Русское искусство первой половины XVIII века

Содержание

Слайд 2

Давид фон Крафт (1655-1724) Карл XII, король Швеции Ок. 1700 Сэр

Давид фон Крафт
(1655-1724)
Карл XII, король Швеции
Ок. 1700

Сэр Годфри Неллер
(1646-1723)
Царь Петр I
1698

Северная

Европа: политическая ситуация в начале XVIII века
Слайд 3

Молодой Петр за границей: “необыкновенная личность” Неизвестный художник (Франция) Портрет Петра

Молодой Петр за границей: “необыкновенная личность”

Неизвестный художник (Франция)
Портрет Петра I (по

оригиналу
П. ван дер Верфа). Ок. 1697

“Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую”
(девиз Петра I)

Готфрид Корнелис Схалкен (1643-1706)
Портрет Петра I. Ок. 1703-06

Слайд 4

Портреты Петра I в традиции европейского барокко Жан-Марк Натье (1685-1766) Портрет

Портреты Петра I в традиции европейского барокко

Жан-Марк Натье (1685-1766)
Портрет Петра I
1717

Якопо

Амикони (1682-1752)
Петр I, ведомый Минервой
1734
Слайд 5

“Барочный канон” портрета полководца Ян Купецкий (Германия-Чехия, 1667-1740) Портрет Петра I

“Барочный канон” портрета полководца

Ян Купецкий (Германия-Чехия, 1667-1740)
Портрет Петра I
Ок. 1711

Георг Энгельхард

Шредер (1684-1750)
Портрет шведского генерала Рёншельда
1700-е гг.
Слайд 6

“Барочный канон” конного портрета полководца Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737) Петр I

“Барочный канон” конного портрета полководца

Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737)
Петр I в

Полтавской битве
1710-е гг.

Пьер Миньяр (1612-1695)
Людовик XIV, венчаемый Славой
Ок. 1695

Слайд 7

“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (I) Неизвестный художник Портрет Я.Ф. Тургенева

“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (I)

Неизвестный художник
Портрет Я.Ф. Тургенева
Ок. 1694

Неизвестный художник
Портрет

И.А. Щепотьева
Ок. 1694
Слайд 8

“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (II) Неизвестный художник Портрет подьячего Алексея

“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (II)

Неизвестный художник
Портрет подьячего Алексея Василькова
После 1698

Неизвестный

художник
Портрет неизвестного
с трубкой в руке (А.К. Нартова?)
1690-е гг.
Слайд 9

“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (III) Неизвестный художник Портрет неизвестного в

“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (III)

Неизвестный художник
Портрет неизвестного в форме “потешных

войск” (Петра I?)
1690-1700-е гг.

Неизвестный художник
Портрет неизвестного в коричневой шубе. 1700-е гг.

Слайд 10

Интерес к физиогномике (этнической, социальной) ↑ Неизвестный художник Портрет купца Алексея

Интерес к физиогномике (этнической, социальной)

↑ Неизвестный художник
Портрет купца Алексея Ленина
с калмыком

(хлопцем)
После 1698

↑ Иоганн Каспар
Лафатер (1741-1801)
Иллюстрация из книги
“Physiognomische
Fragmente”
Т. II, ч. 2; 1792

↑ Джамбатиста
делла Порта (1535-1615)
Иллюстрации из книги
“De humana physiognomia”
Naples, 1586

Слайд 11

Традиция “обманки” (trompe l’oeil) ↑ Франсуа Жувене (1664-1749) Мужик с тараканом

Традиция “обманки” (trompe l’oeil)

↑ Франсуа Жувене (1664-1749)
Мужик с тараканом
1723

К.-Н. Гийсбрехтс (Голландия,

XVIII век) ↑
“Обманка” с музыкальными принадлежностями. 1670-е гг

Я.-А. ван дер Гус (Голландия,
рубеж XVII-XVIII веков)
← Паук. Ок. 1690-1700

Слайд 12

Портрет “экзотической персоны” Георг Гзель (1673-1740) Портрет “великана” Николя Буржуа 1717-24?

Портрет “экзотической персоны”

Георг Гзель (1673-1740)
Портрет “великана” Николя Буржуа
1717-24?

Абрахам фон Вестервельд (ок.

