Романский стиль в архитектуре Зрелое средневековье

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

В XI-XII веках утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который был присущ прежде всего архитектуре.

В XI-XII веках
утверждается первый общеевропейский стиль –
романский,
который был

присущ прежде всего
архитектуре.
Слайд 4

Романский стиль — стиль средневекового западно-европейского искусства Х – XII вв.

Романский стиль — стиль средневекового западно-европейского искусства Х – XII вв.


Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в экспрессивных формах выражающими пугающее могущество божества
Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов),
Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ первый общеевропейский стиль продолжает римские

ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ
РОМАНСКОГО СТИЛЯ
первый общеевропейский стиль
продолжает

римские строительные традиции:
облицовка тёсанным камнем,
использование арок и цилиндрических сводов;
все постройки носят оборонительный, крепостной характер:
храм – крепость Бога, замок – крепость феодала,
толстые стены, узкие окна, массивные башни.
- Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала.
оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени.
все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности;
в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами.
Слайд 6

Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и города-крепости. В их планировке

Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и города-крепости. В их планировке

строго соблюдались требования обороны.

Бенедиктинский монастырь в Хирсау,
Германия, XI век (реконструкция)

МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ

Слайд 7

РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ Монастыри утверждали и распространяли христианство, а также были центрами

РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ
Монастыри
утверждали и распространяли
христианство,
а также были
центрами культуры

и науки,
образовательными школами,
хозяйственными центрами,
благотворительными
заведениями,
крупными феодальными
сеньориями
Слайд 8

Огромную роль в романскую эпоху играли монашеские ордена. Бенедиктинцы – орден,

Огромную роль в романскую эпоху играли монашеские ордена.

Бенедиктинцы – орден, основанный

монахом Бенедиктом.
Цистерицианцы- орден монахов-отшельников.
Францисканцы и доминиканцы -ордена нищенствующих монахов-проповедников
Слайд 9

РОМАНСКИЙ ХРАМ-КРЕПОСТЬ Собор в Шпейере,1030-1092г., Германия

РОМАНСКИЙ ХРАМ-КРЕПОСТЬ

Собор в Шпейере,1030-1092г.,
Германия

Слайд 10

Атриум – внутренний двор, окружённый аркадами, пристройка к храму.

Атриум –
внутренний двор, окружённый аркадами,
пристройка к храму.

Слайд 11

Клуатр – внутренний дворик для хозяйственных целей с огородом лекарственных трав и садом.

Клуатр –
внутренний дворик
для хозяйственных целей
с огородом
лекарственных трав


и садом.
Слайд 12

Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, монастырской церкви, которые были

Основные принципы романской архитектуры
выражены в соборе, монастырской церкви, которые были

почти единственными видами общественных зданий эпохи.
Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии.
Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников. Это вело к строительству грандиозных сооружений с разграниченным колоннами на зоны
просторными внутренними помещениями.
Главным техническим завоеванием эпохи были сводчатые каменные конструкции, которые сменили непрочные деревянные перекрытия. Сначала каменные своды появились в боковых нефах, затем и над более широким центральным.
Слайд 13

«Тяжёлое безмолвие» - так характеризовал романский стиль французский скульптор Огюст Роден.

«Тяжёлое безмолвие» - так характеризовал романский стиль французский скульптор Огюст Роден.

Слайд 14

Возведение арок Какая архитектурная задача, возникшая перед строителями романских базилик привела к созданию арочных сводов?

Возведение арок

Какая
архитектурная
задача, возникшая
перед строителями
романских базилик
привела к созданию
арочных сводов?

Слайд 15

Арочные своды

Арочные своды

Слайд 16

КОНТРФОРС – вертикальный каменный выступ стены, несущий нагрузку свода.

КОНТРФОРС – вертикальный каменный выступ стены, несущий нагрузку свода.

Слайд 17

Замковый камень НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют

Замковый камень

НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют каркас,

несущий основную нагрузку тяжёлого свода.
Слайд 18

РОМАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны с резьбой растительно-орнаментального стиля.

РОМАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны с резьбой
растительно-орнаментального стиля.

Слайд 19

Тема добра и зла, выражена в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков.

Тема добра и зла, выражена в аллегорических образах сражающихся добродетелей и

пороков.
Слайд 20

Романская скульптура открыла новые стороны действительности – образы чудовищного и безобразного.

Романская скульптура открыла новые стороны действительности – образы чудовищного и безобразного.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Крак-де-Шевалье (Замок рыцарей) Сирия. 1131 г. Замок Алькасар.IX в. Сеговия. Испания

Крак-де-Шевалье (Замок рыцарей) Сирия. 1131 г.
Замок Алькасар.IX в. Сеговия. Испания

Слайд 25

Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что

Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что

свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т. е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы – редкими и узкими.
Обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Одним

 Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции.
Одним

из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м).
Слайд 29

Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.

Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

ЗАМОК-КРЕПОСТЬ

ЗАМОК-КРЕПОСТЬ

Слайд 33

Эволюция рыцарского замка 1- IX век 2 - нормандский замок XI

Эволюция рыцарского замка
1- IX век
2 - нормандский замок
XI века с

пешеходным мостом на главную башню
3 – тип башни замка из кирпича, Х век
4 – англо-романский замок, конец ХI века
5 – замок на острове, XIII – XIV века
Слайд 34

Слайд 35

1 - барбакан 2- гать (дамба) 3- частокол 4 - ров

1 - барбакан 2- гать (дамба) 3- частокол 4 - ров

с водой 5 - дозорная башня
6 - подъёмный
мост
7 - боковой ход
9- наружная
стена
10 – подъёмная
решётка
11 - донжон
12 - внутренний
двор
13 - дальний
двор
14 - караульня
15 - бойница
16 - угловая
башня
17 – боковая башня
18 - бастион
19 – зубчатый парапет
20 – часовня
21 - туалет

Схема средневековой крепости-замка

Слайд 36

ДОНЖОН – главная башня замка, жилище феодала.

ДОНЖОН –
главная башня замка, жилище феодала.

Слайд 37

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

РОМАНСКИЙ
СТИЛЬ

Слайд 38