Русская архитектура второй половины XIX века. Эволюция от вкуса к стилю

Содержание

Слайд 2

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия. «Архитектура умного

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия.
«Архитектура умного выбора». Компромисс

идеологии и практики в национальном варианте архитектурной эклектики.
«Русский стиль» в русской архитектуре XIX в. Причины появления, идейно-художественная специфика, периодизация.
Слайд 3

1. Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия. Программное единообразие классицизма,

1. Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия.

Программное единообразие классицизма, неукоснительное

подчинение единому волевому началу – стержневая идея дворянского абсолютизма.
Однако «стройный, строгий вид» классицистических ансамблей становится всё более стеснителен по мере развития капиталистических отношений и активизации городской жизни, а его символы чужды массовому сознанию.
Стилевые нормы, рождённые нравственным кодексом, основанные на служении государству, воспринимались как выражение политической несвободы.

«Ревенный цвет и линия прямая
Вот идеал изящества для нас.
Наследники Батыя и Мамая
Командовать мы приучили глаз»
А.К. Толстой

Место ослабевающего и теряющего единство дворянства активно занимает купечество.
Умножаются и дробятся типы культурных потребностей (расширение типологии зданий и сооружений: магазины, выставочные павильоны, доходные дома, развлекательные сооружения, вокзалы, промышленная архитектура т.п.)
Ордерная композиция теряет роль сословного знака.

Слайд 4

2. «Архитектура умного выбора». Компромисс идеологии и практики в национальном варианте

2. «Архитектура умного выбора». Компромисс идеологии и практики в национальном варианте

архитектурной эклектики.

Начиная с 1830-х гг. классицизм начинает вытесняться «архитектурой выбора» - эклектикой.
В отличие от классицизма эклектика не опиралась на идею вневременной ценности стилей античности и Ренессанса.
Романтизм с его антинормативностью, отвергая обязательность античных эталонов, утверждал свободу выбора художественных форм и свободу их заимствования.
Вместе с романтическим представлением о единстве искусства и жизни на первый план выдвигались простые человеческие ценности, противостоящие вневременным и вненациональным абстракциям классицизма.

Романтики открыли для себя историю, постигая её как процесс непрерывного становления.
Историзм мышления означал признание равнозначности всех эпох в архитектуре и равную ценность их художественных языков

Сфера бытования художественного распространилась на обыденность; комфортность и уют вошли в число целей архитектуры.

Слайд 5

Однако, это был всего лишь компромисс между запросами жизни и возможностями

Однако, это был всего лишь компромисс между запросами жизни и возможностями

архитектуры. По-прежнему сохранялась связь с образцом, культурная ценность которого была подтверждена временем

Ассоциации с византийской
или средневековой русской
архитектурой считались
уместными для православного
храма.

Для дворца приличествовали
формы стиля барокко.

Для купеческого особняка
естественными воспринимались
формы народного русского зодчества

«Наш век эклектический – во всём у него умный выбор»
Нестор Кукольник

Слайд 6

Главные новации эклектизма были обращены на отдельное сооружение. Становление новых систем

Главные новации эклектизма были обращены на отдельное сооружение. Становление новых систем

композиции осуществлялось в типе городского доходного дома, многоэтажного и многоквартирного, с квартирами сдающимися внаём, сложившийся к концу первой половины XIX века.
Особняк был целостным и обособленным организмом.
Доходный дом являлся суммой множества квартир-ячеек.
Слайд 7

Фасады доходных домов сливаются в непрерывные фронты, за которыми исчезают объёмы.

Фасады доходных домов сливаются в непрерывные фронты, за которыми исчезают объёмы.


Композиция стала восприниматься как организация плоскостей (фасада и плана).
Растущее давление буржуазных вкусов вело к тому, что красота стала отождествляться с богатством, точнее с украшениями. Общее здесь преобладало над индивидуальным, монотонная сетка окон господствовала на фасаде независимо от декора.
Слайд 8

Готические образы в архитектуре эклектики Живой интерес привлекает и история России.

Готические образы в архитектуре эклектики

Живой интерес привлекает и история России. Её

восприятие связывалось с мироощущением романтизма. Для архитекторов это сделало естественным и неизбежным обращение к средневековым прообразам. Разные взгляды на возможные пути развития русской культуры, разделившие позиции западников и славянофилов, сформировались в «готическое» и «русское» направление поисков.
Славянофилы первыми стали указывать на отечественные древности и народное искусство, сохраняющее верность патриархальной традиции, как возможный источник современных творческих идей.

«Готическая башня достойна особого
внимания как одно из прекраснейших
созданий нашего воображения»
П.Чаадаев

Царицино.
Фигурные ворота
(1775-1785)
Арх. В.И. Баженов

Церковь Петра и Павла.
С.-Петербург (1830)
Арх. А. П.Брюллов.

Слайд 9

3. «Русский стиль» в русской архитектуре XIX в. Причины появления, идейно-художественная

3. «Русский стиль» в русской архитектуре XIX в. Причины появления, идейно-художественная

специфика, периодизация.