1620-1692)
Портрет А.В. Корнелиса Тромпа
в маскарадном римском костюме
1673
Слайд 13

← Адриан Баккер (1635-1684) Урок анатомии доктора Фредерика Рюйша 1683 Фредерик

← Адриан Баккер (1635-1684)
Урок анатомии доктора Фредерика Рюйша
1683

Фредерик Рюйш (1638-1731)
Гравюры из

книги “Thesaurus
↙ Animalium Primus” (1744) ↘

“Беспощадность Просвещения”

← Экспонат из коллекции
д-ра Фр. Рюйша (1690-е гг)

Слайд 14

“… Растрелли Флоренской обязуется ехать в Санкт-Питербурх…” Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)

“… Растрелли Флоренской обязуется ехать в Санкт-Питербурх…”

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
Бюст А.Д.

Меншикова. 1716-17

Неизвестный художник
Портрет светлейшего князя А.Д. Меншикова
1716-20

Слайд 15

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744) ↑ Бюст Петра I Восковой бюст Петра

Карло Бартоломео
Растрелли (1675-1744)
↑ Бюст Петра I Восковой бюст Петра I


Бронза, ок. 1719-23 Дерево, воск; ок. 1725

“Россiя вся есть статуя твоя, изрядным мастерством от тебе переделанная”
Феофан Прокопович (1681-1736) — Петру I (1725)

Работа К.-Б. Растрелли над образом Петра I

↑ Прижизненная гипсовая маска, снятая с лица Петра I

Слайд 16

Память о Полтавской виктории Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744) Колонна в память

Память о Полтавской виктории

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
Колонна в память Полтавской победы;

1719 (реконструкция)

Медаль в честь Полтавской баталии
1709
(возможно, по рисунку К.-Б. Растрелли)

Аполлодор Дамасский (II век )
Колонна императора Траяна
в Риме; ок. 113 г.

Слайд 17

“Восковое присутствие” государя Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744) “Восковая персона” Петра I

“Восковое присутствие” государя

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
“Восковая персона” Петра I в Зимнем

дворце
После 1725

Неизвестный скульптор XVIII века
“Восковые персоны” короля Англии Вильгельма III и королевы Марии II
Уэстминстер, 1725

Слайд 18

“Барочный канон” в скульптуре Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744) Памятник Петру I

“Барочный канон” в скульптуре

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
Памятник Петру I (у Михайловского

замка)
1720-24; отлит 1745-46; установлен 1800

Андреас Шлютер (1664-1714)
Памятник “великому курфюрсту”
Фридриху-Вильгельму Бранденбургскому
в Берлине; 1696-1703

Слайд 19

А.Ф. Зубов (1682-1751) → по оригиналу П. Пикарта (1668-1737) Петр Великий

А.Ф. Зубов (1682-1751) →
по оригиналу П. Пикарта (1668-1737)
Петр Великий на коне


(аллегория)
Оригинал 1707 ; гравюра 1721

← Неизвестный художник
(Швеция; XVIII век)
Битва под Нарвой
30 ноября 1700 года
1730-40-е гг.

Барочные аллегории “славных баталий”

Слайд 20

Русская гравюра и успехи “петровского Просвещения” А.Ф. Зубов (1682-1751) ↑ Вид

Русская гравюра и успехи “петровского Просвещения”

А.Ф. Зубов (1682-1751) ↑ Вид

Петербурга. 1727. Вид Петербурга. 1712.↑

А.Ф. Зубов (1682-1751) ↑ Летний сад. 1716. Васильевский остров. 1714. ↑

Слайд 21

Церковный (экклезиастический) портрет Неизвестный художник Архиепископ Феофан Прокопович Ок. 1710-20 Карло

Церковный (экклезиастический) портрет

Неизвестный художник
Архиепископ Феофан Прокопович
Ок. 1710-20

Карло Маратти (1625-1713)
Портрет папы Климента

IX
1669
Слайд 22

Братья - художники Никитины Роман Никитич Никитин (ок. 1680-1753) Портрет Г.Д.

Братья - художники Никитины

Роман Никитич Никитин (ок. 1680-1753)
Портрет Г.Д. Строганова. Ок.

1715 Портрет М.Я. Строгановой. 1721-24
Слайд 23

Художник Иван Никитин в Италии Иван Никитич Никитин (1690-е гг. –

Художник Иван Никитин в Италии

Иван Никитич Никитин (1690-е гг. – 1742)
Портрет

Петра I. 1717 Портрет Екатерины I. 1717
Слайд 24

Иван Никитин в России: портреты знати (I) И.Н. Никитин (1690-е –

Иван Никитин в России: портреты знати (I)

И.Н. Никитин (1690-е – 1742)
Портрет

канцлера Г.И. Головкина
1720-е гг.

Матье Ле Нэн (1607-1677)
Портрет кардинала Мазарини
1660-е гг.

