Романский стиль в архитектуре

Содержание

Слайд 2

Раннее средневековье. Исторический аспект. 476 г. – падение Рима. Период средневековья

Раннее средневековье. Исторический аспект.

476 г. – падение Рима.
Период средневековья –

V – XV вв.
Термин появился в эпоху Возрождения, .
Слайд 3

Главные особенности цивилизации, повлиявшие на культуру.

Главные особенности цивилизации, повлиявшие на культуру.

Слайд 4

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, а также искусства античности,

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, а также искусства античности,

Византии и мусульманского Ближнего Востока. В сходство романской архитектуры с древнеримской и византийской?
Слайд 5

Термин «Романский стиль» возник в начале XIX в., когда была выявлена

Термин «Романский стиль» возник в начале XIX в., когда была выявлена

связь средневековой архитектуры с формами и конструкциями римской.
От лат. romanus — римский.
Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная.
Романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе.
Слайд 6

1. Особенности стиля. Период – XI – XII вв. Строгие формы,

1. Особенности стиля.

Период – XI – XII вв.
Строгие формы, отсутствие украшений

и орнамента.
Полукруглые арки.
Толстые стены, узкие окна.
Основные типы зданий – храм, монастырь, замок.
Слайд 7

В основе плана – базилика. Увеличение высоты потолка. Кессонный потолок сменяется сводчатым. Своды коробовые, крестовые, цилиндрические

В основе плана – базилика.
Увеличение высоты потолка.
Кессонный потолок
сменяется сводчатым.


Своды коробовые, крестовые, цилиндрические
Слайд 8

Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а

Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а

иногда и двумя трансептами.

Дороманская базилика –
романский храм

Запад

Восток

Центральный неф

Трансепт

Апсида

Капеллы

Слайд 9

Слайд 10

Зарисуйте или запишите основные элементы храма романского стиля

Зарисуйте или запишите основные элементы храма романского стиля

Слайд 11

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов,

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов,

церкви и монастыри. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри.

2. Архитектура.

Замок Сюлли, X-XI вв., Франция

Слайд 12

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное

создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.

Запад

Восток

Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев.
Германия, XI – XII вв.

Слайд 13

Интерьер собора Марии Лаах.

Интерьер собора Марии Лаах.

Слайд 14

Монастырь Клюни. 1088 – 1131. Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно папе.

Монастырь Клюни. 1088 – 1131. Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно папе.

На его территории была построена самая большая в Европе церковь Петра и Павла: пятинефная базилика. (Разрушена в конце XVIII в.)

Франция – центр средневековой романской архитектуры.

Слайд 15

Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в

Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в

VI веке. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени.
Слайд 16

Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен монахами бенедиктинцами. Многократно достраивался и перестраивался.

Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен монахами

бенедиктинцами. Многократно достраивался и перестраивался.
Слайд 17

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Пизанский собор

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия.
Пизанский собор (XI

– XII в) это пятинефная базилика. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором.
Слайд 18

Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в г.

Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в г.

Пиза. Ее высота составляет 55 м, отклон от вертикальной оси – на данный момент – 4,6м.
Слайд 19

Баптистерий (помещение для крещения). Флоренция, 1000 – 1100 гг.

Баптистерий (помещение для крещения).
Флоренция, 1000 – 1100 гг.

Слайд 20

Мозаика баптистерия

Мозаика баптистерия

Слайд 21

Церковь св. Михаила в Гидельсгейме, Германия. 1001 – 1003 гг.

Церковь св. Михаила в Гидельсгейме, Германия.
1001 – 1003 гг.

Слайд 22

Капелла в Аахене. Германия. 790 – 800 гг. Редкий случай сохранения архитектуры времени Карла Великого.

Капелла в Аахене. Германия.
790 – 800 гг.
Редкий случай сохранения архитектуры времени

Карла Великого.
Слайд 23

Слайд 24

Старый собор в Саламанке. Испания, Кастилия, 1160 – 1180. Этот храм

Старый собор в Саламанке. Испания, Кастилия,
1160 – 1180.
Этот храм считается вершиной

романского искусства в Испании, хотя в его архитектуре присутствовали черты мавританской архитектуры.
Слайд 25

Скульптурная романика неразрывно связана с архитектурой. Вне храма нет скульптуры. Говоря

Скульптурная романика неразрывно связана с архитектурой. Вне храма нет скульптуры. Говоря

о романской скульптуре, необходимо уточнить, что собственно скульптурой это можно назвать с некоторой натяжкой. Чаще всего имеются ввиду рельефы, украшающие тимпаны (полукруглые пространства сводов над входами), а также капители колонн и декоративные обрамления стен. Круглая скульптура, освобожденная из камня полностью, явление в романике редкое, характерное для самого позднего периода развития стиля.
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами. Излюбленная тема -

Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами. Излюбленная тема -

Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.
Сюжеты, связанные с торжеством Иисуса Христа полны патетики и пафоса. Сама фигура Христа трактуется как образ Великого судьи, Вседержителя, одно из воплощений Бога-Отца.
Мастера романики любили сталкивать в своих работах противоположности: ад и рай, Небо и Землю, добро и зло. В этой схватке основополагающих различий скульпторы стремились отобразить сложное устройство вселенной. Отсюда и многофигурность, яркая эмоциональность персонажей, сложные переплетения фигур, напряжение и динамизм композиций.
Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Выполните письменно одно из заданий.

Выполните письменно одно из заданий.

Слайд 45

Сравните строения. Запишите, в чем их сходство с точки зрения архитектурных

Сравните строения. Запишите, в чем их сходство с точки зрения архитектурных

форм и выразительности.

4

2

1

3

Слайд 46

Какие черты романского стиля можно найти в бенедиктинском аббатстве Клюни, Франция, одном из древнейших французских монастырей?

Какие черты романского стиля можно найти в бенедиктинском аббатстве Клюни, Франция,

одном из древнейших французских монастырей?
Слайд 47

Опишите характер романской скульптуры.

Опишите характер романской скульптуры.