Первобытное искусство. Открытие первой наскальной живописи в пещере Альтамира в Испании

Содержание

Слайд 2

Открытие пещеры Альтамира в 1879 году Марселино де Саутуолой и его дочерью Марией

Открытие пещеры Альтамира в 1879 году Марселино де Саутуолой и его

дочерью Марией
Слайд 3

Саутуола, Марселино де, юрист, археолог Дата рождения: 1831 (1831) Место рождения:


Саутуола, Марселино де, юрист, археолог
Дата рождения: 1831 (1831) Место

рождения: Сантандер, Испания Страна: Испания Дата смерти: 2 июня 1888 (1888-06-02)
Мария де Саутуола – дочь Марселино
Слайд 4

Где находится пещера Альтамира На севере Испании, в провинция Кантабрия, Она

Где находится пещера Альтамира

На севере Испании, в провинция Кантабрия, Она расположена

в 30 км западнее Сантандера, около городка Сантильяна дель Мар. В 1985 году ЮНЕСКО объявило пещеру объектом всемирного наследия.
Слайд 5


Слайд 6

Обнаружил пещеру местный охотник Модесто Кубильяс в 1868 году. Спасая свою

Обнаружил пещеру местный охотник Модесто Кубильяс в 1868 году. Спасая свою

собаку, попавшую в плен расщелины скалы, охотник увидел пещеру, но не придал этому особого значения, так как в то время открытие пещеры не было большой новостью.
Слайд 7

Граф Марселино Санс де Саутуола владел землями, на которых была обнаружена пещера Альтамира.

Граф Марселино Санс де Саутуола владел землями, на которых была обнаружена

пещера Альтамира.
Слайд 8

Благодаря тому, что вход, находящийся на склоне холма, в результате камнепада

Благодаря тому, что вход, находящийся на склоне холма, в результате камнепада

был завален еще более 13 000 лет назад, пещере удалось законсервироваться и дойти до нас практически в своем первоначальном виде.
Слайд 9

Саутуола начал исследовать пещеру в 1876 году, после того, как он

Саутуола начал исследовать пещеру в 1876 году, после того, как он

побывал на Всемирной выставке первобытного оружия в Париже.
Он предположил, что в недавно открытой пещере, можно найти, что-нибудь интересное.
Слайд 10

До 1879 года он смог найти много орудий труда древнего человека.

До 1879 года он смог найти много орудий труда древнего человека.


Слайд 11

Именно тогда он заметил на стенах несколько черных знаков, которым не

Именно тогда он заметил на стенах несколько черных знаков, которым не

придал особого значения. Большую роль сыграла дочь Мария, которая при свете фонаря обнаружила на потолочных сводах десятки изображений бизонов в различных позах.
Слайд 12

«Папа, смотри, нарисованные быки!», воскликнула девочка. Саутуолы были удивлены.

«Папа, смотри, нарисованные быки!», воскликнула девочка. Саутуолы были удивлены.

Слайд 13

Марселино, увидя подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо

Марселино, увидя подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо

предположил, что эти картины могут принадлежать эпохи каменного века.
Слайд 14

Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера археолога из Мадридского университета, он стал

Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера археолога из Мадридского университета, он стал

помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Слайд 15

Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем

Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем

оба получили общественное признание. Но научное общество, тогда не желали принимать, так называемые "древние картины".
Слайд 16

Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно

Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно

радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880), из - за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке.
Слайд 17

Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником, по заказу

Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником, по заказу

Саутуолы.
Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика, а одной из причин смерти стала душевная травма.
Слайд 18

В 1902 году, благодаря новым раскопкам в пещере, было доказано, что

В 1902 году, благодаря новым раскопкам в пещере, было доказано, что

картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века.
Слайд 19

Ещё в 1895 году подобные отпечатки как и у Саутуолы, были

Ещё в 1895 году подобные отпечатки как и у Саутуолы, были

найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, покамест подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль.
Слайд 20

Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков,

Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков,

решительно признал свою ошибку в известной статье, "Mea Culpa d'ООН sceptique", опубликованной в журнале "L'Anthropologie", также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.
Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.
Слайд 21

Дочь Мария вышла замуж за члена Бискайской буржуазии Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.

