Романский стиль искусства Средневековья

Содержание

Слайд 2

Особенности романской архитектуры На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем говорить

Особенности романской архитектуры

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем говорить

о романском искусстве.
Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она могла быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время - стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присуще стремление к завершенной целостности, строгости и простоте. Спокойно и уверенно поднимались толстые, крепкие стены прочно стоящих на земле храмов. Созданных простыми объёмами и формами. Сложная планировка зданий внешне выглядела чёткой и ясной. Мощные стены из тесаных камней прорезаны узкими оконными и дверными проёмами.
Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры, которая играла в обществе доминирующую роль.
Слайд 3

Задание №1. Попытайся описать внешний облик храма. Мариенкирхе Лаахе. Романская базилика. Середина XII (12) в. Германия

Задание №1. Попытайся описать внешний облик храма. Мариенкирхе Лаахе. Романская базилика. Середина

XII (12) в. Германия
Слайд 4

Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею

Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею

католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Здание церкви мыслилось как центр Вселенной, земное воплощение божественной модели мира. - записываем в тетрадь. Все, что верующий человек оставлял за стенами храма, воспринималось им как мир грешный, лишенный порядка и целесообразности. Дом Бога был призван изолировать его от волнений и страстей мира житейского. Ничто не должно было отвлекать от внутреннего самосовершенствования, сокровенного общения с Богом.
Слайд 5

Церковь Нотр-Дам в Клермоне, Франция.

Церковь Нотр-Дам в Клермоне, Франция.

Слайд 6

Храм подобного типа должен был вмещать большое количество людей, поэтому перед

Храм подобного типа должен был вмещать большое количество людей, поэтому перед

архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объёмами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с использованием каменных перекрытий. От деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий – записываем в тетрадь. К числу новшеств следует также отнести поперечный неф перед алтарём (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства.
Слайд 7

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье

Слайд 8

Особенностью романских храмов также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения,

Особенностью романских храмов также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения,

служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погребений. Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые - квадратные и восьмигранные. – записываем в тетрадь.
Слайд 9

Собор в Вормсе, Германия.

Собор в Вормсе, Германия.

Слайд 10

Задание №2. Опишите аббатство Клюни, предложенное Вам на иллюстрации.

Задание №2. Опишите аббатство Клюни, предложенное Вам на иллюстрации.

Слайд 11

Слайд 12

Характерный элемент романской архитектуры – арочная форма дверных и оконных проёмов.

Характерный элемент романской архитектуры – арочная форма дверных и оконных проёмов.

В период её расцвета, в XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал – записываем в тетрадь.

Романский оконный проём

Романский дверной проём (перспективный портал)

Слайд 13

В создании и украшении романских храмов участвовали не только зодчие, но

В создании и украшении романских храмов участвовали не только зодчие, но

и живописцы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Так, порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень важную просветительскую функцию. Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании человека за греховную земную жизнь.
Слайд 14

Портал романского собора

Портал романского собора

Слайд 15

Действительно трудно найти более удобное мест о для назидания верующих... В

Действительно трудно найти более удобное мест о для назидания верующих... В

центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над верным проёмом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой, делилось на регистры. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апостолы. В нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева – ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души». Стоя перед таким порталом, верующий человек всерьёз боялся конца света и больше думал о спасении собственной души. Безобразные и наводящие страх демоны, мучающиеся в аду грешники оказывали огромное психологическое воздействие на зрителей, наглядно демонстрируя неотвратимую расплату за неправедный образ жизни.
Слайд 16

Скульптура романского портала

Скульптура романского портала

Слайд 17

Романская скульптура Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Как правило, романская скульптура

Романская скульптура

Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Как правило, романская скульптура непропорциональна:

фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела – схематичны. Весьма своеобразна немецкая пластика, например рельефы бронзовых дверей церкви Св. Михаила в Гильдесгейме, в которых запечатлены сюжеты из Священного Писания (XI в.). Человеческие фигуры здесь необычайно подвижны, динамичны и передают гамму чувств и страстей. Таковы, например, Адам и Ева, буквально дрожащие от страха перед божьей карой.
Слайд 18

Рельефы бронзовых дверей церкви Св. Михаила в Гильдесгейме

Рельефы бронзовых дверей церкви Св. Михаила в Гильдесгейме

Слайд 19

Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо канонов, часто неказисты

Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо канонов, часто неказисты

и приземисты. Имеют простые и выразительные лица. Этим романская скульптура отличается от византийской, которая создавала более утонченные и одухотворенные образы. Наряду с евангельскими образами и сценами в романской скульптуре соседствовали и сюжеты из древней и средневековой истории, встречались изображения реальных людей. В то же время скульптурные композиции иногда насыщались плодами народной фантазии – тогда в них встречались изображения различных фантастических существ и сил зла (например, аспидов (змей) или химер (несуществующих животных)).
Слайд 20

Химера. Скульптура собора в Шартре. Франция.

Химера. Скульптура собора в Шартре. Франция.

Слайд 21

Крупнейшим памятником романского искусства является скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в

Крупнейшим памятником романского искусства является скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в

Шартре. Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на «Королевских вратах» собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время милосердия. Перед нами не грозный судья, жестокий властитель жизни и смерти, решающий судьбы человечества, а добрый пастырь, благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное и сосредоточенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов – ангел, орёл, лев и бык – не внушают страха, напротив, это верные ученики и помощники Бога.
Слайд 22

Композиция «Христос во славе»

Композиция «Христос во славе»

Слайд 23

Шартрский собор. Внутреннее убранство.

Шартрский собор. Внутреннее убранство.

Слайд 24

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Знаменитую «падающую

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Знаменитую «падающую

башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI – XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. - записываем в тетрадь. В средней части трансепта (поперечный неф) возвышается эллиптический купол. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором. Фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колоннах. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4, 5 м).
Слайд 25

Пизанский собор

Пизанский собор

Слайд 26

Собор в Вормсе (Гермнаия), внутренние убранство.

Собор в Вормсе (Гермнаия), внутренние убранство.

Слайд 27

Барельефы собора в Вормсе.

Барельефы собора в Вормсе.

Слайд 28

Капители романских колонн

Капители романских колонн

Слайд 29

Фресковые росписи храмов Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию

Фресковые росписи храмов

Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию и

плоскостной, отрицающей трёхмерность пространства и фигур. Она так же, как и скульптура, была подчинена архитектуре, наиболее распространенным видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла). - записываем в тетрадь.
Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.
Слайд 30

Фресковые росписи храмов Фреска из церкови «Сан Клименте» («базилика Святого Климента») Рим, Италия.

Фресковые росписи храмов

Фреска из церкови «Сан Клименте» («базилика Святого Климента»)

Рим, Италия.
Слайд 31

Фресковые росписи храмов

Фресковые росписи храмов

Слайд 32

Декоративно-прикладное искусство Почётное место среди образцов декоративно-прикладного искусства занимает знаменитый 70-метровый

Декоративно-прикладное искусство

Почётное место среди образцов декоративно-прикладного искусства занимает знаменитый 70-метровый ковер

из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды. Вышитые на нём сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в 1066 г.
Слайд 33

Ковер из Байе

Ковер из Байе

Слайд 34

Ковер из Байе

Ковер из Байе

Слайд 35

Домашнее задание: 1) записать конспект сегодняшнего урока в тетрадь; 2) перерисовать

Домашнее задание:

1) записать конспект сегодняшнего урока в тетрадь;
2) перерисовать в тетрадь

строение романского собора (следующий слайд);
3) посмотреть фильм: «Шедевры романского искусства» https://ok.ru/video/737051347699