Слайд 25

“Самый таинственный” портрет Никитина И.Н. Никитин (1690-е – 1742) Портрет напольного

“Самый таинственный” портрет Никитина

И.Н. Никитин (1690-е – 1742)
Портрет напольного гетмана
середина 1720-х

гг.

Неизвестный художник
Портрет князя И.Ю. Трубецкого
ок. 1703

Слайд 26

Никитин: портреты русской знати (II) И.Н. Никитин (1690-е – 1742) Портрет

Никитин: портреты русской знати (II)

И.Н. Никитин (1690-е – 1742)
Портрет барона С.Г.

Строганова
1726

Жан-Антуан Ватто (1684-1721)
Портрет дворянина
Париж, ок. 1720

Слайд 27

Никитин: портреты императора И.Н. Никитин ? (1690-е – 1742) Портрет Петра

Никитин: портреты императора

И.Н. Никитин ? (1690-е – 1742)
Портрет Петра I
1714-16

И.Н. Никитин

? (1690-е – 1742)
Портрет Петра I (в круге)
1720-е гг.
Слайд 28

Последние почести “в Бозе почившему монарху” Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737) Петр

Последние почести “в Бозе почившему монарху”

Иоганн Готфрид Таннауэр
(1680-1737)
Петр I на смертном

одре
1725

И.Н. Никитин
(1680-е – 1742)
Петр I на смертном одре
1725

“Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в тебе могл явитися никто в мире не надеялся,
а о явлешемся весь мир удивился. Застал он в тебе силу слабую и сделал по имени своему каменную, адамантову; застал воинство в дому вредное, в поле не крепкое, от супостат ругаемое, и ввел отечеству полезное, врагом страшное, всюду громкое и славное. Когда отечество свое защищал,
купно и возвращением отъятых земель дополнил и новых провинций приобретением умножил”
Феофан Прокопович (1681-1736) “Слово на погребение Петра Великого” (1725)

Луи Каравакк
(1684-1754)
Петр I на смертном одре
1725

Слайд 29

И.-Г. Таннауэр — петровский “гоф-малер” Иоганн Готфрид Таннауэр ? (1680-1737) ↑

И.-Г. Таннауэр — петровский “гоф-малер”

Иоганн Готфрид Таннауэр ? (1680-1737)
↑ Портрет Петра

I Портрет графа П.А. Толстого ↑
1710-е гг. 1710-е гг.
Слайд 30

Трагедия сына и наследника Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737) Портрет царевича Алексея

Трагедия сына и наследника

Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737)
Портрет царевича Алексея Петровича
Ранее 1717

Уильям

Виссинг (1656-1687)
Джеймс Скотт, герцог Монмут и Баккли. 1683

“Хотя сей приговор мы, яко раби и подданнии,
с сокрушением сердца и слез излиянием изрекаем … сим свое
истинное мнение и осуждение объявляем, с такою чистою
и христианскою совестию, как уповаем непостыдни в том предстать пред Страшным праведным и нелицемерным
судом Всемогущего Бога; подвергая впрочем сей наш
приговор и осуждение в самодержавную власть, волю
и милосердое рассмотрение Его Царского Величества,
всемилостивейшего нашего Монарха”
Из приговора сената царевичу Алексею Петровичу
(124 подписи)

Слайд 31

Каноны барочной репрезентации (I) Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737) Портрет генерал-адмирала графа

Каноны барочной репрезентации (I)

Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737)
Портрет генерал-адмирала
графа Ф.М.

Апраксина
После 1712

Фердинанд Бол (1616-1680)
Михель Адриензон де Рюйтер, адмирал-лейтенант Соединенных Провинций
Ок. 1676

Слайд 32

Каноны барочной репрезентации (II) Неизвестный художник Портрет генерал-фельдмаршала князя Н.И. Репнина.

Каноны барочной репрезентации (II)

Неизвестный художник
Портрет генерал-фельдмаршала
князя Н.И. Репнина. 1700-е гг.

Сэр Годфри

Неллер (1646-1723)
Джон Черчилль, первый герцог Мальборо
Ок. 1703
Слайд 33

Разнообразие жанров в живописи XVIII века Жан-Марк Натье (1685-1766)→ Битва при

Разнообразие жанров в живописи XVIII века

Жан-Марк Натье (1685-1766)→
Битва при Лесной.

1717

↑ Неизвестный художник
Аллегория взятия Азова русскими войсками
Ок. 1702

↑ Неизвестный художник
Петр I на коне
(аллегория Полтавской
баталии) . 1710-е гг.

