Русская культура в XIV-XV веках

Содержание

Слайд 2

Литература Книги Материал Тип письма Связь между появлением бумаги и ускорением

Литература

Книги

Материал
Тип письма

Связь между появлением бумаги и ускорением письма
И
изменениями в

хозяйственной, политической и культурной жизни Руси?
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Главная идея этого периода

Главная идея этого периода

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Архитектура XIII век – Возрождение каменного зодчества Новгородская земля Церковь Николы

Архитектура

XIII век – Возрождение каменного зодчества Новгородская земля

Церковь Николы на Липне

Строгость

, простота
Одноглавые церкви
Преемственность с прошлым
Слайд 15

Слайд 16

Церковь Фёдора Стратилата- пример совершенных пропорций XIVвек- новый стиль в архитектуре Новгорода: нарядное внешнее убранство храмов

Церковь Фёдора Стратилата- пример совершенных пропорций

XIVвек- новый стиль
в архитектуре Новгорода:

нарядное
внешнее убранство храмов
Слайд 17

Церковь Спаса на Ильине улице Расписана в 1378 г. Ф.Греком. Фасад

Церковь Спаса на Ильине улице

Расписана в 1378 г. Ф.Греком.
Фасад украшен декоративными

нишами
с фресковыми росписями.
Слайд 18

Северо-Восточная Русь Тверь. Москва. Коломна Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. XV век

Северо-Восточная Русь

Тверь. Москва. Коломна

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. XV век

Простая отделка
Четырёх-столпный храм
Завершение

стен ступенчатыми ярусами кокошников
Слайд 19

Сравнить храмы Дмитриевский собор во Владимире Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря XII век XV век

Сравнить храмы

Дмитриевский собор
во Владимире

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря

XII век

XV век

Слайд 20

Сравнить храмы Северо-Восточная Русь Новгород

Сравнить храмы

Северо-Восточная Русь

Новгород

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Псков. Изборская крепость Построена в 1330г. Одно из крупных военных сооружений Руси.

Псков. Изборская крепость

Построена в 1330г.
Одно из крупных военных
сооружений Руси.

Слайд 25

В 1367 г. был возведён белокаменный Кремль в Москве

В 1367 г. был возведён белокаменный Кремль
в Москве

Слайд 26

Каменное строительство в Москве в XIV веке

Каменное строительство в Москве в XIV веке

Слайд 27

Давайте вспомним 1.Что такое зодчество? Зодчество- искусство проектировать и строить здания.

Давайте вспомним

1.Что такое зодчество?

Зодчество- искусство проектировать и строить здания.

2.Каковы особенности архитектуры

Новгородского и Владимирского княжеств?

Во Владимирском княжестве:
величественность
монументальность
использование белого камня
рельеф в наружном декоре
В Новгородской земле:
утрачена монументальность
одноглавые храмы
использование известняка и кирпича
нарядность в декоре фасада

Слайд 28

Русская живопись XIV века Богоматерь Донская Феофан Грек XIV век

Русская живопись XIV века

Богоматерь Донская
Феофан Грек
XIV век

Слайд 29

Иконопись Архангел Михаил Андрей Рублёв Преображение Господне Феофан Грек Икона Всех скорбящих Даниил Чёрный

Иконопись

Архангел Михаил
Андрей Рублёв

Преображение Господне
Феофан Грек

Икона Всех скорбящих
Даниил Чёрный

Слайд 30

Феофан Грек (ок.1337-1405 г.г.) Родился в Византии. На Русь приехал в

Феофан Грек (ок.1337-1405 г.г.)

Родился в Византии.
На Русь приехал в 70-х годах

XIVвека.
Сначала работал в Новгороде, а потом в Москве.
Отличает:
смелая живописная манера, интерес к характеру,
внутреннему миру человека.

Спас Вседержитель

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Роспись предела церкви Спаса Летопись сообщает о том, Что в 1378г.

