Положение женщины в Китае в XX веке

Содержание

Слайд 2

Модернизация, начавшаяся в Китае во второй половине XX века, положила начало

Модернизация, начавшаяся в Китае во второй половине XX века, положила начало

процессу масштабных изменений социально значимых аспектах жизни. В Китае произошел ментальный раскол в восприятии женщины. В традиционном Китае политические, экономические, социальные и культурные ценности связанны с существовавшей тысячелетиями религиозной структурой и семейно-клановой системой.
В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в обществе.
Слайд 3

Бинтование ног у женщин Никто в Китае не может точно сказать,

Бинтование ног у женщин
Никто в Китае не может точно сказать, когда

появился этот варварский обычай, одно известно совершенно точно: это чисто китайское явление. Постепенно оно распространилось по всей стране, и было воспринято всей нацией. Крошечная ножка размером в 3,2 см означала принадлежность к высшему классу и показывала, что женщина никогда не утруждала себя тяжелой изнурительной работой.
Слайд 4

Слайд 5

В конце правления Цинов бинтование ног в глазах передовой части общества

В конце правления Цинов бинтование ног в глазах передовой части общества

превратилось из атрибута традиционной культуры в «черное пятно» в истории китайской нации и культуры.
Борьба с этим обычаем началась еще в конце XIX века и продолжилась после Синьхайской революции в законодательных актах, первым из которых было. В Указе Временного президента Китайской Республики Сунь Ятсена от 13 марта 1912 г. говорилось, что бинтование ног наносит вред семье и подрывает силы государства, калечит организм и психику женщин, влияет на здоровье их детей, замыкает женщин в стенах дома, мешает получению образования и расширению кругозора.
Слайд 6

Слайд 7

В начале ХХ в., а особенно после Синьхайской революции, прогрессивные деятели

В начале ХХ в., а особенно после Синьхайской революции, прогрессивные деятели

Китая заговорили о равенстве женщин и мужчин, о необходимости предоставить женщинам возможность принятия участия в общественно-политической жизни, обеспечить им доступ к образованию и получению специальности, облегчить их семейное положение.
Известный китайский писатель и общественный деятель Мао Дунь, высказывавшийся за самые решительные меры, направленные на изменение положения женщин, выделял три основные направления работы: освобождение женщины, улучшение образования детей, решение проблемы наследования собственности

Мао Дунь китайский писатель и общественный деятель. В 1953-1981 годах - председатель Союза китайских писателей. С 1949 по 1964 год - министр культуры КНР и заместитель председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства

Слайд 8

Для изменения положения женщин в обществе необходимо было прежде всего сломать

Для изменения положения женщин в обществе необходимо было прежде всего сломать

старые стереотипы семейных отношений. Женщины в старом Китае были лишены большинства гражданских прав. В своей семье девочки учились смирению и кротости. Когда выходили замуж, они в соответствии с «Наставлениями для женщин», закреплявшими в качестве золотого правила для жены покорность и повиновение, сосредоточивались на доме и быте.

Революция положила начало периоду радикальной смены ориентиров, включения женщин в общественную жизнь. Начали издаваться специализированные женские издания, рассказывавшие о положении женщин в странах Запада, США и Японии. Материалы по женскому вопросу занимали значительное место в газетах и журналах того времени. По предложению Цай Юаньпэя, который в 1916 г. занял пост ректора Пекинского университета, девушки получили допуск к высшему образованию.

Слайд 9

Женщины в начале ХХ в. обрели право подавать на развод и

Женщины в начале ХХ в. обрели право подавать на развод и

возможность рассмотрения каждого конкретного случая вне контекста клановых и семейных обязательств, основным условием чего стало признание равенства мужчины и женщины.

В 1931 г. получила развод наложница последнего китайского императора Пу И по имени Вэнь Сю, указавшая в исковом заявлении на «плохое обращение с женой». В окружении последнего императора сохранялись старые взгляды на брак и семью, хотя после отречения Пу И от престола прошло 20 лет. Даже брат Вэнь Сю осудил ее поступок и обвинил в неблагодарности по отношению к императорскому двору.

Император Пу И

Слайд 10

Мадам Чан Кайши Чан Кайши не говорил по-английски, поэтому жена стала

Мадам Чан Кайши

Чан Кайши не говорил по-английски, поэтому жена стала его

главным переводчиком, а потом и советником во всем, что касалось западной политики. Воспитанная в Америке, мадам Чан Кайши сглаживала все острые углы в отношениях и самого генералиссимуса, и его правительства с Западом.
И в глазах американской интеллигенции эта пара стала главной силой, модернизирующей Китай.
Слайд 11

Государство, находясь под влиянием иностранных идей, по новому взглянуло на женщину.

Государство, находясь под влиянием иностранных идей, по новому взглянуло на женщину.

Теперь она представлялась не только матерью, но и активным участников производственных отношений, права которого нужно защищать. Распространение идеи борьбы женщин за свои права взяли на себя представительницы интеллигенции, которые путем организации различных кружков, пытались агитировать основную массу крестьянок и работниц за вступление в женское движение.

1949-1966 гг. коммунистическая политика в отношении женщин основывалась на классических принципах марксизма. Основную задачу Мао видел в отречении женщины от семьи и полном включении её в производство, тот самый принцип коллективных интересов, который присутствует и в классическом Конфуцианстве

Слайд 12

Для освобождения женщин нужно было выполнить следующие задачи: Отмена частной собственности.

Для освобождения женщин нужно было выполнить следующие задачи:
Отмена частной собственности.


2. Привлечении женщины в производство.
3. Социализация домашнего труда и воспитания детей.
4. Государственная поддержка женского движения.
5. Равноправие в семейных отношениях.
6. Сделать женщину более независимой через систему оплаты труда.
Так Конституция КНР 1949г. формально предоставила китайским женщинам равные с мужчинами права во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни
Слайд 13

В эпоху « культурной революции» (1966- 1976) Выдвигается лозунг «То, что

В эпоху « культурной революции»
(1966- 1976) Выдвигается лозунг
«То, что

может делать мужчина, может делать и женщина».
Партия призывала женщин быть активистками в политике, экономике и культуре. В равноправном труде партия видела ключ в решении женского вопроса.
Формирование женщины «нового типа», конструирование « гендерных стереотипов», подчеркнутая мускулинность женщины - основная линия гендерной политики партии. Начинает складываться тип « железных женщин», которые стремились ни в чем не уступить мужчинам.
Слайд 14

В итоге можно сделать вывод о том, что государственная политика Китая

В итоге можно сделать вывод о том, что государственная политика Китая

в решении «женского вопроса» продвинулась как никогда.
Правительству удалось решить ряд важных вопросов : предоставление прав женщине, повышение её статуса в обществе, предоставление культурной, политической и экономической свободы.
При этом проявляется негативные тенденции, особенно в семейно-брачных отношениях которые оценены как «угрожающие стабильности китайского общества, его дальнейшему развитию и процветанию».