Протопоп Аввакум

Слайд 2

Слайд 3

Аввакум Петров (протопоп Аввакум) родился в 1620 г., в селе Григорово

Аввакум Петров (протопоп Аввакум) родился в 1620 г., в селе Григорово

Нижегородского уезда в семье священника.
В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился в селе Лопащцы, где его возвели в диаконы, а в 1644 г. — в священники.
Раздоры с местным «началием» привели к тому, что в 1647 г. он с женой и сыном ушел в Москву.
Слайд 4

После того как Аввакуму пришлось бежать из Лопатиц, он был назначен

После того как Аввакуму пришлось бежать из Лопатиц, он был назначен

протопопом в Юрьевец-Повольский, но и оттуда ему пришлось бежать.
В Москве Аввакум сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия», главой которого был духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьевич.
Членом «Кружка» был архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх Никон.
Затем Аввакум познакомился и с царем, а когда Никон стал патриархом 1652 г., Аввакум был назначен протопопом.
Слайд 5

Аввакум ратовал за строгость нравов, за уплату налогов в патриаршую казну


Аввакум ратовал за строгость нравов, за уплату налогов в патриаршую казну

мирянами, и духовенством, за что был избит толпой и снова бежал в Москву, где остался служить в Казанском соборе.
В 1652 г. выступил против реформы Церкви, проводимой Никоном, за что был арестован и через год выслан в Тобольск.
Проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность старой вере восстановил против себя и прихожан, и местное начальство, по доносу был сослан в Якутск. После 10 лет скитаний вернулся в Москву.
Слайд 6

В 1666 г. решением Церковного собора лишен сана и предан проклятию,


В 1666 г. решением Церковного собора лишен сана и предан проклятию,

а в 1667 г. с тремя единомышленниками сослан в Пустозерск и посажен в «земляную тюрьму.
В тюрьме написал 80 посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин смысл своего противостояния «никонианам». Еще сочинил автобиографическое «Житие» и «Книгу бесед».
В апреле 1682 г. Аввакум и трое его союзников Лазарь, Епифаний и Федор решением очередного Церковного собора 1681—1682 гг., были заживо сожжены в срубе в Пустозерске 14 апреля 1682 г.