративные формы искусства отличались богатством. Викинги знали технику золотой

Оружие варваров

Орнаментально-декоративные формы искусства отличались богатством. Викинги знали технику золотой и

серебряной насечки, которыми украшали булатные мечи, перегородчатые эмали и филигрань. По-видимому, многое они заимствовали у кельтов Центральной Европы.
Слайд 11

Оружие и военные доспехи кельтов Удивительно хорошо сохранившиеся оружие, орудия труда,

Оружие и военные доспехи кельтов

Удивительно хорошо сохранившиеся оружие, орудия труда, ювелирные

украшения, конская сбруя и боевые колесницы свидетельствовуют о высоком мастерстве древних литейщиков и кузнецов.

Кельты на войне с Римом

Слайд 12

Варвары к каждой вещи подходили с позиций магии. Они словно боялись

Варвары к каждой вещи подходили с позиций магии. Они словно боялись

гладких поверхностей, чтобы злые духи не могли зацепиться за предмет, вся поверхность которого украшена, заткана или изрезана узором. Мир представлялся им ареной борьбы фантастических и враждебных сил. Воин, украшая доспехи их изображением, заставлял их служить себе.

Магическая сила орнамента

Меч викингов
Рукоять меча

Слайд 13

Клад королевы в Осеберге Погребальная ладья норвежской королевы Осы Деревянная повозка

Клад королевы в Осеберге

Погребальная ладья норвежской королевы Осы
Деревянная повозка

В Осеберге (Норвегия)

об­наружено хорошо сохранившееся королевское погребение (IX в.). Там находились украшенные резьбой предметы быта, повозка, несколько саней, а также корабль с фигурой фантастического существа для отпугивания злых духов.
Слайд 14

Драккар — корабль викингов При возвращении домой голову дракона следовало убирать,

Драккар — корабль викингов

При возвращении домой голову дракона следовало убирать, чтобы

не напугать духов родной земли.
Слайд 15

Декоративно-прикладное искусство. Полихромный стиль Техника художественной обработки металлов находилась на высоком

Декоративно-прикладное искусство.
Полихромный стиль

Техника художественной обработки металлов находилась на высоком уровне. Памятники

этого искусства были найдены в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения, оружие, декоративная утварь, а со времени принятия христианства - предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг.

«Полихромный стиль» впервые появился у готов во время их пребывания в Северном Причерноморье, где они познакомились с техникой перегородчатой эмали и оправы драгоценных камней золотом и серебром.

Слайд 16

Ювелирное искусство Двупластинные германские фибулы. нач. V века Готская фибула, полихромный

Ювелирное искусство

Двупластинные германские фибулы. нач. V века
Готская фибула, полихромный стиль. V

век
Детали готского меча (рукоять, ножны). сер. V века
Германская накладка на ремень в виде орла Вотана. V век.

В результате взаимопроникновения культур были созданы прекрасные образцы «варварского» ювелирного искусства, не уступающие по красоте римско-византийским образцам.

Слайд 17

Ювелирное искусство Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли

Ювелирное искусство

Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию

отличия королей и вождей, служили знаком богатства и могущества. У германских племен, как и у других народов времен великого переселения, бытовали подвески из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью, рельефными и живописными изображениями.

Вотивная корона лангобардской королевы Теоделинды. Конец VI-нач. VII вв. Монца, сокровищница собора.

«Железная Корона» лангобардских королей. Вопреки названию, корона изготовлена из золота и украшена 22 драгоценными камнями. Последним владыкой Священной Римский империи, увенчанным ею, стал Карл V. Наполеон Бонапарт, вступая в права короля Италии, был коронован именно ею.

Слайд 18

Ювелирное искусство Меровингские пряжки и накладки Меровингские фибулы Пряжки и заколки

Ювелирное искусство

Меровингские пряжки и накладки
Меровингские фибулы
Пряжки и заколки из захоронения франкской

королевы Арнегунды. VI век
Фибулы времен Теодориха
Слайд 19

У истоков звериного стиля. Скифское золото Происхождение звериного стиля связано с

У истоков звериного стиля.
Скифское золото

Происхождение звериного стиля связано с почитанием

священного зверя, с тотемизмом. Изображение этого почитаемого племенем животного постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Из древнего искусства переходят образы львов, орлов, грифонов и других могучих животных - стражей, охранявших Древо жизни и считавшихся «прародителями» племен. Украшая одежду воина, его доспехи и оружие, сбрую боевого коня они становятся не только амулетами, но и своеобразными знаками высокого социального статуса владельца.
Слайд 20

