М.В.ЛОМОНОСОВ В ИСТОРИИ Выполнил уч-ся Группы 218-219 Иршахов.Т.

Содержание

Слайд 2

План Ломоносов История Ломоносов и история России Список литературы

План

Ломоносов
История
Ломоносов и история России
Список литературы

Слайд 3

Ломоносов Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения —

Ломоносов

Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения —

«Древняя Российская история» (ч. 1—2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749 — 50) и «Краткий российский летописец» (1760). Ломоносов написал «Замечания на «Историю...» Вольтера» (1757 — 60, изд. 1829) и на «Сибирскую историю» Г.Ф. Миллера (1751); «Краткое описание разных путешествий по северным морям...» (1763). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на шесть периодов. 1-й период — «век древний до Рурика». Ему посвящена 1-я ч. «Древней Российской истории», в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские (угро-финские) племена. 2-й — от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч. «Древней
Слайд 4

Российской истории». 3-й — до нашествия Батыя. 4-й период (до княжения

Российской истории». 3-й — до нашествия Батыя. 4-й период (до княжения

Ивана III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства («самодержавства») и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков. 5-й период (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича) — усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны. 6-й период (от Петра I до Елизаветы Петровны) — превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.
С.О.
Слайд 5

История История М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления[80][81]

История

История
М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления[80][81] в

российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории. Считал, что русы, роксоланы происходят с побережья Чёрного моря. Используя «Окружное послание патриарха Фотия»[82], опровергал норманнскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.
Слайд 6

Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов

Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов

сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.
Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.
Слайд 7

Ломоносов и история России Значение Ломоносова как исторического деятеля, а также

Ломоносов и история России

Значение Ломоносова как исторического деятеля, а также деятеля

культуры определяется, в первую очередь, его осознанным или интуитивным умением найти своё место в культурно-историческом процессе и придать этому процессу ту или иную степень ускорения. “Исторические процессы без выдающихся исторических личностей не изменили бы своего направления, — писал академик Д.С. Лихачев, — но были бы сильно замедленны, замедлен был бы процесс перехода русской культуры от средневекового типа к типу культуры нового времени”.
В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей, и уже в сентябре 1751 года он сообщил И.И. Шувалову, что работает над составлением плана “Древней Российской истории”, сейчас этот труд больше известен как "Антинорманская теория”. В июле 1758 года Ломоносов завершил работу над первым томом “Древней Российской истории”, а в сентябре был подписан указ о его печати.
Слайд 8

Выход Древней Российской истории стал важным событием в Русской историографии. Работая

Выход Древней Российской истории стал важным событием в Русской историографии. Работая

над древнейшим периодом отечественной истории, Ломоносов выступил как исследователь, вооруженный знанием источников. Его идеи о глубокой древности славянских народов, об их важной роли в общеевропейской истории, о смешанной славяно-чудской этнической основе населения России были оригинальными и направленными против “Норманской теории” происхождения Русского государства. Его книга вышла в 1766 году и называлась “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года”.
Слайд 9

Книга состояла из трех частей: 1. Вступление. 2. Часть Первая (О

Книга состояла из трех частей:
1. Вступление.
2. Часть Первая (О России прежде

Рюрика).
3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).
В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории, где позже появилось Русское государство, первоначально жили славяне и чудь, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась, и многие территории, занимаемые чудскими племенами, позже были населены славянами. Часть чуди присоединилась к славянам, а часть переселилась на север и на восток. Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились к славянам и чуди со своими родами и множеством подданных и, соединив их, утвердили самодержавие.
Слайд 10

Основные генетические корни российского народа составляли славяне и даже наш язык

Основные генетические корни российского народа составляли славяне и даже наш язык

происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился. Территория, занимаемая славянским народом, и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним европейским государством. К славянским странам также относятся Польша, Богемия, Моравия, Болгария, Сербия, Далмация, Македония и др. Большое количество славянских народов было известно во времена первых княжеств, за пределами России: ляхи по Висле, чехи по вершинам Альбы, болгары и сербы.
Слайд 11

Моравляне около Дуная уже имели своих королей, а Новгород, Ладога, Смоленск,

Моравляне около Дуная уже имели своих королей, а Новгород, Ладога, Смоленск,

Киев и Полотск были процветающими городами. О варягах Ломоносов пишет следующее: "Неправильно рассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли. Только одни соединялись – обыкновенным тогда по морям разбоем". По мнению Ломоносова, варягами называли все северные народы, в доказательство этого он ссылается на шведских, норвежских, исландских, славянских и греческих историков того времени. Племена варягов были воинственными и совершали множество военных походов. Проходя по земле, где жили славяне и чудь, они периодически останавливались в районе города Киева, где хранили награбленное.
Слайд 12

Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманской теории, отрицавшей

Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманской теории, отрицавшей

самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчёркивал решающую роль православия, самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема, и делил в связи с этим историю России на шесть периодов:
1-й период — “век древний до Рюрика”. Ему посвящена 1-я часть “Древней Российской истории”, в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские (угоро-финские) племена. 2-й период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я часть “Древней Российской истории”. 3-й период— до нашествия Батыя. 4-й период (до княжения Ивана III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства (“самодержавства”) и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков. 5-й период (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича) — усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны. 6-й период (от Петра I до Елизаветы Петровны) — превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа.
Слайд 13

Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.

Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.
Ломоносов

был крупнейшим историком своего времени.
Его основные сочинения — “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766 г.), замечания на диссертацию Г.Ф.Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50 гг.) и “Краткий Российский летописец с родословием” (1760 г.).