Дочь Мария вышла замуж за члена Бискайской буржуазии Ботин. Нынешние владельцы

Grupo Santander являются потомками Саутуолы.
Слайд 22

Значимость открытия подтвердил сам Король Испании Альфонсо XII, который посетил пещеру

Значимость открытия подтвердил сам Король Испании Альфонсо XII, который посетил пещеру

и оставил там с помощью свечной копоти свою роспись.
Слайд 23

Сейчас уже достоверно известна подлинность наскальных рисунков и это подтверждено многими

Сейчас уже достоверно известна подлинность наскальных рисунков и это подтверждено многими

исследованиями. Определен также возраст наскальных рисунков пещеры, им более 16 500 лет.
Слайд 24

Современному человеку тяжело представить, как в тяжелых условиях постоянной борьбы за

Современному человеку тяжело представить, как в тяжелых условиях постоянной борьбы за

выживание, первобытные люди, казалось бы, не имеющие никакого отношения к искусству, могли создать настолько реалистичные сцены из жизни животных. Перед нами оживают эпизоды основного занятия первобытных людей – охоты.
Слайд 25

Вот бежит стадо напуганных оленей, а здесь – сраженный метким ударом

Вот бежит стадо напуганных оленей, а здесь – сраженный метким ударом

орудия, падает бизон. Также поражает и то, что уже тогда древние художники, с помощью наскальных рисунков, пытались показать эмоции животного, передать в глазах страх загнанного, умирающего зверя.
Слайд 26

И хотя считается, что эти рисунки служили скорее для ритуальных нужд

И хотя считается, что эти рисунки служили скорее для ритуальных нужд

первобытного человека, и не несли какого-либо эстетического эффекта, они не перестают удивлять и восхищать представителей современного общества.
Слайд 27

Раскопки в пещере проводились в 1902-04 , 1924-25 и 1981 гг.


Раскопки в пещере проводились в 1902-04 , 1924-25 и 1981 гг.

Слайд 28

Описание пещеры Альтамира Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных

Описание пещеры Альтамира

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и

зал. Главная зала составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил кроме животных. Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками.
Слайд 29

Пещера Альтамира Возраст рисунков: 35 000-13 000 лет до н.э.

Пещера Альтамира Возраст рисунков: 35 000-13 000 лет до н.э.

Слайд 30

Рисунки в п. Альтамира

Рисунки в п. Альтамира

Слайд 31

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но


Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала,

но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно это было связано с их религиозным взглядом на мир. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.
Слайд 32

Судьба пещеры Альтамира В 1960-70-х гг. пещеру посещало огромное количество туристов,

Судьба пещеры Альтамира

В 1960-70-х гг. пещеру посещало огромное количество туристов, до

1500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках была обнаружена плесень от сырости. Власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977 г. и вновь открыли в 1982, однако резко ограничив туда доступ до ~20 чел. в день. Очередь на посещение приходилось ждать до трех лет. В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений.
Слайд 33

26 марта 2015 года было решено ввести особый режим посещения пещеры.

26 марта 2015 года было решено ввести особый режим посещения пещеры.

Теперь раз в неделю организуется вход для пяти человек, с особым сопровождением и под строгим контролем в плане освещения пространства. Разработанный маршрут длительностью в 37 минут захватывает все самые интересные места пещеры и дает возможность рассмотреть все детали.
Слайд 34

Пятерых счастливчиков выбирают путем жребия из числа посетителей музея пещеры Альтамира,

Пятерых счастливчиков выбирают путем жребия из числа посетителей музея пещеры Альтамира,

которые пришли туда в день, назначенный для экскурсии в саму пещеру. В процессе отбора участвуют все, кто приобрел билет в музей в этот день до 10:30. Победителей объявляют в холле музея в 10:40.
Слайд 35

Пещерный музей: свободный доступ к копиям рисунков

Пещерный музей: свободный доступ к копиям рисунков

Слайд 36

Атмосфера пещеры Альтамира и точные копии ее наскальных рисунков воссозданы в

Атмосфера пещеры Альтамира и точные копии ее наскальных рисунков воссозданы в

музее, вход в который доступен всем.
Слайд 37

Постоянная экспозиция музея называется «Времена Альтамиры». Она рассказывает о том, как

Постоянная экспозиция музея называется «Времена Альтамиры». Она рассказывает о том, как

выглядела пещера в каменном веке, когда и были созданы рисунки на ее стенах. Залы музея знакомят с искусством и традициями древних племен, которые населяли Европу в эпоху верхнего Палеолита. Наскальная живопись Альтамиры скопирована с точностью и в трехмерном отображении, так что каждый может почувствовать себя внутри самой пещеры и посвятить много времени рассматриванию рисунков.