Материалы для контрольной работы № 2. Искусство Древней Руси – X-XVII века

Содержание

Слайд 2

Искусство Древней Руси – X-XVII века Истоки русского искусства – в

Искусство Древней Руси – X-XVII века

Истоки русского искусства – в

культуре древних восточных славян, которые издревле были земледельческим народом. В глубокой древности возникли трудовые и обрядовые песни, былины и исторические песни.
Отдельная страница связана с бесписьменным творчеством сказителей времен Киевской и Новгородской Руси. Они исполняли былины и сказки.
Слайд 3

Сказитель с гуслями

Сказитель с гуслями

Слайд 4

Крещение Руси Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из

Крещение Руси

Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых

значительных, поворотных событий в русской культуре.
Фреска В. Васнецова Крещение кн. Владимира (Киев)
Слайд 5

«Слово о полку Игореве» Одно из самых свободных от церковного влияния

«Слово о полку Игореве»

Одно из самых свободных от церковного влияния

произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.). Найдено в 18 веке, издано в 1800 году, рукопись сгорела в 1812 году в Москве.
Слайд 6

Автограф И. Федорова

Автограф И. Федорова

Слайд 7

Богослужебное пение. Знаменный роспев Знаменный роспев — основной вид церковного пения на Руси.

Богослужебное пение. Знаменный роспев

Знаменный роспев — основной вид церковного пения на Руси.


Слайд 8

Роговая музыка При Елизавете Петровне вошла в употребление так называемая роговая,

Роговая музыка

При Елизавете Петровне вошла в употребление так называемая роговая, охотничья

или полевая музыка, изобретенная чехом Иоганном-Антоном Марешем (1719 - 1791). Как отличный валторнист, Мареш был приглашен в Россию Бестужевым (1748), понравился императрице своей игрой и был взят в камер-музыканты. Гофмаршал Нарышкин поручил ему исправление грубых охотничьих рогов. Из этих инструментов, дававших только по одному звуку, Мареш организовал (1751) роговой оркестр, разыгрывавший целые симфонии и увертюры, к удивлению иностранцев.
Слайд 9

Роговой оркестр

Роговой оркестр

Слайд 10

Театр Первые профессиональные артисты - скоморохи. Первое упоминание о скоморохах есть

Театр

Первые профессиональные артисты - скоморохи. Первое упоминание о скоморохах есть в

старинных сказаниях и летописях. Специальным указом 1648 года царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.
Слайд 11

Рождение театра Датой рождения театра принято считать 17 октября 1672 года.

Рождение театра

Датой рождения театра принято считать 17 октября 1672 года. Именно

в этот день в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, был сыгран первый спектакль в истории русского театра. После смерти Алексея Михайловича (1676) спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь Федор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ.
Слайд 12

Русский театр 30 августа 1756 года последовал исторический для русской сцены

Русский театр

30 августа 1756 года последовал исторический для русской сцены указ

императрицы Елизаветы Петровны, в котором она повелевала "учредить русский для представления трагедий и комедий театр". Под театр был отдан Головкинский каменный дом на Васильевском острове. Директором театра был назначен уже известный к тому времени драматург и поэт Александр Петрович Сумароков.
Слайд 13

Александр Петрович Сумароков 1717-1777 Современники называли его «Северным Расином». Поэтические жанры:

Александр Петрович Сумароков 1717-1777

Современники называли его «Северным Расином». Поэтические жанры: оды эпистолы

(послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы; 9 трагедий («Гамлет», «Дмитрий-самозванец», «Мстислав»), 12 комедий.
Слайд 14

Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Российский ученый, историк, поэт-просветитель, заложивший основы современного

Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765

Российский ученый, историк, поэт-просветитель, заложивший основы современного русского литературного

языка.
Жанры – оды, трагедии («Демофонт»), поэмы, поэтические послания, сатиры.
Слайд 15

Опера в России При Анне Иоанновне в первый раз появилась в

Опера в России

При Анне Иоанновне в первый раз появилась в

России итальянская опера. Событие это относится к 1735 г. Первой исполненной у нас оперой является "Сила любви и ненависти", музыка
итальянского композитора
Франческо Арайи
Слайд 16

