Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей

Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей

искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
Слайд 4

Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях человеческой культуры, в

Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях человеческой культуры, в

том числе и в философии. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы. Именно с ними связаны новые идеи в философии, которая пришла на смену господству средневековой схоластики и патристики.
Эпоха Возрождения для большинства стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире, космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике.
Слайд 5

Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центре своего внимания

Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центре своего внимания

человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития научного познания мира, новый шаг к которому был сделан успехами естествознания в конце ХV - начале XVI века. Именно эта область науки стала в ХVI в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира бил признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.
Слайд 6

Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым, инженером

Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым, инженером

и художником Леонардо да Винчи (1452-1519). "Леонардо был самым последовательным и самым ярким представителем того нового, основанного на эксперименте метода, целью которого было научное познание природы". Выступив решительным противником умозрительного знания и бесплодного философствования, Леонардо считал лишенной ценности мысль, не входящую за пределы чистого созерцания, не соединенную с действием и не подтвержденную практикой. "И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности". И далее: "Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только обманчивую.", но конкретное чувственное познание мира - лишь начало опыта, который, как полагал Леонардо, в полной мере раскрывается тогда, когда ученый постигает природу вещей, изменяя их своими руками - проводя физический эксперимент, создавая инженерную конструкцию или рисунок.
Слайд 7

Слайд 8

Гениальные мысли великого ученого подтверждались, когда сравнительно недавно были найдены так

Гениальные мысли великого ученого подтверждались, когда сравнительно недавно были найдены так

называемые мадридские кодексы Леонардо да Винчи, содержащие его наблюдения и изобретения в различных областях знания. Последователи были поражены глубиной научно-технического предвидения великого флорентийца. В XV веке он разработал идеи, нашедшие воплощение лишь через триста-четыреста лет, а некоторые стали осуществимыми только в наши дни. Его рисунки - чертежи настолько точны, что позволили сотрудникам Национального музея науки и техники в Милане изготовить модели ряда изобретений великого флорентийца: водяную пилу с автоматической подачей бревна, винторезный станок, копёр, лебедку, станок насекания, напильники; а совсем недавно, по точному рисунку ученого американская фирма стада выпускать полистиреновые водоходы.
Слайд 9

Отстаивая новый метод познания, ученый утверждал, что ошибки никогда не рождаются

Отстаивая новый метод познания, ученый утверждал, что ошибки никогда не рождаются

экспериментом, но коренятся в мышлении исследователя, в его невежестве: "опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти".
По убеждению Леонардо, опыт - лучший учитель и его не заменят никакие книги: "мудрость есть дочь опыта". "Не доверяйте же, исследователи, авторитетам, - призывал он, - которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте лишь тем, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытом приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы".
Практика, по убеждению ученого, "должна быть основана на хорошей теории".
"Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса".
Слайд 10

Слайд 11

Посредником между опытом и знанием ученый считал математику, он видел в

Посредником между опытом и знанием ученый считал математику, он видел в

математике метод научного познания; он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы. "Никакой достоверности нет в науке там, - утверждал он, - где нельзя приложить ни одной из математических наук и в том, что не имеет связи с математикой".
леонардо возрождение гуманизм реалистический
Леонардо решительно отошел от предшествующей научной тенденции. Но этот отход был предопределен отчасти достижениями самой гуманистической мысли (Ричино, Пико, особенно Альберти) и, открывая новый этап в ее развитии, Леонардо обогатил гуманистическое мировоззрение реалистическим обоснованием познавательных и творческих возможностей человека.
В его понимании знание оказывается не только великой способностью человека, но и жизненной потребностью, необходимостью, определяющей его отношение к окружающему миру.
Слайд 12

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в

безграничных творческих возможностях человека - и в этом он был прямым продолжателем Альберти. "Там, где природа кончает производить свои виды, - замечал Леонардо, - там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей".
Гений Леонардо поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления. И в этом наиболее радикальный смысл гуманистической мысли Возрождения. Разрыв с христианским мировоззрением здесь особенно заметен: "Если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, - писал Леонардо, - тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где не достает разумных доводов, так их заменяют крик, чего не случается с вещами достоверными".
Хотя Леонардо назвал себя "человеком без книжного образования", подчеркивая этим, что он мало связан с кругом гуманистов-философов и филологов, и хотя в действительности ему была ближе среда ремесленников и художников, он поднял значение "механических искусств", куда входила и живопись, до уровня "свободных искусств". Тем самым он положил начало сближению разных областей знания - естественных и гуманитарных - в рамках единой "истиной науки", одним из оснований которой утверждалась тесная связь теории и практики.