Раннехристианская архитектура

Содержание

Слайд 2

Раннее христианство – I – V вв. (до 476 г. –

Раннее христианство – I – V вв. (до 476 г. –

падения Западной Римской империи). В 313 г. император Константин Великий Миланским эдиктом уравнял христианство с другими религиями империи, а в 380 г. при императоре Феодосии оно стало единственной разрешенной в империи религией.
Слайд 3

До 313 г. христиане проводили богослужения в обычных домах и в

До 313 г. христиане проводили богослужения в обычных домах и

в катакомбах. Катако́мбы (от греч. κατω — внизу и κομβος — сплетение), вырубленные в туфе, включали: -кубикулы (склепы; лат. cubiculum — "спальня"), -крипты (небольшие храмы; от греч. krypto — "закрывать, утаивать"), - капеллы (более обширные храмы).
Слайд 4

Дом-церковь в Дура-Европос (Сирия). После 231 г.

Дом-церковь в Дура-Европос (Сирия). После 231 г.

Слайд 5

Исцеление расслабленного. Дом-церковь в Дура Европос (Сирия). 232-256 Ныне фрески –

Исцеление расслабленного. Дом-церковь в Дура Европос (Сирия). 232-256 Ныне фрески –

в Дамаске и Иллинойсе Впервые фрески размещены в храме и связаны иконографической программой
Слайд 6

Хождение по водам. Дура-Европос. 232-256

Хождение по водам. Дура-Европос. 232-256

Слайд 7

Римские катакомбы

Римские катакомбы

Слайд 8

Римские катакомбы св. Каллиста

Римские катакомбы св. Каллиста

Слайд 9

Адам и Ева. Орант. Фрески катакомб свв. Петра и Марцеллина в Риме. IV в.

Адам и Ева. Орант. Фрески катакомб свв. Петра и Марцеллина в

Риме. IV в.
Слайд 10

Богоматерь Оранта. Фреска римских катакомб. IV в.

Богоматерь Оранта. Фреска римских катакомб. IV в.

Слайд 11

После 313 г. основным типом храма становится базилика. В ее основе

После 313 г. основным типом храма становится базилика. В ее основе

– античное общественное здание. В отличие от античного храма, христианский храм должен вмещать всех верующих общины. Акцент в архитектуре переносится с экстерьера на интерьер.
Слайд 12

Бази́лика (греч. βασιλική — царский дом) — здание прямоугольной формы, которое

Бази́лика (греч. βασιλική — царский дом) — здание прямоугольной формы, которое состоит из

нечётного числа (обычно 3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов. Центральный неф —более широкий и больший по высоте - освещается с помощью окон второго яруса (клеристория). Различают римские базилики с поперечным нефом — трансептом, греческие с трехнефным трансептом и восточные — без трансепта.
Слайд 13

Неф (фр.nef, от лат.navis — корабль) —часть интерьера, ограниченная с одной

Неф (фр.nef, от лат.navis — корабль) —часть интерьера, ограниченная с одной или с

обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. В отличие от Античности, перекрывался средний неф не бетонными сводами, а двускатной деревянной крышей с открытыми стропилами внутри или с подвесным деревянным кессонированным потолком. Боковые нефы имели обычно наклонные деревянные крыши.
Слайд 14

Нартекс (греч. «ларчик») – помещение для кающихся перед входом в храм.

Нартекс (греч. «ларчик») – помещение для кающихся перед входом в храм.

Апсида (греч. «апсис» — свод) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом. Предназначается для алтаря. Алтарь ранних базилик размещался с западной стороны.
Слайд 15

А́триум или а́трий (лат.«закопчённый», «чёрный») — первоначально центральная часть древнеримского жилища,

А́триум или а́трий (лат.«закопчённый», «чёрный») — первоначально центральная часть древнеримского жилища, внутренний

световой двор. Перед раннехристианскими базиликами двор-атриум играл роль перехода от пространства мирского к пространству сакральному. В атриуме находился фонтан для омовения, который осмыслялся как символ источника жизни, текущего у ног Христа в раю.
Слайд 16

Слайд 17

Базилика св. Петра в Риме. Внутреннее пространство. Разрез. 1 - окна

Базилика св. Петра в Риме. Внутреннее пространство. Разрез. 1 - окна центрального

нефа, 2 - алтарь и апсида, 3 - центральный неф, 4 - боковые нефы.
Слайд 18

Собор св. Петра в Риме. Современный вид

Собор св. Петра в Риме. Современный вид

Слайд 19

Латеранская базилика в Риме (Сан Джованни ин Латерано). 313. Реконструкция. Длина

