Национальная и религиозная политика Александра III

Содержание

Слайд 2

1.РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III При Александре III религиозную политику правительства определял

1.РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III

При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор

Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти.

К. П. Победоносцев

Слайд 3

Обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а

Обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а также

открыл новые.
За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей.
При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы.
В августе 1884 г. был издан новый устав духовных академий и семинарий, который ликвидировал введённую императором Александром II автономию этих учебных заведений, а также выборность ректоров и профессоров.
Усиливался надзор государственных органов за духовными учебными заведениями.
В 1890 г. Синод направил специальное предписание епископам, обязавшее их строго следить за тем, чтобы в духовные учебные заведения не проникали «неблагонадёжные» газеты и журналы
Слайд 4

2. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем

2. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем

Андреевского собора в Кронштадте, где ежедневно, без выходных, совершал Божественную литургию.
День за днём он обращался к молящимся с яркими проповедями. Верующие передавали из уст в уста рассказы о чудотворных и пророческих способностях Иоанна Кронштадтского. Это влекло в церковь толпы людей, желавших его услышать.
Обращались к нему и лютеране, и мусульмане, и иудеи. Несмотря на огромный поток посетителей, в просьбе о встрече и помощи он не отказывал никому.

Иоанн Кронштадтский

Большим духовным авторитетом среди верующих Русской православной церкви обладал Иоанн Кронштадтский (1829—1908). 

Слайд 5

В Кронштадте отец Иоанн создал «дом трудолюбия», где ежедневно кормили до

В Кронштадте отец Иоанн создал «дом трудолюбия», где ежедневно кормили до

тысячи нищих и голодных. При доме священника была создана больница и школа для детей из бедных семей.
Многочисленные пожертвования, которые он получал ежедневно, раздавались на благотворительные цели.
Авторитет Иоанна Кронштадтского был настолько велик по всей стране, что в любой его поездке в глубинку его приветствовали и сопровождали тысячи верующих.
Святитель Иоанн был близок к царскому двору.
Он пользовался уважением и авторитетом у Александра III, а затем и у семьи последнего русского императора Николая II.

Иоанн Кронштадтский

Слайд 6

3. НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ, ФИНЛЯНДИИ, ПРИБАЛТИЙСКИХ ГУБЕРНИЯХ, УКРАИНЕ, БЕЛОРУССИИ

3. НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ, ФИНЛЯНДИИ, ПРИБАЛТИЙСКИХ ГУБЕРНИЯХ, УКРАИНЕ, БЕЛОРУССИИ

Одной

из главных задач национальной политики Александра III было стремление сохранить единство государства.
Путь к этому видели прежде всего в русификации национальных окраин.

Большой государственный герб

Слайд 7

ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ После подавления восстания 1863-1864 г.г. польские земли стали частью

ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ

После подавления восстания 1863-1864 г.г. польские земли стали частью Российской

империи.
В 1883—1894 гг. администрацию Привислинского края возглавлял генерал-губернатор И. В. Гурко.
В период его управления Министерство внутренних дел наделило русский язык статусом первого языка: он стал главным языком преподавания в школе и в делопроизводстве, внедрялся на железных дорогах, использовался на афишах, вывесках, этикетках и т. д.

И. В. Гурко.

Слайд 8

ФИНЛЯНДИЯ В 1898 году генералом-губернатором Финляндии был назначен генерал-адъютант Н. И.

ФИНЛЯНДИЯ

В 1898 году генералом-губернатором Финляндии был назначен генерал-адъютант Н. И. Бобриков.
Курс на постепенное свёртывание автономии,

приведение юридического статуса края к общему для других губерний. 
Были сокращены функции сейма, финляндская почта объединена с общеимперской, введён обязательный приём русской монеты. Затем последовали введение русского языка в делопроизводство ряда финских учреждений, ликвидация самостоятельного финского войска.

Николай Иванович Бобриков

Слайд 9

ПРИБАЛТИЙСКИЕ ГУБЕРНИИ Правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния. В делопроизводство

ПРИБАЛТИЙСКИЕ ГУБЕРНИИ

Правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния.
В делопроизводство местных

государственных учреждений вводился русский язык.
Православная церковь при содействии Министерства внутренних дел и Синода начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.
Слайд 10

Северный Кавказ, Закавказье

Северный Кавказ, Закавказье

Слайд 11

4. НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ, В ЗАКАВКАЗЬЕ. Были созданы губернии

4. НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ, В ЗАКАВКАЗЬЕ.

