Русское декоративно-прикладное искусство XVIII века

Содержание

Слайд 2

Я. Г. Бухвостов (?). Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690—97

Я. Г. Бухвостов (?). Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690—97

гг. (иногда выделяется в «голицынское барокко» - по имени кн. Б.А.Голицына). Предполагается, что в скульптурной отделке храма принимала участие артель итальянских мастеров, приехавших в Россию в 1703 г. вместе с архитектором Д. Трезини
Слайд 3

Я. Г. Бухвостов (?). Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690—97 гг.

Я. Г. Бухвостов (?). Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690—97

гг.
Слайд 4

Я.Бухвостов. Церковь Троицы в Троице-Лыкове. 1698-1703. Иконостас Церковь Покрова в Филях.

Я.Бухвостов. Церковь Троицы в Троице-Лыкове. 1698-1703. Иконостас Церковь Покрова в Филях. Иконостас..

Хоры - "Царская ложа". Фрагмент лепки и росписи свода.
Слайд 5

Церковь Покрова в Филях. Иконостас. Детали золоченой резьбы. Известны два мастера,

Церковь Покрова в Филях. Иконостас. Детали золоченой резьбы. Известны два мастера,

участвовавшие в отделке церкви и росписи, – Карп Золотарев и Кирилл Уланов.
Слайд 6

Строгановский стиль —стилистическое направление русской архитектуры и искусства конца XVII —

Строгановский стиль —стилистическое направление русской архитектуры и искусства конца XVII —

начала XVIII в., свойственное постройкам, возведенным по заказу Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715). Церковь Казанской иконы Божией Матери в Устюжне 1694 г Введенский собор в Сольвычегодске (1689-93, освящен в 1712)
Слайд 7

Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новгороде. 1719 г.

Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новгороде. 1719 г.

Слайд 8

Оружейная палата Московского Кремля Оружейный приказ, центральное государственное учреждение в XVI

Оружейная палата Московского Кремля

Оружейный приказ, центральное государственное учреждение в XVI —

начале XVIII вв. Упоминается с 1547 как хранилище оружия, затем — место изготовления, закупки и хранения оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода. При оружейной палате созданы иконописная (1640) и живописная (1683) мастерские; в 1700 в оружейную палату влились Золотая и Серебряная палаты. В 1711 году большинство мастеров было переведено в Петербург, а в 1726 Оружейная палата объединена с Казённым двором, Конюшенной казной и Мастерской палатой — «Оружейная и Мастерская палата». В палатах проводилось также обучение художественным ремеслам и живописи. Здесь работали лучшие русские мастера.
В середине XVII века Оружейная палата являлась крупнейшим в России центром производства доспехов и оружия. Освоив различные приемы обработки металла, кремлевские оружейники украшали свои изделия чеканкой, чернью, золотой и серебряной насечкой, резьбой, инкрустировали их перламутром и костью. В орнаментах и сюжетах они использовали мотивы русского народного творчества, всегда питавшего профессиональных художников.
Золотая и Серебряная палаты производили братины, чарки, стопы, ковши, чаши, блюдца —они поражают богатством отделки и необычайным разнообразием художественной обработки, украшены гравировкой, чернью, эмалью, драгоценными камнями.
Слайд 9

Шапка и платно Петра Алексеевича. Конец XVII века. Царские регалии; одежда,

Шапка и платно Петра Алексеевича. Конец XVII века. Царские регалии;

одежда, входящая в состав Большого наряда. Употреблялась в особо торжественных случаях: при венчании на царство, при встречах иностранных послов, во время праздников.
Слайд 10

Усольские эмали. XVII в. Живописные эмали Сольвычегодска, входившего в состав Вологодской

Усольские эмали. XVII в. Живописные эмали Сольвычегодска, входившего в состав Вологодской

губернии, в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела», так как в начале ХVI века Сольвычегодск назывался Усольском. Вместо дорогостоящих металлов серебра и золота мастера использовали медь, что значительно уменьшало стоимость изделий и позволяло расширить ассортимент. Для усольских эмалей характерно влияние западноевропейской гравюры: сценки из библейских сюжетов, аллегорические нравоучительные композиции. Некоторые темы мастера брали из Библии Пискатора. Своеобразным приемом являются цветная штриховка, пышность растительных композиций, где главное место занимали цветы тюльпана.