Латеранская базилика в Риме (Сан Джованни ин Латерано). 313. Реконструкция. Длина

100 м На месте видения креста имп. Константином Бетон с кирпичной облицовкой. Алтарь на западе
Слайд 20

Латеранская базилика в Риме. Современный вид (после перестройки Ф.Борромини)

Латеранская базилика в Риме. Современный вид (после перестройки Ф.Борромини)

Слайд 21

Святая лестница в Латеранском дворце

Святая лестница в Латеранском дворце

Слайд 22

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. 325-335. Реконструкция первоначального плана. Длина базилики

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. 325-335. Реконструкция первоначального плана. Длина базилики

48,5 м Диаметр ротонды 35 м Включает атриум, базилику, трипортик (внутренний двор, обведенный колоннадами), ротонду. Шатер ротонды был деревянным
Слайд 23

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. 325-335. Реконструкция первоначального плана. Кувуклия (греч.)

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. 325-335. Реконструкция первоначального плана. Кувуклия (греч.)

– царская опочивальня. Пострадавший при арабском завоевании, перестроен в XII в. крестоносцами
Слайд 24

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Колонны ротонды

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Колонны ротонды

Слайд 25

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Современное состояние

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Современное состояние

Слайд 26

В начале IV в. в Вифлееме (Палестина) была возведена пятинефная базилика

В начале IV в. в Вифлееме (Палестина) была возведена пятинефная базилика

Рождества с атрием и необычной восьмигранной апсидой, выделявшей место, связанное с рождением Христа. Она сгорела в нач. VI в. и была заново отстроена при Юстиниане
Слайд 27

Сан Паоло фуори ле мура в Риме. 381-400. Перестройка 441. Портики

Сан Паоло фуори ле мура в Риме. 381-400. Перестройка 441. Портики двора

и фасада - XIX в. На месте захоронения апостола
Слайд 28

Сан Паоло фуори ле мура в Риме. 381-400. Перестройка 441. Мозаики XVIII в.

Сан Паоло фуори ле мура в Риме. 381-400. Перестройка 441. Мозаики

XVIII в.
Слайд 29

Сан Паоло фуори ле мура в Риме. Алтарь обращен на восток Длина 132 м

Сан Паоло фуори ле мура в Риме. Алтарь обращен на восток Длина

132 м
Слайд 30

Сан Паоло фуори ле мура в Риме. В интерьер впервые введена аркада. Вход с запада

Сан Паоло фуори ле мура в Риме. В интерьер впервые введена

аркада. Вход с запада
Слайд 31

Санта Мария Маджоре в Риме. 350, 433 г. Построена на месте

Санта Мария Маджоре в Риме. 350, 433 г. Построена на месте

чуда со снегом 5 августа 352 г. Современное состояние. Алтарь на западе
Слайд 32

Рим. Санта Мария Маджоре. На стенах под окнами – мозаики на ветхозаветные сюжеты

Рим. Санта Мария Маджоре. На стенах под окнами – мозаики на

ветхозаветные сюжеты
Слайд 33

Санта Мария Маджоре в Риме. 350, 433 г.

Санта Мария Маджоре в Риме. 350, 433 г.

Слайд 34

Санта Мария Маджоре в Риме. Триумфальная арка

Санта Мария Маджоре в Риме. Триумфальная арка

Слайд 35

Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаики триумфальной арки. Благовещение и Поклонение

Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаики триумфальной арки. Благовещение и Поклонение

волхвов. V в. После III Вселенского собора 431 г. Деву Марию изображают как Богородицу
Слайд 36

На триумфальной арке сохранились мозаики, посвященные Новому Завету, в том числе

На триумфальной арке сохранились мозаики, посвященные Новому Завету, в том числе

- Благовещение и Поклонение волхвов, прославляющие Богоматерь. Мария впервые представлена как Царица Небесная. Изображения насыщены небольшими фигурами, требуют внимательного рассматривания и, при всем своем совершенстве, плохо воспринимаются издали. Поклонение волхвов. Мозаика Санта Мария Маджоре
Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Мозаики Санта Мария Маджоре. Фрагменты

Мозаики Санта Мария Маджоре. Фрагменты

Слайд 40

Августа Треверорум (Трир). Собор, 364—378 гг. Реконструкция

Августа Треверорум (Трир). Собор, 364—378 гг. Реконструкция

Слайд 41

Базилика в Турманине (Сирия). До 480. Не сохранилась В южной Сирии

Базилика в Турманине (Сирия). До 480. Не сохранилась В южной Сирии базилики

были двух типов: однонефные с плоским перекрытием и трехнефные с равной высотой всех нефов (церковь в Тафе). В северной Сирии господствовал тип трехнефной базилики с полукруглой апсидой между двумя прямоугольными апсидами
Слайд 42

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках. 412-413 гг. с последующими перестройками

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках. 412-413 гг. с последующими перестройками

Слайд 43

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках.

