Византийская культура

Содержание

Слайд 2

План: 1. Раннехристианская художественная культура. 2. Культура Македонского возрождения. 3. Культура эпохи правления Палеологов.

План: 1. Раннехристианская художественная культура. 2. Культура Македонского возрождения. 3. Культура эпохи правления Палеологов.

Слайд 3

Особенности византийской художественной культуры. 1. Византийская художественная культура представляет собой синтез

Особенности византийской художественной культуры. 1. Византийская художественная культура представляет собой синтез западных

и восточных типов художественного видения мира при особом положении греко-римских художественных традиций. 2. Византийская художественная культура в значительной степени сохранила и развила художественные традиции античной цивилизации. 3. Несмотря на господствующее положение христианства в Византии никогда не угасало светское художественное творчество.
Слайд 4

1. Раннехристианская художественная культура. В это время появляются новые художественные направления:

1. Раннехристианская художественная культура. В это время появляются новые художественные направления: 1. Искусство

книги 2. Культовая архитектура 3. Изобразительное искусство 4. Литература
Слайд 5

Раскрытый Амиатинский кодекс (начало VIII века). Рукопись включает включает 1029 пергаментных

Раскрытый Амиатинский кодекс (начало VIII века).  Рукопись включает включает 1029 пергаментных листов, имеет

толщину более 20 см и весит около 30 кг.
Слайд 6

Деревянный переплёт Амиатинского кодекса с застёжками. VIII век.

Деревянный переплёт Амиатинского кодекса с застёжками. VIII век. 

Слайд 7

Хлудовская псалтырь. ок. 850 пергамент

Хлудовская псалтырь. ок. 850 пергамент

Слайд 8

Церкви строились двух основных типов: - базиликальные храмы; - крестово-купольные храмы.

Церкви строились двух основных типов: - базиликальные храмы; - крестово-купольные храмы.

Слайд 9

Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами: - он прямоугольный или крестообразный в

Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами: - он прямоугольный или крестообразный в плане -

внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор - столбы связаны подпружными арками - подпружные арки с каждого столба перекинуты на стены - система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами - количество продольных нефов всегда нечетное - количество поперечных нефов (называемых еще трансептами) может быть любое - из поперечных нефов самый широкий – чаще предалтарный, из продольных – всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола - нефы перекрыты системой цилиндрических сводов - своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест - на пересечении этих нефов в средокрестии расположен купол - купол покоится на подпружных арках, связывающих столбы - пространства между ребрами арок заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус - купол открыт внутрь зала
Слайд 10

Подпружная арка - арка, поддерживающая свод. В средокрестии храма крестово-купольного типа

Подпружная арка - арка, поддерживающая свод. В средокрестии храма крестово-купольного типа

кольцо барабана купола поддерживают четыре подпружные арки.
Слайд 11

В дальнейшем на основе этих типов храмов сложился новый тип –

В дальнейшем на основе этих типов храмов сложился новый тип –

купольная базилика. Данный тип отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения.
Слайд 12

Внутренний вид сводов собора

Внутренний вид сводов собора

Слайд 13

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Слайд 14

В Византии получили развитие разные виды и жанры ИЗО – мозаика,

В Византии получили развитие разные виды и жанры ИЗО – мозаика,

фреска, иконопись. В храме фрески и иконы размещались согласно требованиям канона. В самой верхней точке храма на своде купола помещалось изображение Пантократора – Христа Вседержителя – Творца и Главы Вселенной. Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол Софийского собора в Киеве
Слайд 15

Роспись купола Корамского собора, предместья Анатолии, Турция

Роспись купола Корамского собора, предместья Анатолии, Турция

Слайд 16

На барабане купола, в простенках между окнами, изображали фигуры двенадцати апостолов,

На барабане купола, в простенках между окнами, изображали фигуры двенадцати апостолов,

учеников Христа. В простенках между окнами барабана изображены двенадцать апостолов, из них мозаичной сохранилась лишь верхняя часть фигуры Павла. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель. Собор св. Софии в Киеве.
Слайд 17

На парусах изображали четырех евангелистов либо их символы: Матфей – ангел,

На парусах изображали четырех евангелистов либо их символы: Матфей – ангел,

Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Считалось что подобно тому как купол храма опирается на столбы посредством четырех парусов, так вселенская церковь опирается на четыре евангелия. Слева Мозаика "Евангелист Марк". Фрагмент. Юго-западный парус Софийского собора в Киеве Справа евангелист Матфей , Церковь Вознесения в Павловском Посаде.
Слайд 18

В верхней части апсиды изображалась Дева Мария, Богоматерь – земная женщина

В верхней части апсиды изображалась Дева Мария, Богоматерь – земная женщина

чаще в образе Оранты (один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы) Мозаика "Оранта". Главный алтарь Софии Киевской
Слайд 19

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде собор св. Софии в Константинополе

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде собор св. Софии в Константинополе

Слайд 20

В среднем регистре на стенах храма – сцены, поясняющие догматы веры,

В среднем регистре на стенах храма – сцены, поясняющие догматы веры,

а также сцены из земной жизни Христа; в нижнем регистре – изображения людей, постигших божью благодать. Литература этого периода заложила фундамент средневекового христианского богословия. В это время работали Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин, Василий Кесарийский и др.