В 1840-50-е годы правительственные круги в поисках выхода из социального кризиса выдвигают формулу «православие, самодержавие, народность», утверждавшую незыблемость устоев самодержавия и его единение с народом.
В архитектуре эта концепция выразилась в использовании некоторых формальных признаков древнерусского и византийского храмового зодчества.
Начало новому направлению было положено сооружением храма Христа-Спасителя в Москве (арх. К.А. Тон). Этот храм будет служить официально признанным образцом русско-византийского стиля.

К.А. Тон (1794-1881)

Слайд 10

Поверхностный, эклектический характер «русско-византийского» стиля был в большой степени предрешён отсутствием

Поверхностный, эклектический характер «русско-византийского» стиля был в большой степени предрешён отсутствием

серьёзных сведений об архитектурном наследии. Русская историко-архитектурная наука, находившаяся в стадии становления, только ещё приступала к изучению национального архитектурного наследия.
Постепенно растёт интерес и народному зодчеству.

Возникает ряд профессиональных и любительских обществ, члены которых наряду с археологией занимаются исследованием древних архитектурных памятников Отечества:
Русское археологическое общество;
Общество истории и древностей российских С.-Петербург);
Московское археологическое общество

Императорская Академия художеств так же включается в процесс изучения русской старины и организует ряд экспедиций по сбору материалов связанных с историей русского искусства и культуры.
Экспедиция Г.Ф. Солнцева.
Древнехристианский музей Г.Г. Гагарина

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Слайд 11

РОПЕТОВСКИЙ (ПСЕВДОРУССКИЙ) СТИЛЬ Второй этап освоения национального архитектурного наследия относится к

РОПЕТОВСКИЙ (ПСЕВДОРУССКИЙ) СТИЛЬ

Второй этап освоения национального архитектурного наследия относится к

1860-90 гг. Для него характерно использование декоративных приёмов узорочного русского зодчества XVI-XVII вв.
Новое течение имело более сложную идеологическую основу. Оно было связано со становлением и развитием капитализма и формированием буржуазной идеологии; строительство в национальном духе стимулировалось соображениями национального престижа и коммерческой рекламы.
Слайд 12

Вместе с тем, «русский стиль» нашёл горячих сторонников среди передовой русской

Вместе с тем, «русский стиль» нашёл горячих сторонников среди передовой русской

интеллигенции, - он импонировал её интересу к истории и судьбе русского народа и воспринимался как воплощение демократических идеалов, которыми были проникнуты музыка, литература и живопись тех лет.
Восторженно приветствовал новое направление критик В.В. Стасов: «В созданиях из коренного народного русского материала – дерева – лежит главная историческая заслуга новой архитектуры».

И.Е. Репин
Портрет В.В. Стасова

В.Г. Перов
Портрет М.П. Погодина

«Погодинская изба».
Москва. (1856).
Арх. В.Н. Никитин

Слайд 13

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПСЕВДОРУССКОГО СТИЛЯ: Осуществляется широкий процесс популяризации русской старины, активно изыскиваются

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПСЕВДОРУССКОГО СТИЛЯ:

Осуществляется широкий процесс популяризации русской старины, активно изыскиваются формы

интерпретации её богатого художественного наследия.
Получили распространение характерные приёмы народного зодчества (сложная компоновка объёмов, красочность и сложность отделки, активное использование забытых материалов: кирпича и изразцов).

Арсенал архитектурных форм сформирован поспешно и поверхностно.
Наряду с подлинными образцами древнего зодчества в архитектурный обиход попадают произвольно интерпретированные детали памятников, мотивы народных вышивок и кружев – без учёта специфики материала и орнаментации.
Главная ошибка состояла в самом методе освоения древнего наследия, когда основное внимание обращалось на внешние формы, без учёта конструктивных особенностей.

Слайд 14

Критическое переосмысление опыта псевдорусского стиля К концу XIX в. в отечественной

Критическое переосмысление опыта псевдорусского стиля

К концу XIX в. в отечественной науке

всё шире утверждается мнение о самобытности русского зодчества.
Существенный вклад в этот процесс внесли труды историка И.Е. Забелина. Опираясь на факты из истории, этнографии и лингвистики он стремился доказать, что формы русской архитектуры обусловлены природой, климатом и развитием самой жизни.

И.Е. Репин.
Портрет И.Е. Забелина

В.О. Шервуд. Исторический музей.
Москва. 1875-1883

Слайд 15

Совершенно новое понимание задач изучения художественного наследия прошлого было представлено и

Совершенно новое понимание задач изучения художественного наследия прошлого было представлено и

в трудах архитектора Л.В. Даля.
«Мы не позаботились поискать в отечественном зодчестве не только нечто цельное, но даже каких бы то ни было признаков осмысленности».
внимание к рациональным началам народного зодчества: «Эти начала вовсе не исследованы нами. Без внимательного их изучения мы будем постоянно впадать в ошибки… Уразумение логического происхождения частей в целом произведении зодчества возможно только при серьёзном историческом его изучении. Вот почему нам необходимо историческое изучение наших памятников».

