Культура русских земель в XII-XIII веках

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Рассмотреть особенности культуры русских княжеств. 2. Охарактеризовать главную

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Рассмотреть особенности культуры русских княжеств.
2. Охарактеризовать главную идею литературного

творчества.
3. Познакомить с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи XII-XIII вв.
4. Определить влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру.
Слайд 3

ПЛАН УРОКА: 1. Особенности культуры XII-XIII вв. 2. Научные знания. 3.

ПЛАН УРОКА:

1. Особенности культуры XII-XIII вв.
2. Научные знания.
3. Литература.
4. Зодчество.
5.

Живопись.
6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Слайд 4

1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ XII-XIII ВВ. Вычленение отдельных княжеств не только не

1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ XII-XIII ВВ.
Вычленение отдельных княжеств не только не

приостановило развитие культуры, но и содействовало её дальнейшему расцвету. Каждый князь был заинтересован в развитии своего княжества, в увековечивании своего имени. Появились местные культурные центры – в них складываются собственные культурные традиции.
Крупные культурные центры XII-XIII веков –
НОВГОРОД, ПСКОВ, ВЛАДИМИР, ГАЛИЧ.
Слайд 5

Новгород, Псков - черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности

Новгород, Псков - черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности

городского населения.
Владимиро-Суздальское княжество – образцы торжественности и пышности, подчёркивает силу и значение владимирских князей.
Несмотря на пестроту местных школ, стиле, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться
единой в своей системе.
Наиболее совершенные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период.
Слайд 6

2. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ Большое место продолжала занимать церковная переводная литература. Но

2. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

Большое место продолжала занимать церковная переводная литература. Но идёт

накопление фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.
Факты, свидетельствующие о накоплении научных знаний:
начинают переводить произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории;
применение в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи сведений по математике, механике, астрономии, географии;
обогащение географических знаний русских людей (торговые связи, военные походы, путешествия);
появление врачевателей – лечьци (лекари). Самый знаменитый лекарь монах Киево-Печёрского монастыря АГАПИТ.
Слайд 7

3. ЛИТЕРАТУРА До распада государства и до монгольского нашествия литература следовала

3. ЛИТЕРАТУРА

До распада государства и до монгольского нашествия литература следовала тем

направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках.
С XII века начинается новый период в истории русского летописания:
Летописи ведутся в каждом крупном княжестве.
Летописцы сосредотачивают внимание на местных событиях, рассматривая история своих земель как продолжение истории Русского государства.
Появляются родовые княжеские летописи, жизнеописания отдельных князей.
Составителями их были бояре, дружинники, князья. Это усиливало светское направление в летописании.
Слайд 8

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания

и былины.
Возникают новые жанры литературы:
ПОУЧЕНИЯ – Владимир Мономах «Поучение детям» – любимое произведение русских людей раннего Средневековья, центральная идея – укрепление единства Древнерусского государства.  
СЛОВО - произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью ; автор Даниил Заточник «СЛОВО» ( «МОЛЕНИЕ» ). Ряд исследователей считает, что это произведение является образцом смеховой литературы XII века – это сочинение просительного послания, похвального и одновременно обличительного слова.
“СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”, выдающееся произведение древнерусской поэзии (XII в.), свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи.
Слайд 9

4. ЗОДЧЕСТВО Архитектура XII-XIII вв. отличается от предшествующего периода уменьшением объёмов

4. ЗОДЧЕСТВО

Архитектура XII-XIII вв. отличается от предшествующего периода уменьшением объёмов

и упрощением внешнего вида каменных зданий.
Интерьеры стали более чёткими и почти квадратными и строго подчиненные центральному подкупольному пространству.
Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой.
Многие русские земли, имея собственных строителей всё же продолжали киевскую архитектурную традицию.
При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные её особенности.
Слайд 10

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО БОГОЛЮБОВО — первый каменный град Северной Руси, резиденция князя

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
БОГОЛЮБОВО — первый каменный град Северной Руси, резиденция князя Андрея

Боголюбского, который правил в 1157-1174.
 Боголюбово было построено по распоряжению Андрея Боголюбского . В Лаврентьевской летописи замок носит имя Боголюбое, отсюда князь Боголюбский. Основание Боголюбова связывалось с легендой о явлении Богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия татар в 1230-х были разрушены крепостные сооружения.
Слайд 11

После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский

После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский

князь Глеб, а во время нашествия татар в 1230-х были разрушены крепостные сооружения.

Частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений. Уцелела часть северной стены с переходом полуциркульных арках к лестничной башне, где был убит князь Андрей Боголюбский в июньскую ночь 1174

Дворцовый собор Боголюбского замка.
Слева — лестничная башня. 12 в.