Были созданы губернии по

образцу Центральной России и окончательно ликвидированы остатки автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии
Социальная политика в этом регионе была направлена на привлечение местной знати на сторону России.
Грузинское дворянство, армянские помещики, ханы и беки Азербайджана были приравнены в правах к русскому дворянству, за ними были закреплены принадлежавшие им ранее земли. За ними сохранялись их привилегии.
Одновременно осуществлялась и переселенческая политика. Её целью было учредить военные поселения и колонии русских крестьян на Кавказе.
Слайд 12

СРЕДНЯЯ АЗИЯ 4. Национально-религиозная политика в Средней Азии. К 1880-м г.г.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ

4. Национально-религиозная политика в Средней Азии.

К 1880-м г.г. завершился процесс

завоевания Россией территории Средней Азии
Слайд 13

4. НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В СРЕДНЕЙ АЗИИ. Здесь применялись разные формы управления,

4. НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В СРЕДНЕЙ АЗИИ.

Здесь применялись разные формы управления, в

зависимости от политических и экономических интересов государства.
Кокандское ханство вошло в состав Российской империи под названием Ферганской области,
Бухарский эмират и Хивинское ханство сохраняли свою внутреннюю автономию и свою систему управления. 
Слайд 14

3. НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В СРЕДНЕЙ АЗИИ. Положительными последствиями присоединения Средней Азии

3. НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В СРЕДНЕЙ АЗИИ.

Положительными последствиями присоединения Средней Азии к

России были прекращение междоусобных разорительных войн, ликвидация рабства и работорговли, упорядочение налоговой системы. Здесь было установлено единое с Россией законодательство, отражавшее изменения эпохи. Народы Средней Азии сохранили свою самобытную культуру, национальные и религиозные черты.
Кроме того, в Средней Азии более быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. Усилилось прогрессивное влияние культуры русского народа. В городах стали создаваться светские школы (в отличие от прежних духовных).
Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней Азии.
Слайд 15

5.НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО

5.НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА

В 1880 – 1890-е г.г. почти завершился процесс христианизации нерусских народов.
В Казани действовала крещено-татарская учительская школа, инородческая учительская семинария, миссионерское общество «Братство святого Гурия»
Начальное обучение велось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках.
Т. о. упрочились основы православия

Слайд 16

Н. И. Ильминский Н. И Ильминский много занимался миссионерской деятельностью среди

Н. И. Ильминский

Н. И  Ильминский много занимался миссионерской деятельностью среди мусульманского

населения, организовал сеть начальных школ и училищ по подготовке учителей для нерусских народов.
Начальное обучение в них проводилось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках.
Также под руководством Ильминского были созданы учебники и методические указания для учителей, переводы на языки народов Поволжья основных церковных канонических текстов.
Итогом этой деятельности явилось не только упрочение основ православия в повседневной культуре и мировоззрении большинства народов Урало-Поволжья, но и распространение в их среде образования.
Слайд 17

Христианизация народов носила просветительский характер Повсеместно организовывались школы для подготовки помощников

Христианизация народов носила просветительский характер
Повсеместно организовывались школы для подготовки помощников миссионеров,

служителей церкви, переводчиков
1880-е г.г. – основание духовной семинарии в г. Якутске
Особенность христианизации Сибири – распространение синкретизма в виде двоеверия ( сохранение шаманских верований и принятие православия)
Слайд 18

6. ПОЛОЖЕНИЕ НЕХРИСТИАНСКИХ РЕЛИГИЙ Довольно широкой свободой пользовались в России конца

6. ПОЛОЖЕНИЕ НЕХРИСТИАНСКИХ РЕЛИГИЙ

Довольно широкой свободой пользовались в России конца

XIX в. католичество, протестантизм, а также нехристианские религии — ислам, буддизм и др.

Политика властей по отношению к этим конфессиям была вполне лояльной, если их деятельность не препятствовала исповеданию православия. 

Мусульманские деятели имели весьма неплохое жалованье, могли свободно выезжать на хадж, строить мечети, основывать медресе и издательства.
Духовное управление мусульман было обязано следить за моральным обликом духовенства, а также гарантировать его лояльность государю.

Некоторые ограничительные меры были приняты в отношении лиц иудейского вероисповедания.
Их правовое положение регулировалось Временными правилами 1882 г. 

Слайд 19

Евреи были лишены права жить вне городов и местечек (т. е.

Евреи были лишены права жить вне городов и местечек (т. е.

сёлах) своей черты оседлости (при этом выезжать за пределы этой черты разрешалось на некоторое время, например для учёбы, по торговым и частным нуждам и пр.)
. Было ограничено участие евреев в избирательных кампаниях, а также право занимать должности в земском и городском управлении.
Для еврейской молодёжи был ограничен допуск в гимназии и университеты (допустимая норма составляла 3% в столицах и 5% в городах за чертой оседлости).