Святой Иоанн Златоуст. 
Византийская мозаика

Слайд 21

2. Культура Македонского возрождения. После смерти в 565 г. императора Юстиниана

2. Культура Македонского возрождения. После смерти в 565 г. императора Юстиниана Великого

Византию сотрясали непрерывные социальные волнения, гражданская война, в результате которых империя потеряла часть своих владений на западе и востоке. Значительным событием этого периода явилось иконоборчество. В 730 году император Лев 3 Исавр издал эдикт (предписание), запрещавший иконы. Эдикт действовал более 100 лет, и в соответствии с ним во всех церквах Константинополя уничтожались изображения святых, Христа, Богоматери, сбивалась мозаика, счищались фрески. На месте святых появлялись орнаменты, цветы, растения, птицы. Иконоборцы (картина Доменико Морелли, XIX век)
Слайд 22

Характерное для иконоборческого периода украшение храмов (Церковь Святой Ирины в Стамбуле)

Характерное для иконоборческого периода украшение храмов (Церковь Святой Ирины в Стамбуле)

Слайд 23

После длительного периода внутренних смут и внешних поражений Византия вновь переживает

После длительного периода внутренних смут и внешних поражений Византия вновь переживает

экономический и культурный подъем. Это время принято называть македонским возрождением (867—1056) (период правления македонской династии Комнинов). Главной чертой художественной культуры этого периода стал спиритуализм (объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи). Предметом художественного творчества стала духовная сфера, которая описывалась с помощью таких эстетических категорий, как прекрасное, цвет, свет, образ, знак, символ. В это время было восстановлено иконопочитание, складываются основные иконографические изображения Богоматери, Иисуса Христа, святых. Большого развития достигли художественные ремесла: резьба по кости, инкрустации из драгоценных камней, книжная миниатюра, мозаичная икона, перегородчатые эмали.
Слайд 24

3. Культура эпохи правления Палеологов. В 1204 году рыцари-крестоносцы штурмом взяли

3. Культура эпохи правления Палеологов. В 1204 году рыцари-крестоносцы штурмом взяли Константинополь.

Византийская империя как самостоятельная держава прекратила свое существование, на ее месте возникла Латинская империя крестоносцев и зависимые от нее мелкие феодальные государства. Византийский император и его приближенные бежали в город Никею, где за 60-летний период изгнания был сформирован огромный духовный потенциал и заложены основы нового культурного подъема, получившего название палеологовского ренессанса (правление династии Палеологов). Этот период продолжался с 1261 года (изгнание латинян из Константинополя) до 1453 года (захват Константинополя турками).
Слайд 25

В это время происходит ряд изменений в художественной культуре Византии. Усиливается

В это время происходит ряд изменений в художественной культуре Византии. Усиливается

роль светского начала в искусстве. Наряду с религиозными сценами изображаются реальные исторические события. Появляется архитектурный и пейзажный фон в композициях. В живописи возрастает личностное, эмоциональное начало. Фигуры становятся удлиненными, отличаются мягкостью линий, пластичностью, лиризмом. При изображении используется светотеневая моделировка ликов и одежд, благодаря чему создается объем и ощущение материальности. Например  Икона «Двенадцать апостолов». Византия. 1-я четверть XIV века.
Слайд 26

Фреска «Белый ангел», монастырь Милешева, Сербия

Фреска «Белый ангел»,  монастырь Милешева,  Сербия

Слайд 27

Во времена палеолговского возрождения постройки создавались уже гораздо менее масштабные, чем

Во времена палеолговского возрождения постройки создавались уже гораздо менее масштабные, чем

в предшествующие эпохи. И если раньше храмы отличались внешней скромностью и внутренним роскошным убранством, теперь именно внешняя красота должна быть притягательной для верующих, она была предназначена предвосхищать духовную красоту молитвы. Убранство же храма не должно было отвлекать молящихся от постижения света незримого. Поэтому интерьеры храмов делались нарочито мрачными и мало освещенными. . Декоративность отделки храма достигалась пластической разделкой стен, барабанов, куполов, а также разнообразием формы и цвета кирпичной и каменной кладки. Церковь Святых Феодоров, 13 в.
Слайд 28

Монастырь Пантанасса в Мистре, 15 в.

Монастырь Пантанасса в Мистре, 15 в.