Теория: Москва – третий Рим. Ересь стригольников

Содержание

Слайд 2

Ересь стригольников Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде Стригольники:

Ересь стригольников

Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде
Стригольники:
Осуждали нравы

духовенства: «сии учители пьяницы суть, едять и пьють с пьяницами».
Осуждали духовенство за стяжательство, владение землями и крестьянами. Отвергали монашество.
Отрицали поставление «по мзде», то есть назначение священников за плату.
Тем самым отвергали таинство священства, церковную иерархию и духовенство вообще.
Слайд 3

Ересь стригольников Стефан Пермский: «Не достойно есть слушати стриголниковых учеников никакову

Ересь стригольников

Стефан Пермский: «Не достойно есть слушати стриголниковых учеников никакову хрестьянину, да не будеть

осужен в вечную муку».
В 1375 г. в Новгороде «стриголников побиша, дьякона Микиту и Карпа простьца и третьего человека его, и свергоша их с мосту».

Казнь стригольников в Новгороде в 1375 г.

Слайд 4

Церковный собор 1490 года В 1490 г. церковный собор проклял еретиков.

Церковный собор 1490 года

В 1490 г. церковный собор проклял еретиков.
Иван III

согласился на проведение собора, так как его беспокоили связи новгородских еретиков с Литвой.
Но он не выдал придворных еретиков, а новгородских еретиков не подверг «градскому» наказанию, а просто отправил к Геннадию

Прение с еретиками на соборе 1490 г.

Слайд 5

Казнь новгородских еретиков В Новгороде еретиков посадили задом наперед на лошадей,

Казнь новгородских еретиков

В Новгороде еретиков посадили задом наперед на лошадей, надели им

на головы «шлемы берестяны остры, яко бесовскыа, а венци соломены, с сеном смешаны, а мишени писаны на шлемах чернилами “Се есть сатанино воинство”. И повеле водити по граду и сретающим их повеле плевати на них и глаголати: “Се врази Божии и христианстии хулители”».
Берестяные шлемы были сожжены на головах еретиков. Большинство подвергнутых пытке вскоре умерли.
Московские еретики в результате собора 1490 г. не пострадали
Слайд 6

Церковь и еретики – игумен Иосиф Волоцкий, непримиримый борец против ереси

Церковь и еретики

– игумен Иосиф Волоцкий, непримиримый борец против ереси

и всякого религиозного свободомыслия.
Иосиф Волоцкий: «Ныне и в домех, и на торжищех, и на путех вси сумнятся, вси о вере пытають!»
Сторонники Геннадия и Иосифа Волоцкого – иосифляне

Преподобный Иосиф Волоцкий

Слайд 7

Церковь и еретики Иосиф Волоцкий: «Грешника или еретика руками убити или

Церковь и еретики
Иосиф Волоцкий:
«Грешника или еретика руками убити или молитвою едино есть».
«Подобает

еретика и отступника не токмо осуждати, но и проклинати, царем же и князем и судиям земским подобает сих в заточение посылати и казним лютым предавати».

Преподобный Иосиф Волоцкий

Слайд 8

Иосифляне Иосифляне защищали право монастырей владеть землей и крестьянами: «Святители и

Иосифляне

Иосифляне защищали право монастырей владеть землей и крестьянами:
«Святители и монастыри грады, и

села, и земли держали. И на всех соборех святых отец не запрещено святителям и монастырям земель держати и не велено недвижимых стяжаний церковных ни продати, ни отдати».
Иосифо-Волоколамский монастырь.
Современный вид
Слайд 9

Иосифляне и светская власть Возражая против покушений на церковные земли, иосифляне

Иосифляне и светская власть

Возражая против покушений на церковные земли, иосифляне доказывали,

что власть церкви выше светской.
«Елико от Бога духовное достоинство предположено есть, того ради болши достоит повиноватися власти духовной, неже мирской»
«Повесть о белом клобуке», составленная в окружении Геннадия, утверждала: белый клобук архиепископа, полученный от папы Сильвестра, «честнее царского венца».