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках.

Слайд 44

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках.

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках.

Слайд 45

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках. 412-413. План и интерьер Базилики Греции имеют трансепт и хоры

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках. 412-413. План и интерьер Базилики Греции

имеют трансепт и хоры
Слайд 46

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках. Интерьер. Особенность – чередование колонн и столбов

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках. Интерьер. Особенность – чередование колонн и

столбов
Слайд 47

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках. Капитель

Базилика св. Димитрия Солунского в Салониках. Капитель

Слайд 48

Купольная базилика в Коджа-Калесси (Турция). V в.

Купольная базилика в Коджа-Калесси (Турция). V в.

Слайд 49

Важное место в раннехристианской архитектуре занимали центрические сооружения — мартирии, баптистерии,

Важное место в раннехристианской архитектуре занимали центрические сооружения — мартирии, баптистерии,

церкви. Мартирий (лат. martyrium – «свидетельство») —, мемориальное сооружение над захоронением или местом гибели христианских мучеников. Баптистерий (лат.baptisterium — «крещальня») — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель.
Слайд 50

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Ок. 306 г. Кирпич. Перестройка ок. 400 г.

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Ок. 306 г.

Кирпич. Перестройка ок. 400 г.
Слайд 51

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Ок. 306 г.

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Ок. 306 г.

Диаметр 24,15 м. Перестройка конца IV в.
Слайд 52

Арка императора Галерия в Салониках

Арка императора Галерия в Салониках

Слайд 53

Арка императора Галерия в Салониках в честь победы над Сасанидским царством

Арка императора Галерия в Салониках в честь победы над Сасанидским царством


Слайд 54

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Ок. 306 г. Реконструкция комплекса

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Ок. 306 г.

Реконструкция комплекса
Слайд 55

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Ок. 306 г.

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Ок. 306 г. В

зените купола находилось изображение Христа
Слайд 56

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Фрагмент мозаики

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Фрагмент мозаики

Слайд 57

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Мозаика. Свв. Онисфор и Порфирий. IV в.

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Мозаика. Свв. Онисфор

и Порфирий. IV в.
Слайд 58

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Фрагмент мозаики

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Фрагмент мозаики

Слайд 59

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Фрагмент мозаики

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Фрагмент мозаики

Слайд 60

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Фрагмент мозаики

Мавзолей императора Галерия (ротонда св. Георгия) в Салониках. Фрагмент мозаики

Слайд 61

Мавзолей св. Елены в Риме. Ок. 330 г.

Мавзолей св. Елены в Риме. Ок. 330 г.

Слайд 62

Мавзолей св. Елены в Риме. Бетон. Ок. 330 г. Диаметр 27

Мавзолей св. Елены в Риме. Бетон. Ок. 330 г. Диаметр 27 м. Характерно

увеличение оконных проемов Заметна близость Пантеону
Слайд 63

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Слайд 64

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Слайд 65

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г. Диаметр купола 22,5

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г. Диаметр купола 22,5 м.

Бетон в кирпичной опалубке. Благодаря кольцу колонн, поддерживающих купол, произошло соединение идей центрического здания и базилики
Слайд 66

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Слайд 67

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Слайд 68

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Слайд 69

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Слайд 70

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Слайд 71

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Слайд 72

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Слайд 73

Мозаика свода церкви Санта Констанца в Риме. IV в. Фрагмент

Мозаика свода церкви Санта Констанца в Риме. IV в. Фрагмент

Слайд 74

Мозаика свода церкви Санта Констанца в Риме. IV в. Фрагмент

Мозаика свода церкви Санта Констанца в Риме. IV в. Фрагмент

Слайд 75

Санта Констанца в Риме. IV в.

Санта Констанца в Риме. IV в.

Слайд 76

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Слайд 77

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. Ок. 315 г.

Слайд 78

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Мавзолей Санта Констанца в Риме. IV в.