Слайд 34

Барочные “мифологические аллегории” Луи Каравакк (1684-1754) ↑ Портрет царевен Анны и

Барочные “мифологические аллегории”

Луи Каравакк
(1684-1754)
↑ Портрет царевен
Анны и Елизаветы. 1717
Портрет царевны


Елизаветы Петровны
Ок. 1716-17
Дети царевича →
Алексея Петр и Наталья
в виде Аполлона и Дианы
1722

Цесаревич ↑
Петр Петрович
в виде Купидона. 1717

Слайд 35

Особенности царского портрета И.Г. Адольский-Большой (1686-1758) Портрет Екатерины I 1725-26 Жан-Марк

Особенности царского портрета

И.Г. Адольский-Большой (1686-1758)
Портрет Екатерины I
1725-26

Жан-Марк Натье (1685-1766)
Портрет Екатерины

I
1717
Слайд 36

Портрет частного лица Неизвестный иностранный художник Портрет старого солдата (прежде считавшийся

Портрет частного лица

Неизвестный иностранный художник
Портрет старого солдата (прежде считавшийся портретом шута

Балакирева)
1700-10-е гг.

М.Л. Колокольников (1707-1775)
Портрет купца С.Я. Яковлева
1767 ?

Слайд 37

Автопортрет художника (первый в России) А.М. Матвеев (1702?-1739) Автопортрет с женой

Автопортрет художника (первый в России)

А.М. Матвеев (1702?-1739)
Автопортрет с женой
1729

Антуан Пэн (1683-1757)
Автопортрет

с семьей
1746
Слайд 38

“Гуманный образ” императора А.М. Матвеев (1702?-1739) Портрет Петра I 1730-е гг.

“Гуманный образ” императора

А.М. Матвеев (1702?-1739)
Портрет Петра I
1730-е гг.

Луи Каравакк (1684-1754)
Портрет Петра

I
1722
Слайд 39

Анна Иоанновна: “царица престрашного зраку” ← Неизвестный художник середины XVIII века

Анна Иоанновна: “царица престрашного зраку”

← Неизвестный
художник
середины XVIII века
Портрет императрицы

Анны Иоанновны
Ок. 1739

← Неизвестный художник
середины XVIII века
Портрет Э.И.Бирона, герцога Курляндского
Ок. 1739

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744) Анна Иоанновна с арапчонком. 1740 ↑

Слайд 40

Дети как “маленькие взрослые” (I) И.Я. Вишняков (1699-1761) Портрет Сары Элеоноры

Дети как “маленькие взрослые” (I)

И.Я. Вишняков (1699-1761)
Портрет Сары Элеоноры Фермор. 1740-е

гг. Портрет Виллема Георга Фермора. 1740-е гг.
Слайд 41

Дети как “маленькие взрослые” (II) И.Я. Вишняков (1699-1761) Портрет Василия Драгана

Дети как “маленькие взрослые” (II)

И.Я. Вишняков (1699-1761)
Портрет Василия Драгана
1750-е гг.

Жан Ранк

(1674-1735)
Портрет принца Карла Бурбонского,
впоследствии короля Испании Карлоса III 1725
Слайд 42

Портрет как факт частной биографии И.Я. Вишняков (1699-1761) Портрет артиллерийского капитана

Портрет как факт частной биографии

И.Я. Вишняков (1699-1761)
Портрет артиллерийского капитана
М.С. Бегичева.

1757

Джеремайя Теус (1716-1774)
Портрет морского капитана Джона Рейнольдса. 1750-е гг.

Слайд 43

Женский “сословный” портрет И.Я. Вишняков (1699-1761) Портрет С.С. Яковлевой 1756 Уильям

Женский “сословный” портрет

И.Я. Вишняков (1699-1761)
Портрет С.С. Яковлевой
1756

Уильям Виссинг (1656-1687)
Портрет герцогини Килдэр
1685

Слайд 44

Русское петровское искусство как “колониальное” (?) ↑ А.П. Антропов (1716-1795) Портрет

Русское петровское искусство как “колониальное” (?)

↑ А.П. Антропов (1716-1795)
Портрет графини М.А.

Румянцевой
1764

Руфус Хатауэй ↑
(Массачусетс, 1770-1822)
Леди и ее любимцы
(Молли Уэйлс Фобс). 1790

“Видеть в ней [- русской живописи петровской эпохи -] исключительно русские ценности — значит искажать ее задачи и намерения патронов; сравнить ее с современной живописью Запада значит интерпретировать негативно
и пренебречь историческими условиями, определившими
ее характер. Как и в случае колониального искусства, ценность ее лишь отчасти эстетическая,
но в еще большей мере историческая”
George H. Hamilton “The Art and Architecture of Russia” (1954)

↑ Неизвестный художник
Портрет Сюзанны Тракс
1740-е гг.