Слайд 12

Боголюбово собор Рождества Главной святыней собора Рождества Богородицы была икона Боголюбской

Боголюбово
собор Рождества

Главной святыней собора Рождества Богородицы была
икона Боголюбской Богоматери

(12 в.)

21 сентября 1164 года в Успенский собор была перенесена величайшая святыня Руси — Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.

Слайд 13

Успенский собор, собор Успения Пресвятой Богородицы. Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры.

Успенский собор,
собор Успения Пресвятой Богородицы.
Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры.


Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Высота – 32 метра.
Первоначально собор был построен в 1158—1161 годах
при князе Андрее Боголюбском
на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр,
но и как главный храм всей Руси.
Слайд 14

Летописец сообщает, что: «Во Владимир Бог привел мастеров из всех земель»,

Летописец сообщает, что: «Во Владимир Бог привел мастеров из всех земель»,


в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада.
Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами.
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован.

После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован.

Старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII веку собор стал обширным, пятиглавым,
с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Собор сложен из белого камня . Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись.
Слайд 18

Слайд 19

После гибели Андрея Боголюбского город-замок опустел. В советское время Боголюбово стало

После гибели Андрея Боголюбского
город-замок опустел.
В советское время Боголюбово стало

филиалом Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника.
В 1,5 км от Боголюбова — церковь Покрова на Нерли (1165).
Слайд 20

Лучшим дошедшим до нас сооружением владимиро-суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского является

Лучшим дошедшим до нас сооружением владимиро-суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского является

церковь Покрова на Нерли,
построенная в 1165г.
Церковь была посвящена празднику - Покрову Богоматери.
Церковь Покрова полна умиротворенности и чистоты.
Она изящна, легка и гармонична. Уединенно стоит церковь на берегу Нерли. Весной, когда воды реки поднимаются, здание оказывается в плену у реки.
Это было учтено строителями. Холм для строительства был укреплен сложным фундаментом и обложен белокаменными плитами. Шедевром мировой архитектуры называют храм Покрова на Нерли.
Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Наиболее интересное творение эпохи Всеволода Большое Гнездо — Дмитриевский собор, посвященный

Наиболее интересное творение эпохи Всеволода Большое Гнездо — Дмитриевский собор, посвященный

святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен. Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация.
На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов. В соборе сохранилась часть росписей XII века, в том числе фрагменты композиции «Страшный суд».
Слайд 24

Слайд 25

Новгородская феодальная республика. Почти все новгородские храмы возводились на средства бояр,

Новгородская феодальная республика.
Почти все новгородские храмы возводились на средства

бояр, купцов и прихожан.
Упрощение техники позволяло в короткие сроки создавать сооружения, соответствующие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков.
К началу XIII века в Новгороде сложился тип храма простой формы.
В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия
Слайд 26

В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник –церковь Спаса на Нередице.

В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник

–церковь Спаса на Нередице.
Слайд 27

5. ЖИВОПИСЬ Живопись носит в основном религиозный характер, но в церковном

5. ЖИВОПИСЬ

Живопись носит в основном религиозный характер, но в церковном

искусстве чаще стали присутствовать бытовые сюжеты. Сквозь строгую византийскую академичность видны черты народного искусства.
К началу XII века мозаика вытесняется фреской. Фрески яркие, красочные, на них нередко изображали реальные события и человеческие образы. На иконах святые очень походили на князей-заказчиков.
В лицах святых меньше аскетизма, строгости, они приобретали характерные славянские черты
Слайд 28

Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199. Введение во храм, Сретение.

Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199.
Введение во храм,

Сретение.
Слайд 29

Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода . Около 1246.

Ярослав Всеволодович. Фреска церкви
Спаса на Нередице церковь
близ Новгорода .


Около 1246.
Слайд 30

Дмитрий Солунский, на троне. Икона, вторая половина XII - начало XIII в

Дмитрий Солунский,
на троне. Икона,
вторая половина XII - начало XIII

в
Слайд 31

6. ВЛИЯНИЕ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА НА РУССКУЮ КУЛЬТУРУ Взлёт русской культуры был

6. ВЛИЯНИЕ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА НА РУССКУЮ КУЛЬТУРУ

Взлёт русской культуры был прерван

нашествием Батыя и установившимся ордынским владычеством:
разрушены церкви, монастыри;
погибли иконы, церковная утварь;
уведены в рабство или уничтожены лучшие мастера;
забыты многие ремёсла;
погибли книги, исчезли библиотеки и школы;
полностью прервалось летописание;
надолго прекратилось каменное строительство.
Монгольское владычество надолго прервало
культурные связи Руси с Европой.
Слайд 32

В период политической раздробленности русская культура переживала подъём: Не утратила своего

В период политической раздробленности русская культура переживала подъём:
Не утратила своего культурного

единства;
Местные различия обогащали культуру;
Проявляются идеи единства Русской земли.
Домашнее задание: § 16-17, читать. Задания ВПР №3, в тетради