Слайд 79

Мозаика свода Санта Констанца в Риме. IV в. Фрагмент

Мозаика свода Санта Констанца в Риме. IV в. Фрагмент

Слайд 80

Рим. Церковь Сан Стефано Ротондо, 468—483 гг. (реконструкция). Диаметр 63 м.

Рим. Церковь Сан Стефано Ротондо, 468—483 гг. (реконструкция). Диаметр 63

м. Внутри два кольца гранитных колонн: диаметром 23 м и диаметром 43 м. От пилонов отходили радиальные отрезки аркад, делившие внешний обход на восемь секций, четыре из которых на фасаде были выше промежуточных. Купол был деревянным
Слайд 81

Вариант центрического храма - Сан Лоренцо в Милане – имеет план

Вариант центрического храма - Сан Лоренцо в Милане – имеет план

в виде квадрифолия. II пол. IV в. Придворная церковь и мавзолей
Слайд 82

Сан Лоренцо в Милане. II пол. IV в. Диаметр купола 37 м

Сан Лоренцо в Милане. II пол. IV в. Диаметр купола 37

м
Слайд 83

Распятие. Золотой эмалевый квадрифолий. Грузия. Х век Андреа Пизано. 1330-1336. Рельеф

Распятие. Золотой эмалевый квадрифолий. Грузия. Х век Андреа Пизано. 1330-1336. Рельеф

южных дверей флорентийского Баптистерия. 1330-1336. Евангелист Марк. Миниатюра Остромирова Евангелия. Киев. 1056-1057.
Слайд 84

Створка креста-мощевика. XVI – XVII вв. Икона «Богоматерь Живоносный источник». XVII в.

Створка креста-мощевика. XVI – XVII вв. Икона «Богоматерь Живоносный источник». XVII

в.
Слайд 85

Сан Лоренцо в Милане. II пол. IV в.

Сан Лоренцо в Милане. II пол. IV в.

Слайд 86

Сан Лоренцо в Милане. II пол. IV в.

Сан Лоренцо в Милане. II пол. IV в.

Слайд 87

Эсра (Сирия). Церковь св. Георгия. 510 г. «Скрытая ротонда» Купол каменный

Эсра (Сирия). Церковь св. Георгия. 510 г. «Скрытая ротонда» Купол каменный

Слайд 88

Босра (Сирия). Кафедральный собор.512 г. Купол был деревянным

Босра (Сирия). Кафедральный собор.512 г. Купол был деревянным

Слайд 89

Мавзолей Галлы Плацидии (дочери имп. Феодосия) в Равенне. 430 г. В

Мавзолей Галлы Плацидии (дочери имп. Феодосия) в Равенне. 430 г. В

действительности – храм св. Лаврентия, вероятно, построенный на средства Галлы. Центрическое здание типа свободного креста
Слайд 90

Мавзолей Галлы Плацидии. План. Длинная ось (север –юг) – 17,75 м

Мавзолей Галлы Плацидии. План. Длинная ось (север –юг) – 17,75 м Центральный

квадрат перекрыт сомкнутым сводом, рукава креста - цилиндрическими
Слайд 91

Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Мозаика свода: крест в окружении символов Евангелистов.

Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Мозаика свода: крест в окружении символов Евангелистов.

В люнетах – апостолы и голуби, пьющие из чаш. Символ Христа в своде, евангелисты вокруг и апостолы ниже – это начало формирования классической византийской системы росписей
Слайд 92

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Слайд 93

Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. В люнетах южного и северного рукавов креста

Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. В люнетах южного и северного рукавов креста

изображены олени, пьющие воду райских рек
Слайд 94

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии

Слайд 95

Добрый пастырь. Мозаика люнета западного рукава креста мавзолея Галлы Плацидии. Иконографический тип известен с III в.

Добрый пастырь. Мозаика люнета западного рукава креста мавзолея Галлы Плацидии. Иконографический

тип известен с III в.
Слайд 96

Св. Лаврентий. Мозаика люнета восточного рукава креста мавзолея Галлы Плацидии

Св. Лаврентий. Мозаика люнета восточного рукава креста мавзолея Галлы Плацидии

Слайд 97

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Слайд 98

Монастырь Калат Семан в Сирии близ Алеппо. 476-490. Реконструкция Купол был

Монастырь Калат Семан в Сирии близ Алеппо. 476-490. Реконструкция Купол был деревянным. Центрический

октагон окружен четырьмя базиликами