Слайд 45

Традиция парсун “казаков-мамаев” А.П. Антропов (1716-1795) Портрет казачьего атамана Ф.И. Краснощокова.

Традиция парсун “казаков-мамаев”

А.П. Антропов (1716-1795)
Портрет казачьего атамана
Ф.И. Краснощокова. 1761

Неизвестный художник
Казачий

атаман Дмитрий Байда Вишневецкий
Ок. 1763
Слайд 46

Аргуновы — семья крепостных художников И.П. Аргунов (1729-1802) Портрет П.Б. Шереметьева

Аргуновы — семья крепостных художников

И.П. Аргунов (1729-1802)
Портрет П.Б. Шереметьева
1753

Жан-Марк Натье (1685-1766)
Портрет

А.Б. Куракина
1728
Слайд 47

Каноны барочной репрезентации (III) И.П. Аргунов (1729-1802) Портрет генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметьева.

Каноны барочной репрезентации (III)

И.П. Аргунов (1729-1802)
Портрет генерал-фельдмаршала
Б.П. Шереметьева. Ок. 1768

Уильям Виссинг

(1656-1687)
Лоренс Хайд, первый граф Рочестер
Ок. 1685-87
Слайд 48

Появление “приватности” в официальном портрете Луи Каравакк ? (1684-1754) Портрет правительницы

Появление “приватности” в официальном портрете

Луи Каравакк ? (1684-1754)
Портрет правительницы Анны Леопольдовны
Около

1741

Уильям Виссинг (1656-1687)
Анна, королева Англии в 1702-1714
Около 1685

Слайд 49

“Канонический” парадный портрет Луи Каравакк (1684-1754) Портрет императрицы Елизаветы Петровны 1740-е

“Канонический” парадный портрет

Луи Каравакк (1684-1754)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
1740-е гг.

Жан Ранк (1674-1735)
Изабелла

Фарнезе, королева Испании
1732
Слайд 50

Художники-космополиты при европейских дворах (I) Иоганн Гроот (1716-1755) или Георг Фридрих

Художники-космополиты при европейских дворах (I)

Иоганн Гроот (1716-1755)
или Георг Фридрих Гроот

(1717-1800)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
1750-е гг.

Антуан Пэн (1683-1757)
Портрет Иоганны-Елизаветы, герцогини
Голштейн-Готторпской
1746

Слайд 51

Диапазон “просвещенных личностей” Луи Токке (1696-1772) Портрет Н.А. Демидова Ок. 1758

Диапазон “просвещенных личностей”

Луи Токке (1696-1772)
Портрет Н.А. Демидова
Ок. 1758

Томас Гейнсборо

(1727-1788)
Портрет Джонатана Баттола
(“мальчик в голубом”); 1770
Слайд 52

Художники-космополиты при европейских дворах (II) Луи Токке (1696-1772) Портрет гетмана К.Г.

Художники-космополиты при европейских дворах (II)

Луи Токке (1696-1772)
Портрет гетмана К.Г. Разумовского
1758

Пьетро Антонио

Ротари (1707-1762)
Портрет Августа III, короля Польши
и курфюрста Саксонии. Ок. 1756
Слайд 53

Специфика “рокайльной чувственности” Фрагмент убранства Кабинета мод и граций в Большом

Специфика “рокайльной чувственности”

Фрагмент убранства Кабинета мод
и граций в Большом

Петергофском дворце
1757-60

Пьетро Антонио Ротари (1707-1762)
Девушка Девушка Девушка
с розой в платке в меховой шапке
Между 1756 и 1762 гг.

“Не лиры громкий звук — услышишь ты свирель. Сойди ко мне, сойди от мест, тебе приятных, Вдохни в меня твой жар и разум мой осмель Коснуться счастия селений благодатных, Где вечно ты без бед проводишь сладки дни, Где царствуют без скук веселости одни…”
И.Ф. Богданович (1743-1803) “Душенька” (ок. 1775)

Слайд 54

Психологическая характеристика “рококо” Пьетро Антонио Ротари (1707-1762) Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Психологическая характеристика “рококо”

Пьетро Антонио Ротари (1707-1762)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
1756-1761

Жан-Марк Натье (1685-1766)
Портрет

Марии-Каролины Лещинской, королевы Франции
1750-е гг.