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Слайд 17

Система театров в России В начале XIX века сложилась сеть русских

Система театров в России

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских

театров, которые управлялись "Министерством двора Его Императорского Величества". В эту сеть вошли три петербургских театра: Александринский, Мариинский и Михайловский, - и два московских: Большой и Малый.
Слайд 18

Александрийский театр

Александрийский театр

Слайд 19

Мариинский театр

Мариинский театр

Слайд 20

Михайловский театр

Михайловский театр

Слайд 21

Большой театр Москва

Большой театр Москва

Слайд 22

Слайд 23

Малый театр Москва

Малый театр Москва

Слайд 24

М.И. Глинка (1804-1857)

М.И. Глинка (1804-1857)

Слайд 25

Глинка – основоположник русской классической оперы. Опера «Жизнь за царя» После

Глинка – основоположник русской классической оперы. Опера «Жизнь за царя»

После долгих поисков

сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена и поставлена на сцене Петербургского Большого театра.
Слайд 26

Репин. Глинка пишет оперу «Руслан и Людмила»

Репин. Глинка пишет оперу «Руслан и Людмила»

Слайд 27

Романс «Я помню чудное мгновенье» Глинка был не просто композитором, но

Романс «Я помню чудное мгновенье»

Глинка был не просто композитором, но и талантливым

пианистом и импровизатором, а также певцом, блестяще исполнявшим романсы и арии. На стихи Пушкина создан один самых ярких шедевров Глинки – «Я помню чудное мгновенье». В свое время Пушкин посвятил свои стихи Анне Петровне Керн, а Глинка написал романс, очарованный ее дочерью - Екатериной Керн.
Слайд 28

«Могучая кучка» В 60-е годы в Петербурге музыкант-вундеркинд, композитор, педагог Милий

«Могучая кучка»

В 60-е годы в Петербурге музыкант-вундеркинд, композитор, педагог Милий Балакирев

собирает вокруг себя сообщество композиторов, которое назвали Балакиревский кружок :руководитель М. А. Балакирев,
А. П. БОРОДИН,
Ц.А. КЮИ,
М.П. МУСОРГСКИЙ
Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.
Вскоре композиторский кружок выработал музыкальную программу и стал именовать себя
"НОВАЯ РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА".
В 1867 году друг и активный участник кружка - критик В.В. Стасов впервые назвал кружок композиторов "МОГУЧАЯ КУЧКА".
Слайд 29

«Могучая кучка» М.А.Балакирев – основатель кружка М.П.Мусоргский Н.А.Римский-Корсаков Ц.А.Кюи А.П.Бородин

«Могучая кучка»

М.А.Балакирев – основатель кружка

М.П.Мусоргский

Н.А.Римский-Корсаков

Ц.А.Кюи

А.П.Бородин

Слайд 30

А.П. Бородин (1833 – 1887) Русский композитор. Богатырская симфония – работал

А.П. Бородин (1833 – 1887)

Русский композитор.
Богатырская симфония – работал над ней

7 лет.
Опера «Князь Игорь» - создавал 18 лет, но так и не закончил. Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов дописали его оперу, премьера которой 23 октября 1890 года с триумфом прошла в Петербургском Мариинском театре.
Слайд 31

ГРАНИ ТАЛАНТА: Ученый – врач Бородин – знаменитый химик. Он был

ГРАНИ ТАЛАНТА: Ученый – врач

Бородин – знаменитый химик. Он был

учеником Н.Н. Зинина – гения русской химической школы, академика, первого президента Русского физико-химического общества.
Бородин-врач. Ординатор второго военно-сухопутного госпиталя, патолог и терапевт, отчасти токсиколог.
Образование получил в Медико-хирургической академии. В 1858 году он получает степень доктора медицины за диссертацию на тему "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях".
Слайд 32

М.П. Мусоргский (1839 – 1881)

М.П. Мусоргский (1839 – 1881)

Слайд 33

Опера «Борис Годунов» написана по одноимённой драме А. Пушкина — одно

Опера «Борис Годунов» написана по одноимённой драме
А. Пушкина — одно

из лучших произведений мирового музыкального театра.
(1869, 1874)
Слайд 34

Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» - иллюстрации к акварелям художника Виктора Хартмана – 1874 год

Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» - иллюстрации к акварелям художника

Виктора Хартмана – 1874 год
Слайд 35

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Слайд 36

Петербургская консерватория

Петербургская консерватория

Слайд 37

Московская консерватория (1866)

Московская консерватория (1866)

Слайд 38

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1875)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1875)

Слайд 39

«Евгений Онегин» по роману А. Пушкина (1875)

«Евгений Онегин» по роману А. Пушкина (1875)

Слайд 40

Опера «Пиковая дама» (1890) Шестая симфония (1893)

Опера «Пиковая дама» (1890) Шестая симфония (1893)

Слайд 41

«Поэма без героя» А. Ахматова Широкое бытование выражение «Серебряный век» получило

«Поэма без героя» А. Ахматова

Широкое бытование выражение «Серебряный век» получило в

Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» (1940-62) Анны Ахматовой (первая сокращенная публикация в сборнике «Бег времени», 1965):
«На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…»
Слайд 42

Н. И. Альтман. Портрет Анны Ахматовой . 1914

Н. И. Альтман. Портрет Анны Ахматовой . 1914

Слайд 43

Александр Блок (1880-1921) Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме»,

Александр Блок (1880-1921)

Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1905),

ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Через осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912—1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907—1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921).
Слайд 44

Николай Гумилев (1886-1921) Русский поэт, создатель школы акмеизма (литературного течения, противостоящего

Николай Гумилев (1886-1921)

Русский поэт, создатель школы акмеизма (литературного течения, противостоящего символизму;

акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова), переводчик, литературный критик, путешественник, офицер (был обвинен в заговоре и расстрелян в Кронштадте).
«Романтические цветы» (1908)
Слайд 45

Владимир Маяковский Право творца созидать свой мир, соединяя несоединимое, видеть реальность

Владимир Маяковский

Право творца созидать свой мир,
соединяя несоединимое, видеть реальность
чрез

призму собственной души
утверждал Владимир Маяковский в стихотворении
«А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?

Слайд 46

Знаменитый бас Федор Шаляпин в роли Мефистофеля, опера «Фауст»

Знаменитый бас Федор Шаляпин в роли Мефистофеля,
опера «Фауст»

Слайд 47

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Слайд 48

Творческий кризис и Николай Даль После провала симфонии не мог писать

Творческий кризис и Николай Даль

После провала симфонии не мог писать 3

года – сильнейшее нервное расстройство. Помогли сеансы гипноза Николая Даля. Ему и посвящен Второй фортепианный концерт, который Рахманинов закончил
в 1901 году.
Слайд 49

Гениальный пианист. Мистер «Прелюдия до-диез минор»

Гениальный пианист. Мистер «Прелюдия до-диез минор»

Слайд 50

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) Русский и советский пианист и дирижёр, один

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

Русский и советский пианист и дирижёр, один из

крупнейших композиторов
XX века.
Лауреат Ленинской
и шести Сталинских премий.
Слайд 51

Сергей Эйзенштейн (1898-1948) Культовый кинорежиссер первой половины 20 века. Легенда советского

Сергей Эйзенштейн (1898-1948)

Культовый кинорежиссер первой половины 20 века. Легенда советского

кинематографа. Автор картин «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный»
Слайд 52

к/ф «Александр Невский» (1938) реж. С. Эйзенштейн. Музыка С. Прокофьева

к/ф «Александр Невский» (1938) реж. С. Эйзенштейн. Музыка С. Прокофьева

Слайд 53

Д.Д. Шостакович (1906-1975) Советский композитор, педагог

Д.Д. Шостакович (1906-1975)
Советский композитор, педагог

Слайд 54

900 дней блокады – 900 берёз. 9 августа 1942 года. Премьера 7 симфонии Шостаковича

900 дней блокады – 900 берёз.

9 августа 1942 года. Премьера 7

симфонии Шостаковича
Слайд 55

9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром

9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром

Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.
«Девятое августа сорок второго,
Площадь Искусств, филармонии зал.
Люди города, фронта симфонии строгой
Сердцем слушают звуки, прикрыв глаза..».