Архиепископ Геннадий

Слайд 10

Иосифляне и светская власть Иосиф Волоцкий: царь, который противится церкви –

Иосифляне и светская власть
Иосиф Волоцкий: царь, который противится церкви – «не

божий слуга, но диавол и не царь, но мучитель», а потому ему не надлежит повиноваться.
Священство – выше «царства».
Это – идеология сильной воинствующей церкви

Преподобный Иосиф Волоцкий

Слайд 11

Сказание о князьях Владимирских В ответ на «Повесть о белом клобуке»

Сказание о князьях Владимирских

В ответ на «Повесть о белом клобуке» при

дворе Ивана III было написано «Сказание о князьях владимирских».
Светская власть заявляла о происхождении московских государей от Августа-кесаря.
Символом преемственности стала «шапка Мономаха», якобы переданная императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру Мономаху.

Шапка Мономаха

Слайд 12

Нестяжатели Противниками иосифлян выступили нестяжатели – последователи старца Нила Сорского. Они

Нестяжатели
Противниками иосифлян выступили нестяжатели – последователи старца Нила Сорского.
Они утверждали, что

монахи должны питаться трудами рук своих или милостыней «христолюбцев», а селами не владеть: «не точию не имети владениа, но и не желати то стяжати».

Преподобный Нил Сорский

Слайд 13

Нестяжатели Будучи противниками ереси, нестяжатели возражали против расправ над еретиками. Старец

Нестяжатели

Будучи противниками ереси, нестяжатели возражали против расправ над еретиками.
Старец Герман: «Не

подобает нам судити никого ни верна, ни неверна, но подобает молитися о них, а в заключение не посылати».
Митрополит-нестяжатель Зосима: «Достоит еретиков проклятию предати и сослати на покаяние, зане мы от Бога не поставлены на смерть осуждати, но грешныя обращати к покаянию».

Преподобный Нил Сорский

Слайд 14

Нестяжатели Главный оплот нестяжателей – северные заволжские монастыри Кирилло-Белозерский монастырь

Нестяжатели

Главный оплот нестяжателей – северные заволжские монастыри

Кирилло-Белозерский монастырь

Слайд 15

Нестяжатели Заволжские старцы-нестяжатели – Иосифу Волоцкому: «И ты господине, старче Иосифе,

Нестяжатели

Заволжские старцы-нестяжатели – Иосифу Волоцкому:
«И ты господине, старче Иосифе, сотвори молитву,

да иже недостойны еретицы и грешницы, то земля их пожрет».
«И ты, господине Иосифе, почто не испытаешь своей святости – не связа Кассиана архимандрита своею мантиею, донеже бы он сгорел, а ты в пламени его, связа, держал? И мы бы тебя, яко единого из трех отрок из пламени вышедша, приняли!»

Икона преподобного Нила Сорского

Слайд 16

Собор 1503 года Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам

Собор 1503 года
Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам и инокиням жить в

совместных монастырях, святителям – взимать мзду за поставление священников.
За нарушение запрета на мзду архиепископ Геннадий был смещен и отправлен в московский Чудов монастырь.

Изгнание Геннадия из Новгорода в 1504 г.

Слайд 17

Собор 1503 года По окончании собора Иван III «восхоте у митрополита

Собор 1503 года

По окончании собора Иван III «восхоте у митрополита и

у всех владык и монастырей села поимати и вся к своим соединити».
Нестяжатели поддержали великого князя: «не достоит чернецам сел имети».
Иосифлянское большинство собора грозило посягающим на церковные земли проклятием, ибо «стяжания церковная – Божия суть стяжания».
Иван III отступил, отказался от планов конфискации церковных земель.

Монах-схимник. Современный рисунок

Слайд 18

Собор 1504 года В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к

Собор 1504 года
В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к казни:
«И

сожгоша в клетке диака Волка Курицына, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, а Некрасу Рукавову повелеша язык урезати и в Новгороде Великом сожгоша его. И архимандрита Кассиана Юрьевского сожгоша, иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение разослаша, а иных по монастырям»

Казнь Ивана Волка Курицына