Декоративно-прикладное искусство. Звериный стиль Звериный стиль — это стиль, отличительной чертой

Декоративно-прикладное искусство.
Звериный стиль

Звериный стиль — это стиль, отличительной чертой которого были

стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Эта система распространилась по всей Европе и оказала влияние на всю художественную культуру средних веков.
Слайд 21

Декоративно-прикладное искусство. Звериный стиль Звериный стиль несет в себе огромную смысловую

Декоративно-прикладное искусство.
Звериный стиль

Звериный стиль несет в себе огромную смысловую нагрузку. «Напряженность»

является одним из ключевых качеств - она служит выражением динамики не столько внешней, сколько внутренней — тела зверей напоминают сжатые и готовящиеся распрямиться пружины. Для него характерен мотив «звериного кольца».
Слайд 22

Образ зверя — главный образ в искусстве Сделай зарисовку

Образ зверя — главный образ в искусстве

Сделай зарисовку

Слайд 23

Образование варварских королевств 418 — королевство вестготов (от Гибралтара до р.Луары)

Образование варварских королевств

418 — королевство вестготов
(от Гибралтара до р.Луары)

420 — королевство

аллеманов
(Северная Галлия, столица Тулуза)

429 — королевство вандалов
(Северная Африка, на месте Карфагена)

443 — королевство бургундов
(долина Рейна и Соны, столица Лион)

486 — королевство франков
(Галлия, столица Париж)

493 — королевство остготов
(Италия, столица Равенна)

На территории Британии к концу VI в. образовалось 7 королевств. Созданные германскими племенами государства воевали между собой, их границы были непостоянны, а существование - недолговечно.

Слайд 24

Рождение новой культуры С принятием христианства могло ли искусство оставаться прежним? Варварские традиции Античные традиции

Рождение новой культуры

С принятием христианства могло ли искусство оставаться прежним?

Варварские традиции

Античные

традиции
Слайд 25

Гробница Теодориха в Равенне Гробница Теодориха в Равенне (526-530). Купол из

Гробница Теодориха в Равенне

Гробница Теодориха в Равенне (526-530). Купол из монолитного

300-тонного камня доставили с противоположного берега Адриатики, предварительно выдолбив его для уменьшения веса. Для установки подняли на земляную насыпь в уровень гробницы, затем насыпь срыли. Это перекрытие не имеет аналогий в истории искусства. Не владея римской техникой возведения куполов, варвары решили конструктивную задачу своим способом.
Слайд 26

Гробница Теодориха в Равенне

Гробница Теодориха в Равенне

Слайд 27

Каролингcкий ренессанс Франки в IX-X вв. образовали могущественную державу, которая стала

Каролингcкий ренессанс

Франки в IX-X вв. образовали могущественную державу, которая стала первой

империей средневековья. Ее императором стал Карл I. Под его владычеством оказалась значительная часть территории бывшей Западной Римской империи.

Карл видел свою задачу в создании единого христианского мира. При Каролингах идеалом в искусстве была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы и строители, римская живопись служила образцом для миниатюристов.
Культура эпохи каролингского возрождения существовала в рамках первого в Европе государства с централизованной властью, с программно создаваемым искусством, идеологией и целенаправленной политикой.

Слайд 28

Этой монограммой, включающей согласные буквы латинского имени Karolus, император Карл Великий

Этой монограммой, включающей согласные буквы латинского имени Karolus, император Карл Великий

подписывал важные документы.

Почему правителей называют королями?

О нём писали:
Несметных ратей предводитель,
Племен владыка и отец,
Науки друг и покровитель,
Законодатель и Мудрец…
http://rulers.narod.ru/karl/karl.htm

Слайд 29

Корона Карла Великого — чудо искусства 25 декабря 800 г., в

Корона Карла Великого — чудо искусства

25 декабря 800 г., в день

Рождества Христова, Папа Лев III, служивший мессу в соборе Св. Петра в Риме, возложил на голову короля франков Карла усыпанную драгоценностями диадему императора. За два дня до этого церковный собор принял постановление: «в стране греков» нет более носителя императорского титула, «ибо престол незаконно захвачен женщиной, императорскую корону должен получить король франков Карл, который держит в руках Рим, где некогда имели обыкновение жить цезари». Так появилась первая средневековая империя Европы.
Слайд 30

