Средневековое искусство Западной Европы Романский. Стиль архитектуры

Содержание

Слайд 2

Архитектура западноевропейского Средневековья О времени западноевропейского Средневековья нагляднее всего говорят произведения

Архитектура западноевропейского Средневековья

О времени западноевропейского Средневековья нагляднее всего говорят произведения архитектуры.

Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов («феодал» - это землевладелец, владелец «феода» земельного надела) и величественные храмы. Каменный храм в средневековом городе имел особое положение. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Их колокольни служили надёжным ориентиром всем идущим издалека путникам. Строительство храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становились важным делом в жизни средневекового города.
Обращение к античным архитектурным традициям и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (X (10)– XII (12) вв.) и готический (XIII (13) – XV(15) вв.)
Слайд 3

Ансамблевое искусство Искусство Средних веков было ансамблевым искусством, то есть существовало

Ансамблевое искусство

Искусство Средних веков было ансамблевым искусством, то есть существовало в

неразрывном единстве архитектуры, скульптуры и живописи, всё же роль главного, стилеобразующего элемента принадлежала архитектуре. Другие виды искусства подчинялись ей, комментировали и уточняли суть передаваемого ею образа.
Слайд 4

Романский стиль архитектуры Сегодня у нас первый урок с которого мы

Романский стиль архитектуры

Сегодня у нас первый урок с которого мы начинаем

изучение романского стиля в архитектуре.
В Средние века одним из самых распространенных общественных сооружений X (10)– XII (12) вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры. – записываем в тетрадь.
Слайд 5

Возникновение термина «романский стиль» Термин «романский стиль» появился в XIX (19)

Возникновение термина «романский стиль»

Термин «романский стиль» появился в XIX (19) веке

и означал «римский». Романским этот стиль был назван потому, что, во-первых, возник он на территории бывшей Римской империи, а во-вторых, именно романская архитектура считалась продолжательницей римских строительных традиций, возрождая облицовку стен тесаным камнем, полуциркульные арки, цилиндрические и крестовые своды. – записываем в тетрадь.
Слайд 6

Типы архитектурных сооружений Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в

Типы архитектурных сооружений

Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в Западной

Европе были замки, монастырские ансамбли (комплекс зданий) и храмы. Их отличительные особенности – массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные порталы (входы), и главное, башни – важнейший элемент архитектурной композиции. – записываем в тетрадь.
Слайд 7

Внимательно посмотри на замок Кастель-дель-Монте (Италия) короля Фридриха II. Опиши его.

Внимательно посмотри на замок Кастель-дель-Монте (Италия) короля Фридриха II. Опиши его.


Слайд 8

Феодальные замки Средневековый замок – это не только жилище феодала, оборонительное

Феодальные замки

Средневековый замок – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение,

но и важнейший центр духовной и культурной жизни. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Большинство замков время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей Средневековья.
Слайд 9

«Башни в Сан-Джиминьяно» (Италия)

«Башни в Сан-Джиминьяно» (Италия)

Слайд 10

Устройство феодального замка Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами

Устройство феодального замка

Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами

и крупными ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями о окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным, на цепях, мостом. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню –донжон – записываем в тетрадь -, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении.
Слайд 11

Средневековый замок. Внимательно посмотри на реконструкцию №1. Зарисуй её или вклей в тетрадь.

Средневековый замок. Внимательно посмотри на реконструкцию №1. Зарисуй её или вклей

в тетрадь.
Слайд 12

Средневековый замок. Реконструкция №2.

Средневековый замок. Реконструкция №2.

Слайд 13

Жизнь в средневековом замке В замке никогда не было пусто или

Жизнь в средневековом замке

В замке никогда не было пусто или безлюдно.

На нижний двор приносили выплату дани крестьяне, здесь же стояли печь и виноградный пресс. Которыми они были обязаны пользоваться. Кузнец подковывал боевых коней, вращался гончарный круг, окликал кого-то управляющий сеньора (феодал, собственник земли). Приходили странствующие торговцы со своим нехитрым товаром. Просили о пожертвованиях монахи. Заходили шедшие поклониться святым мощам богомольцы.
Кроме сеньора, его семьи и слуг в замке всегда жили десятки человек. Священник не только молился в часовне, но и вел переписку владельца замка. Вассалы (зависимый человек, землевладелец зависимый от более крупного землевладельца), являвшиеся на зов сеньора, стремились показать ему свою преданность. Их сыновья жили в замке. Сеньор должен был воспитать из них настоящих рыцарей. Сеньор разбирал жалобы вассалов, которые подчас упрекали сеньора в несправедливости и нарушении долга.
Слайд 14

Слайд 15

Внутреннее устройство замка Замковый дом сеньора был большим. Устраивали его по-разному.

Внутреннее устройство замка

Замковый дом сеньора был большим. Устраивали его по-разному. Например,

так. На первом этаже – погреба, амбары для запасов продуктов . Цистерны с водой, набитые снедью (едой) кадки (ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных дощечек) и бочки. Второй этаж занимали парадные залы и жилые помещения для сеньора и его гостей. Наверху располагались спальни детей. Женская половина обычно отделялась от мужской. К дому пристраивалась кухня, где готовили пищу, жили повара, откармливали гусей, кур и свиней. В больших замках в подземелье дома устраивали темницу для преступников и врагов. Если враги проникали через окружающий замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Для строительства подобных цитаделей (защитных сооружений) выбирались труднодоступные места: скалистые обрывы, излучены (плавный изгиб русла (пониженной части) реки) рек, небольшие островки.
Слайд 16

Миниатюры из «Роскошного часослова (богослужебная книга) герцога Беррийского».

Миниатюры из «Роскошного часослова (богослужебная книга) герцога Беррийского».

Слайд 17

Легенда о замке Монсальват Одна из легенд рассказывает о затерянном где-то

Легенда о замке Монсальват

Одна из легенд рассказывает о затерянном где-то

высоко в горах замке Монсальват. Ворота его всегда открыты. Нет башен и толстых стен. Волшебный замок виден лишь тем, кто добр, чист, благоразумен, кто не желает зла никому. В замке стоит высокий столб. На нем колокол, который громко звонит всякий раз, когда где-то случается несправедливость. Тогда отправляется в путь Лоэнгрин, рыцарь, сын короля Персифаля. Прекрасный белый лебедь скользит по реке. В ладье (небольшая лодка) – рыцарь Лоэнгрин, пришедший на помощь обиженной девушке. Они полюбят друг друга и будут вечно счастливы. Только не должна она спрашивать Лоэнгрина: «Кто ты?». Тогда наступает час разлуки. Белоснежный лебедь привозит пустую ладью и навсегда забирает Лоэнгрина.
Слайд 18

Рыцарь Лоэнгрин и замок Монсальват

Рыцарь Лоэнгрин и замок Монсальват

Слайд 19

В заключении: Архитектура замков XII (12) – XIII (13) вв. была

В заключении:

Архитектура замков XII (12) – XIII (13) вв. была

простой и незатейливой: в те времена больше заботились о надёжности и безопасности, чем о роскошном оформлении. Из-за толщены стен окна больше походили на амбразуры (отверстие в стене укрепления для ведения стрельбы с укрепленной позиции), используемые в военных целях. Да и сам хозяин замка стремился придать его внешнему облику устрашающий характер. Вот почему при строительстве часто использовался нетесаный грубый камень, изредка украшенный простой резьбой.