Предмет и теоретические проблемы истории политических и правовых учений

Содержание

Слайд 2

История политических и правовых учений — научная и учебная дисциплина, рассматривающая

История политических и правовых учений — научная и учебная дисциплина, рассматривающая закономерности

развития политико-правовой теории, концепции права и государства, существовавшие в истории юриспруденции.
Слайд 3

Объектом изучения данного направления являются научные взгляды (доктрины) на феномен и

Объектом изучения данного направления являются научные взгляды (доктрины) на феномен и

природу государства и права за весь исторический период.
Слайд 4

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину

(учение) взгляды на государство, право, политику.
Политико-правовая доктрина включает три компонента:
1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);
2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;
3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Слайд 5

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с

мировоззрением эпохи.
Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования.
Слайд 6

Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности

Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности

и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.
Слайд 7

Периодизация истории политических и правовых учений Разделение истории политических и правовых

Периодизация истории политических и правовых учений Разделение истории политических и правовых учений

на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов. 1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.
Слайд 8

Исторический подход Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв.

Исторический подход

Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В

соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.
Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока – Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.
Слайд 9

Формационный подход 2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в.

Формационный подход

2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В

основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений – домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.
Слайд 10

Технологический подход 3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В

Технологический подход

3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе

ее лежала и концепция Э.Тоффлера, который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.
Слайд 11

Цивилизационный подход 4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества

Цивилизационный подход

4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества -

это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.
Слайд 12

Древний мир Древний мир (Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим).

Древний мир

Древний мир (Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим). Временные

рамки – IV тыс. до н.э. – 476 н.э. (падение Рима). Это пора зарождения государственности и политико-правовых идей.
Слайд 13

Средние века Средние века. Эпоха традиционно датируется временем от падения Рима

Средние века

Средние века. Эпоха традиционно датируется временем от падения Рима до

конца XVII в., однако все больше ученых склонно XVI и XVII вв. относить к Новому времени, называя их ранним Новым временем.
Слайд 14

Новое время Новое время (XVII–XIX вв.) – эпоха буржуазных революций, подготовленных

Новое время

Новое время (XVII–XIX вв.) – эпоха буржуазных революций, подготовленных философией

Просвещения и свободной конкуренции. Мыслители эпохи Просвещения были убеждены во всесилии человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных и правовых отношений. Главными объектами критики просветителей были церковь и сословное неравенство феодального строя. А поскольку просветители исходили из того, что «мнение правит миром», то распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества, государства и права.
Слайд 15

Новейшее время Новейшее время (XX в.) – это эпоха империализма, социализма

Новейшее время

Новейшее время (XX в.) – это эпоха империализма, социализма и

кризиса социалистической системы. Растущие противоречия в обществе, требования рабочего класса, необходимость смягчения социальной несправедливости привели к признанию правомерности государственного вмешательства в социально-экономические процессы. В результате частная собственность уже не рассматривалась в качестве «священной и неприкосновенной», либералы смирились с государственным регулированием, вмешательством в экономическую сферу, а консерваторы перешли на позицию защиты всякой частной собственности