Византийский крестово-купольный храм

Слайд 2

Разделение Великой Римской империи на Западную со столицей в Равенне и

Разделение Великой Римской империи на Западную со столицей в Равенне и

Восточную со столицей в Константинополе обусловило со временем самостоятельный путь культурного развития в обоих регионах. На землях восточно-христианского мира преобладало греческое население, называвшее себя ромеями. Их богатое античное наследие послужило основой византийского стиля. Но античные формы наполнились иным содержанием.

Введение

Слайд 3

Византийский крестово-купольный храм Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась

Византийский крестово-купольный храм

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная

базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной.
Слайд 4

Символика Крестово-купольный храм воспринимался как другое небо, как обиталище Бога на

Символика

Крестово-купольный храм воспринимался как другое небо, как обиталище Бога на земле

и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих; алтарь – царство чистого духа.
Слайд 5

Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и

Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и

утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой церкви.
Алтарь во всех храмах помещается на востоке, ибо по Ветхому Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа.
При этом один купол символизирует Иисуса Христа, три – Святую Троицу, пять – Христа и четырех евангелистов.

“Софийский собор в Константинополе”.

Слайд 6

Византийское искусство перестало отражать видимый и осязаемый мир, как в античности.

Византийское искусство перестало отражать видимый и осязаемый мир, как в античности.

Оно превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на земле. В храме, когда верующий слушал песнопения, обонял фимиам, смотрел на мозаики, иконы, утварь, облачения священников, воспринимал слова божественной литургии и приобщался к таинству евхаристии, ему открывался путь к Богу.

"Причастие". А.Косничев. 2009г.

Заключение