Скульптура и архитектура в России первой половины XX века

Содержание

Слайд 2

Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах

Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах

составили картину небывалого творческого подъёма конца 10—20-х гг. Спектр направлений был очень широк: от продолжения традиции неоклассицизма 10-х гг. до самого дерзкого новаторства. Зодчие-традиционалисты пытались создать «революционный» стиль на базе архитектурных форм прошлого, обобщая их, придавая им повышенную выразительность.

Архитектура

Слайд 3

Весьма популярным было наследие зодчих Древнего Востока. Его простой и ёмкий

Весьма популярным было наследие зодчих Древнего Востока. Его простой и ёмкий

язык, его мотивы, говорящие о вечности и о бессмертии, активно использовались в мемориальных ансамблях, таких, как памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде (1917—1919 гг., архитектор Лев Владимирович Руднев)
Слайд 4

Памятник “Борцам революции”

Памятник “Борцам революции”

Слайд 5

Ярким примером технического новаторства может служить московская радиобашня, возведённая в 1922

Ярким примером технического новаторства может служить московская радиобашня, возведённая в 1922

г. по проекту инженера Владимира Григорьевича Шухова (1853—1939). Он одним из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны — гиперболоиды, — имевшие большое будущее в мировой строительной практике.
Слайд 6

Московская радиобашня

Московская радиобашня

Слайд 7

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре,

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии

и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

Дом культуры имени С. М. Зуева
1928

Слайд 8

Конструктивизм — направление в советском искусстве 20-х гг., выдвинувшее задачу художественного

Конструктивизм — направление в советском искусстве 20-х гг., выдвинувшее задачу художественного

конструирования материальной среды, окружающей человека: интерьера, мебели, посуды, одежды и т. П
Общим идеалом было здание строго продуманное, удобное в эксплуатации, построенное при минимальных затратах труда и материалов.
Слайд 9

Дом культуры имени Русакова

Дом культуры имени Русакова

Слайд 10

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

Слайд 11

Руднев Лев Владимирович [1(13).3.1885, Новгород, — 19.11.1956, Москва], советский архитектор. Окончил

Руднев Лев Владимирович [1(13).3.1885, Новгород, — 19.11.1956, Москва], советский архитектор. Окончил

петербургскую АХ (1915), где учился у Л. Н. Бенуа. Профессор АХ в Ленинграде (1922—48) и Московского архитектурного института (1948—52). Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Ленинграде). Для лучших построек Руднев Лев Владимирович характерна лаконичность крупных монументализированных объёмов, стремление модернизировать ордер. Работы: здание Военной академии им. М. В. Фрунзе (1937), административного здания на ул. Маршала Шапошникова (1934—38) и на Фрунзенской набережной (1938—55; все три совместно с архитектором В. О. Мунцем), комплекс зданий университета на Ленинских горах (совместно с архитектором С. Е. Чернышевым, П. В. Абросимовым, А. Ф. Хряковым и др.; 1949—53, проект — Государственная премия СССР, 1949) — все в Москве; Дом правительства Азербайджанской ССР в Баку (совместно с В. О. Мунцем; окончен в 1952); Дворец культуры и науки в Варшаве (с соавторами; 1952—55). Награжден 3 орденами, а также медалями.
Слайд 12

Военная академия М. В. Фрунзе в Москве

Военная академия М. В. Фрунзе в Москве

Слайд 13

Дворец культуры

Дворец культуры

Слайд 14

Скульптура Основным направлением скульптуры 20-х годов по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды;

Скульптура

Основным направлением скульптуры 20-х годов по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды; на

первом плане стояла задача создания произведений, содержащих значительные исторические обобщения
Особое значение для формирования скульптуры имело создание станковых произведений и монументов, посвящённых В.И. Ленину.
Слайд 15

Монумент Ленину

Монумент Ленину

Слайд 16

Для скульптуры 30-х годов было характерно распространение монументальных произведений, обусловленное, в

Для скульптуры 30-х годов было характерно распространение монументальных произведений, обусловленное, в

частности, усилившимся содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений социалистической эпохи.
Слайд 17

“Рабочий и колхозница”

“Рабочий и колхозница”

Слайд 18

Возводились многочисленные памятники, посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности

Возводились многочисленные памятники, посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности

и в совокупности, составляющие своеобразную летопись истории и культуры. Лучшим образцом комплексного мемориального сооружения этого периода стал мемориал воинов Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49 гг. скульптор Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский).
Слайд 19

Мемориал воинов Советской Армии в Трептов-парке

Мемориал воинов Советской Армии в Трептов-парке

Слайд 20

В монументальной пластике, наряду с многочисленными памятниками традиционного типа, всё чаще

В монументальной пластике, наряду с многочисленными памятниками традиционного типа, всё чаще

создаются величественные архитектурно-скульптурные мемориальные сооружения в память советских воинов и жертв фашистского террора, представляющие собой сложные пространственно-развитые комплексы архитектуры, скульптуры и организованного ландшафта