Король-просветитель Карл устроил при дворе школу, именуемую «Ака­демией», где он и

Король-просветитель

Карл устроил при дворе школу, именуемую «Ака­демией», где он и его

приближенные зани­мались «свободными науками»: риторикой, грамматикой, диалектикой. Глава Академии - монах Алкуин. Император был усердным учеником, но писать так и не научился: «возил с собою на постели под подушкой дощечки и листи­ки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд, начатый не в свое время, слишком поздно».
Слайд 31

Аахен — столица империи Каролингов Капелла императорской резиденции в Аахене (788-805

Аахен — столица империи Каролингов

Капелла императорской резиденции в Аахене (788-805 гг.)

представляет собой величественное сооружение высотой около 32 метров. Ее нижний, шестнадцатиугольный в плане этаж, символизирует землю, верхний, в плане восьмиугольный, олицетворяет небо.
Слайд 32

Культура Каролингов На втором этаже, напротив алтаря, располагался королевский трон, на

Культура Каролингов

На втором этаже, напротив алтаря, располагался королевский трон, на котором

короновались германские императоры. До находки мраморного трона Карла в Майнце, этот трон считался самым древним.
Слайд 33

Культура Каролингов В куполе капеллы находится мозаичное изображение восседающего на троне

Культура Каролингов

В куполе капеллы находится мозаичное изображение восседающего на троне Христа

в окружении двадцати четырех святых и четырех символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), тельца (Лука) и орла (Иоанн).
Слайд 34

Книжная миниатюра — поиски нового языка Слово «миниатюра» от лат. названия

Книжная миниатюра —
поиски нового языка

Слово «миниатюра» от лат. названия красной

краски (minium), которой выделяли начало текста.

Античные традиции с мягкой, живописно-пластичной трактовкой спокойных фигур

Аахенское Евангелие Карла Великого
Евангелие Эбо
Утрехтская псалтырь

экспрессивная графическая манера

быстрые наброски пером, художник спешит передать массу впечатлений

«варварская» плетенка

Слайд 35

Оттоновское возрождение В конце X века на первый план выступает Германия.

Оттоновское возрождение

В конце X века на первый план выступает Германия. В

962 году Оттон I коронуется в Риме, положив начало Священной Римской империи германской нации. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано с монастырями. Роскошные иллюстрированные рукописи создавались в монастырских скрипториях.

Оттон III и аллегории четырех покоренных стран. Миниатюра Евангелария Оттона III.

Слайд 36

1. Христианизация Европы приобрела необратимый характер. 2. Расцвет светской культуры. 3.

1. Христианизация Европы приобрела необратимый характер.
2. Расцвет светской культуры.
3. В

каролингском искусстве, воспринявшем торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства и местные традиции, сформировались основы европейского средневекового искусства.
4. В результате распада империи образовалось три государства, перед ко­торыми лежал большой исторический путь, — Франция, Германия, Италия.
5. Зарождается феодализм как уклад жизни, который стал основой средневековой культуры и искусства.

Значение эпохи Каролингов

Слайд 37

Повторение 1. С чего варвары начали созидание своей культуры? 2. Какой

Повторение

1. С чего варвары начали созидание своей культуры?
2. Какой вид

искусства был ведущим у варваров?
3. Почему архитектура и живопись их не интересовали?
4. Что такое звериный стиль?
5. Какой смысл вкладывали варвары в орнамент?
6. Влияние какой культуры испытали на себе варвары?
7. Если бы вы были варварами, образ какого зверя поместили бы на своем щите?
8. Какие украшения предпочли бы девочки?
Слайд 38

Итоги и выводы 1. Вхождение варваров в античное общество шло посредством

Итоги и выводы

1. Вхождение варваров в античное общество шло посредством усвоения

ими культурных ценностей этого общества.
2. Происходит активное взаимодействие и обогащение двух противоположных культур - варварской и античной.
3. Соприкосновение двух миров происходило по разным направлениям: образование, на бытовом уровне, появлении новых родственных связей, в художественно-творческой деятельности.
4. Христианство оказало влияние на формирование духовного мира варваров.
5. Образы варварского искусства будут одухотворять искусство средневековья.
Слайд 39

Рождение нового мира! Раннее Средневековье (V-XI вв.) - период формирования средневекового

Рождение нового мира!

