Материальная и духовная культура: индо-буддийская культура

Содержание

Слайд 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДО-БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: 1) космическое мировидение 2) религиозно-этическая доминанта 3)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДО-БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

1) космическое мировидение
2) религиозно-этическая доминанта
3) основные понятия в

картине мира - дхарма, карма, сансара, мокша
4) равновесие двух полюсов жизненных целей
5) аскетичность как высшая жизненная цель
6) склонность к теоретизированию, интровертность.
Слайд 3

ВАРНО-КАСТОВЫЙ СТРОЙ Варново-кастовое деление имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых

ВАРНО-КАСТОВЫЙ СТРОЙ

Варново-кастовое деление имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых трудно

понять роль каст в Индии, а также развитие всей системы индусского права. Класс - варна - каста, соотношение этих феноменов в их историческом развитии, одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.
Слайд 4

Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные.

Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны жреческой

верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией выходцев данной варны.
Слайд 5

Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии,

Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из

её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатриидолжны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.
Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает существование в  Древней Индии особой категории «вратья -кшатриев» -, т. е.кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей
Слайд 6

Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ,

Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная

масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев - подлинный демос. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором
Слайд 7

Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину

Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне,

чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.
Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.
Слайд 8

Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые

Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые

перегородки в поздних дхармашастрах были следствием перестройки сословно-классового деления раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма - каста. В одной из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта -пуране» - более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом племена, превращенные в касты.
Проблема возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем каста.
Слайд 9

Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в

Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в

состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутскиеплемена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений «выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Более того, принадлежность каст к тем или иным варнам часто прямо зависела от обладания правами землепользования и землевладения, места в общинной организации и разделении труда.
Слайд 10

Ведизм – это древнейшая индийская религия, сложившаяся во 2-ом веке до

Ведизм – это древнейшая индийская религия, сложившаяся во 2-ом веке до

нашей эры, после того, как в Индию вторглись племена захватчиков-ариев.
Носителями философии ведийской религии стали индоарийские племена, которые распространились в современной Индии с северо-запада Индостана.
Главным принципом учения в ведизме является обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Огромную роль играют магические обряды.
Слайд 11

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фольклорная

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фольклорная традиция.

Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.
Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.
Распространена любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.
Слайд 12

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована:

любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.
Музыку Индии можно рисовать: каждой расе соответствует определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.
Царица инструментов – вина, подобная арфе.