Роспись предела церкви Спаса

Летопись сообщает о том,
Что в 1378г. Ф.Грек расписал

церковь
Спаса на Ильине В Новгороде

Изображение Христа на куполе.
Ф.Грек представил его суровым,
строгим, беспощадным, но не
холодным и отрешенным, а прист-
растным судьёй, вершителем рода
человеческого.

Слайд 34

Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси

Андрей Рублев - имя,
ставшее символом
Святой Руси

Слайд 35

Легендарное имя Андрея Рублева, работавшего в XV веке, было сохранено народной

Легендарное имя Андрея Рублева, работавшего в XV веке, было сохранено

народной памятью, и с ним часто связывали разновременные
произведения, когда хотели
подчеркнуть их
незаурядное
историческое
или
художественное
значение.

Благодаря реставрациям, освобождению памятников от позднейших наслоений оказалось возможным узнать подлинную живопись мастера.

Слайд 36

Параллельно с реставрационными открытиями накапливались сведения об исторических источниках, которые стали

Параллельно с реставрационными открытиями накапливались сведения об исторических источниках,
которые

стали использовать для разыскивания произведений Андрея Рублева.
Подлинное открытие
рублевской живописи
состоялось в двадцатом
веке.
Слайд 37

«Послушник» Послушнику Андрею досталась особая обязанность — научиться выражать церковную мудрость

«Послушник»

Послушнику Андрею досталась особая обязанность — научиться выражать церковную мудрость на

языке красок.
Троицкий монастырь являлся неисчерпаемым источником этой мудрости.
Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех

Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во

всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней.
Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченные болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем
государственном оболванивании
человечества,
и окунуться в мир вечного покоя,
благости и любви.
Слайд 41

Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского

Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого

древнерусского искусства,
символом великого русского человека,
каким он может и должен быть.
Образы Рублева навевают нам
воспоминания об утерянной райской
жизни, об утерянном покое,
счастье и гармонии со вселенной.
Слайд 42

В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа об идеальной

В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа об

идеальной человеческой красоте.
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека,
в его нравственные силы,
в его способность к самопожертвованию
во имя высоких
христианских
идеалов.
Слайд 43

Рыженко Павел «Молитва» О Русь моя! Жена моя! До боли Нам

Рыженко Павел
«Молитва»

О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш

путь —
стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь А. Блок
Слайд 44

Фильм Тарковского «Андрей Рублев»

Фильм Тарковского
«Андрей Рублев»

Слайд 45

Андрей Рублёв А.Рублёв родился ок.1360г. Монах Троице-Сергиева монастыря. Расписывал стены Благовещенского

Андрей Рублёв

А.Рублёв родился ок.1360г.
Монах Троице-Сергиева монастыря.
Расписывал стены
Благовещенского собора
в

Московском Кремле вместе
с Ф.Греком и
Прохором из Городца.
Слайд 46

Слайд 47

В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой

В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой

главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним
Слайд 48

Андрей Рублёв «Троица»

Андрей Рублёв «Троица»

Слайд 49

Сравнить Апостол Павел – Феофан Грек Апостол Павел – Андрей Рублёв

Сравнить

Апостол Павел –
Феофан Грек

Апостол Павел –
Андрей Рублёв

Слайд 50

Феофан Грек Андрей Рублёв

Феофан Грек

Андрей Рублёв

Слайд 51

Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого

Иконы располагались в строгом порядке.
В нижнем ряду помещалась икона святого
или праздника,

в честь которого
возведена данная церковь

ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 -нач. 15 вв.

Слайд 52

Дионисий Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV

Дионисий

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва

Слайд 53

В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве

В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее

всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.
Слайд 54

Выводы : XIV-XVI века- время возрождения и дальнейшего развития русского каменного

Выводы :

XIV-XVI века- время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества
Русская

живопись в XIV-XVI веках оставалась преимущественно церковной
Развивалась иконопись и фресковая роспись церквей
Слайд 55

Иконостас Троице-Сергиева монастыря XV век

Иконостас Троице-Сергиева монастыря XV век