Собор Александа Невского
В Нижнем Новгороде (1868-1881)

Л.В. Даль

Слайд 16

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ В архитектурной практике на рубеже XIX-XX вв. начинается третий

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ

В архитектурной практике на рубеже XIX-XX вв. начинается третий этап

использования национальных традиций: развивается «неорусский стиль»; на смену копированию деталей, типичного для «русского стиля» 1870-х гг. приходит воспроизведение эмоционально-образного строя древних памятников – лаконичных, монументальных и живописных.
Массовое изучение памятников архитектуры; их систематизация и анализ; составление последовательной картины развития русской архитектуры складываются в зрелое, научное представление об отечественном зодчестве.
Слайд 17

Меценат С.И. Мамонтов в имении Абрамцево объединяет вокруг идеи возрождения национального

Меценат С.И. Мамонтов в имении Абрамцево объединяет вокруг идеи возрождения национального

наследия целую группу видных представителей русской художественной культуры (В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.М. Нестеров, М.А. Врубель, Н.А. Римский-Корсаков).
Не скованные профессиональными стереотипами художники предложили новые эстетические ценности и критерии «русского стиля», основанные на образах фольклора, искусства средневековой Руси и народного ремесленного творчества.
В искусстве средневековья их привлекали не мотивы а сам способ видения.

АБРАМЦЕВСКИЙ КРУЖОК

Слайд 18

«Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной

«Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной

роскоши Абрамцевскую церковь. Для нас, работников её, - она трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и живом творческом порыве, о дружной работе художественных друзей» В. Васнецов

В абрамцевской церкви не воспроизводятся какие-либо «мотивы» или приёмы композиции. Её решение основано на эмоционально-образном восприятии определённого круга явлений: новгородско-псковское зодчество, с его обобщённостью, живописной «неправильностью».
Это не имитация старины или коллекция мотивов, а импровизация на старинные темы, не скрывающая принадлежность своему собственному времени.

Слайд 19

Султанов Н.В. (1850-1908) Теоретик и педагог Ф.Ф. Суслов (1857-1921) Историк архитектуры,

Султанов Н.В. (1850-1908)
Теоретик и педагог

Ф.Ф. Суслов (1857-1921)
Историк архитектуры,
реставратор

Ф.Ф. Суслов
Очерки по

истории
древнерусского зодчества

Новая придворная церковь
В Петергофе (1895-1905)

Слайд 20

Солнцев Фёдор Григорьевич Родился в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне

Солнцев Фёдор Григорьевич

Родился в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское

сельское поселение Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа И. А. Мусина-Пушкина.
Граф обнаружил одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило юноше поступить в Академию художеств в 1815 году.

При окончании академического курса, в 1827 году, за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» награждён большую золотой медалью.
В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства.
Принимал участие в росписи и реставрации многих Храмов.

Слайд 21

Григорий Григорьевич Гагарин Состоял на дипломатической службе в Италии, Франции и

Григорий Григорьевич Гагарин

Состоял на дипломатической службе в Италии, Франции и Германии.


В 1841 г. был причислен в военную службу. Будучи в 1848 г. прикомандирован в Тифлис. Кроме военных и административных обязанностей, Гагарин много работал для нужд города. Он построил там театр, также восстанавливал фрески в старых грузинских монастырях.
В 1855 г. назначен состоять при великой княгине Марии Николаевне, как президент Академии художеств.
Продолжительное пребывание в молодости за границей способствовало развитию в нём любви к искусству. Брал уроки у К. П. Брюллова. Он занимался рисованием и живописью и в особенности пристрастился к византийскому стилю иконописания и орнаментики. В бытность свою на Кавказе расписал в этом стиле Сионский собор в Тифлисе, а потом, будучи вице-президентом Академии художеств, основал при ней Древнехристианский музей и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам

В.Бобров.
Портрет Князя Г.Г.Гагарина. 1867

Слайд 22

РОПЕТ ИВАН ПЕТРОВИЧ Постройки и проекты Ропета И.П. оказали большое влияние

РОПЕТ ИВАН ПЕТРОВИЧ

Постройки и проекты Ропета И.П. оказали большое влияние на

творчество современных ему архитекторов и дизайнеров. Учился в Академии художеств (1861-1871) у Горностаева А.М. Ещё решительней, чем Тон К.А., отойдя от классицизма к декоративным приёмам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев А.М. увлёк за собой целую плеяду молодых архитекторов (Горностаев И.И., Гартман В.А., Богомолов И.С., Харламов Ф.С. и др.), среди которых Ропет И.П. занял видное место.
Активно сотрудничал в периодически выходившем альманахе "Мотивы русской архитектуры" (1874-1880). Вместе с Ф.С. Харламовым создал Павильон ботаники и садоводства на Политехнической выставке в Москве (1872; выставка открылась 30 МЙ 1872), более близкий к мавританскому стилю. Всецело в "русском народном вкусе" выстроена баня в Абрамцево ("теремок", 1877-1878) с крыльцом, перекрытым сводом-"бочкой". В его творчестве получила предвосхищение орнаментально-синтетическую органика стиля модерна.