Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

Содержание

Слайд 2

Архитектура: начало строительства храмов; материал для строительства: глина и камень; наборы

Архитектура:
начало строительства храмов;
материал для строительства: глина и камень;
наборы кирпичей используемые в

строительстве
Иконопись:
фаюмский портрет;
энкаустика;
темпера;
иконная доска и слои иконы
Феофан Грек (ок.1340-после 1405) - византийский живописец
Андрей Рублев (ок.1360-ок.1430) - самый крупный и гениальный древнерусский живописец

План

Слайд 3

Архитектура

Архитектура

Слайд 4

Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью

Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью

(март — сентябрь).
В первый год обычно устраивали фундамент.
Затем два-три года возводили стены и крыши.
Последний год был посвящен куполам и главам храма.
Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет..

Начало строительства храма.

Слайд 5

Материал для строительства: глина Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней

Материал для строительства: глина

Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней

Руси был кирпич. Со времени первой каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа (плинтъ, плинфъ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.
Слайд 6

Материал для строительства: камень В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень.

Материал для строительства: камень

В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень.


Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом - оттенками лилового, фиолетового, розового.
В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник.
В Новгороде — известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов.
Во Владимире и Суздале привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.
Слайд 7

Устройство стен и окон

Устройство
стен и окон

Слайд 8

Наборы кирпичей используемые в строительстве

Наборы кирпичей
используемые
в строительстве

Слайд 9

Памятник конца XIII века — церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом

Памятник конца XIII века — церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом

Климентом и датируется 1292 годом.

Церковь Николы на Липне

Слайд 10

Выстроена в 1374 году, в 1378 году расписана фресками знаменитым Феофаном

Выстроена в 1374 году, в 1378 году расписана фресками знаменитым

Феофаном Греком.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Слайд 11

Церковь Петра и Павла, поставленная в 1406 году на берегу Волхова,

Церковь Петра и Павла, поставленная в 1406 году на берегу

Волхова, восточным фасадом обращена и реке.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Слайд 12

Собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

Собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

Внутри собор был расписан Андреем Рублевым. Это было его последнее произведение.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Слайд 13

Иконопись

Иконопись

Слайд 14

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе

в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.

Фаюмский потрет

Слайд 15

Энкаустика Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики - это восковая

Энкаустика

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики - это восковая живопись

расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта. Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).
Слайд 16

Темпера Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает

Темпера

Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая

темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца.

Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой.

Слайд 17

Иконная доска и слои иконы

Иконная доска и слои иконы

Слайд 18

Феофан Грек (ок.1340-после 1405) - византийский живописец Феофан Грек относится к

Феофан Грек (ок.1340-после 1405) - византийский живописец

Феофан Грек относится к

крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет.

Успение1390-е

Слайд 19

Феофан Грек (ок.1340-после 1405) - византийский живописец Преображение. Конец 14 века Троица. 1374

Феофан Грек (ок.1340-после 1405) - византийский живописец

Преображение. Конец 14 века


Троица. 1374

Слайд 20

Феофан Грек (ок.1340-после 1405) - византийский живописец Апостол Павел. 1405 Богоматерь. 1405

Феофан Грек (ок.1340-после 1405) - византийский живописец

Апостол Павел. 1405

Богоматерь.

1405
Слайд 21

Андрей Рублев (ок.1360-ок.1430) - самый крупный и гениальный древнерусский живописец Великий

Андрей Рублев (ок.1360-ок.1430) - самый крупный и гениальный древнерусский живописец

Великий русский

иконописец XV в.; инок Троицкого монастыря; входил в ближайшее окружение Сергия и Никона Радонежских

Спас в Силах. 1408 год

Слайд 22

Архангел Михаил 1408г. Апостол Павел 1408 г. Андрей Рублев (ок.1360-ок.1430) -

Архангел Михаил 1408г.

Апостол Павел 1408 г.

Андрей Рублев (ок.1360-ок.1430) - самый

крупный и гениальный древнерусский живописец