Раннее Средневековье (V-XI вв.) - период формирования средневекового типа

жизни: мировоззрения, социального и экономического уклада, отношений и эстетических ценностей. Была создана основа для всего искусства западного средневековья.
Возникает новый мир - мир Средневековья, который появился в результате слияния римского и варварского миров.
Слайд 40

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 41

Ссылки на изображения http://lib.convdocs.org/docs/index-164265.html?page=2 http://i75.beon.ru/50/73/2497350/73/105570273/pv_series_the_avengers_loki_by_woshibbdoud5nzy6s.png http://wordteen.ru/uploads/posts/2012-08/1346319726_vwarrior2gs.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/76/96076558_VOPROS_.jpg http://www.studyblue.com/notes/note/n/western-medieval-art—architecture/deck/10715142 http://kolizej.at.ua/forum/12-483-1 http://www.kartinki24.ru/kartinki/korabli/10225.html http://forum.ladoshki.ch/showthread.php?32319-%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5

Ссылки на изображения

http://lib.convdocs.org/docs/index-164265.html?page=2
http://i75.beon.ru/50/73/2497350/73/105570273/pv_series_the_avengers_loki_by_woshibbdoud5nzy6s.png
http://wordteen.ru/uploads/posts/2012-08/1346319726_vwarrior2gs.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/76/96076558_VOPROS_.jpg
http://www.studyblue.com/notes/note/n/western-medieval-art—architecture/deck/10715142
http://kolizej.at.ua/forum/12-483-1
http://www.kartinki24.ru/kartinki/korabli/10225.html
http://forum.ladoshki.ch/showthread.php?32319-%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5
http://bizantinum.livejournal.com/85560.html?thread=4320056
http://www.bellabs.ru/Scandinavia/Stockholm_Historiska.html
http://www.testent.ru/_ph/5/2/276222751.png
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st025.shtml
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1108/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9
http://ornament-i-stil.livejournal.com/170413.html
http://www.vashaktiv.ru/md_sv_do.html
http://www.evpatori.ru/skifskij-zverinyj-stil.html

Слайд 42

Ссылки на изображения http://yourelement.rolka.su/viewtopic.php?id=25 http://www.permianstyle.ru/u_pics/Si.1.88.jpg http://elbilge.ucoz.ru/image/74.jpg http://coollib.net/b/185373/read http://www.archeurope.com/uploads/images/Viking/Art/urnes_1_s.jpg http://1.bp.blogspot.com/_XxdgU-mVbm0/TQbe0CkcdPI/AAAAAAAADcI/ATVdjC5Y8uc/s1600/viking%2Bart%2B01.jpg http://www.tribal-celtic-tattoo.com/New_Folder/Book%20o3.jpg http://frank-history.limarevvn.ru/odin.htm

Ссылки на изображения

http://yourelement.rolka.su/viewtopic.php?id=25
http://www.permianstyle.ru/u_pics/Si.1.88.jpg
http://elbilge.ucoz.ru/image/74.jpg
http://coollib.net/b/185373/read
http://www.archeurope.com/uploads/images/Viking/Art/urnes_1_s.jpg
http://1.bp.blogspot.com/_XxdgU-mVbm0/TQbe0CkcdPI/AAAAAAAADcI/ATVdjC5Y8uc/s1600/viking%2Bart%2B01.jpg
http://www.tribal-celtic-tattoo.com/New_Folder/Book%20o3.jpg
http://frank-history.limarevvn.ru/odin.htm
http://www.medievalmuseum.ru/05treasures/medieval_treasures_barbarian_gold.htm
http://gabriela12.ya.ru/replies.xml?item_no=206
http://www.historel.net/moyenage/10e/charlem3.jpg
http://subscribe.ru/group/pole-chudes/5994272/
http://www.siproshvili.ru/st/4/srednevekovoe_iskusstvo.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5241/%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%9B
http://rulers.narod.ru/karl/karl.htm
http://expositions.bnf.fr/rouge/bande/images/3/116.jpg
http://s11.radikal.ru/i184/1009/ff/1cd859b7f3df.jpg
http://s005.radikal.ru/i211/1009/e2/3180857e7d07.jpg
http://amazin.ru/_fr/0/1109738.jpg
http://www.norway-live.ru/library/povsednevnaya-zhizn-vikingov28.html
http://g-r-p.livejournal.com/325251.html?nojs=1
http://www.medievalmuseum.ru/01mss/medieval_codexes_ottonian.htm