Содержание
- 2. Брачно-семейные отношения по “Законам Хаммурапи” Семейное право по Законам Хаммурапи представлено в виде 68 статей По
- 3. Договор предусматривал денежную выплату. В случае отказа одного из брачующихся от свадьбы, он должен выплатить выкупную
- 4. Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Главой семьи являлся муж. Ему
- 5. Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность.
- 6. Что касается прав наследования и распределения имущества, то они осуществлялись по закону. Закон стремился примирить между
- 7. Прекращение брака Развод был разрешен при определенных обстоятельствах, но запрещен при других. Например, если жена заболевала,
- 8. Брачно-семейные отношения по “Законам Ману” Законы Ману (Манусмрити, Манавадхармашастра) – это сборник предписаний, правил в области
- 9. В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных порядков. И Законы Ману лишь
- 10. Условия вступления в брак Основными условиями вступления в брак являлись следующие: 1. Принадлежность супругов к равной
- 11. 20. Узнайте [изложенные] вкратце следующие восемь [форм] бракосочетания для четырех варн, благодетельные и неблагодетельные после смерти
- 12. Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе
- 13. Наследственное право Наследственное право регулировалось принципом агнатского родства и первородства: "первенец рожден по обязанности, тогда как
- 14. Раздел наследства проходил в присутствии свидетелей. Отец еще при жизни мог составить завещание, при этом ему
- 15. Брачно-семейные отношения по “Артхашастре” Автор – Каутилья, знаменитый в индийской истории брахман, советник царя Чандрагупты В
- 16. По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, “жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но
- 17. Список использованной литературы: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 томах. Том
- 19. Скачать презентацию
Брачно-семейные отношения по “Законам Хаммурапи”
Семейное право по Законам Хаммурапи представлено в
Брачно-семейные отношения по “Законам Хаммурапи”
Семейное право по Законам Хаммурапи представлено в
По Законам Хаммурапи брак считался разновидностью договора и заключался только в форме письменного договора.
Статья 128 – первый исторический пример брачного контракта.
Договор предусматривал денежную выплату.
В случае отказа одного из брачующихся от
Договор предусматривал денежную выплату.
В случае отказа одного из брачующихся от
Брак мог осуществляться между людьми из разных сословий, как между свободной женщиной и рабом, так и наоборот
(§ 175) Если либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека, и она родила сыновей, то хозяин раба не может предъявить иска к сыновьям дочери полноправного человека относительно рабства.
(§ 176) А если дворцовый раб или же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей. Если дочь полноправного человека не имела приданого, то все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.
Мушкенум –В древневавилонском обществе сословие людей, которые не были членами общины и не имели своей земельной собственности, получив от царя в условное владение земельные участки
Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д.
Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д.
Главой семьи являлся муж. Ему принадлежало право распоряжения женой и детьми.
Жена была подвергнута целому ряду ограничений и свобод, а также жесткой степени наказаний. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену.
(§ 151) Если женщина, которая живет в доме человека, обязала своего мужа и заставила его выдать документ о том, что кредитор ее мужа не схватит её, то, если этот человек имел на себе процентный долг до того, как он взял в жены эту женщину, его кредитор не может схватить его жену; а если эта женщина имела на себе процентный долг до того, как она вступила в дом человека, ее кредитор не может схватить ее мужа.
Авилум – привилегированная категория свободных жителей Вавилона, полноправные общинники, владевшие наряду с большими служебными наделами участками общинной земли
Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством,
Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством,
(§ 127) Если человек указал пальцем на энтум или жену другого человека, но не уличил ее, то этого человека должно избить перед судьями и половину его головы должно обрить.
Эн (энтум) – жреческий титул и титул правителя города-государства в Древней Месопотамии.
Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.
(§ 131) Если жену человека ее муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести клятву богом и вернуться в свой дом.
Что касается прав наследования и распределения имущества, то они осуществлялись по
Что касается прав наследования и распределения имущества, то они осуществлялись по
В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признал их своими. В то же время отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Для этого еще требовалось решение судей, которые исследовали дело. Дети наследовали в равной доле. Сестра получала столько же, сколько братья. Имущество умерших отца и матери переходило к их сыновьям и дочерям.
В Древнем Вавилоне появлялись и зачатки завещательного права. Так, отец мог подарить сыну сад, поле, дом, но в случае его смерти они не входили в состав имущества, подлежащего разделу.
Наследование
Прекращение брака
Развод был разрешен при определенных обстоятельствах, но запрещен при других.
Прекращение брака
Развод был разрешен при определенных обстоятельствах, но запрещен при других.
(§ 148) Если человек взял жену, а ее постигла проказа (?), и он захочет взять другую, то он может взять, но свою жену, которую постигла проказа (?), он не должен покинуть, она может жить в его доме, который он построил, и, пока она жива, он должен ее содержать.
(§ 137) Если человек захочет оставить шугетум, которая родила ему детей, или же надитум, которая дала ему детей, то этой женщине должны вернуть ее приданое, а также ей должны дать половину поля, сада и имущества, и пусть она растит своих детей; после того, как она вырастит своих детей, ей должны дать, как одному наследнику, долю во всем, что было дано ее детям, а затем муж, который ей понравился, может взять ее замуж.
Шугетум - в вавилонском обществе "младшая жена", с которой осуществлялся обряд бракосочетания, за которой давалось приданое и права которой защищались законом.
Надитум — название законного статуса для женщин в вавилонском обществе и для шумерских храмовых рабов.
Брачно-семейные отношения по “Законам Ману”
Законы Ману (Манусмрити, Манавадхармашастра) – это сборник предписаний,
Брачно-семейные отношения по “Законам Ману”
Законы Ману (Манусмрити, Манавадхармашастра) – это сборник предписаний,
В Манавадхармашастре семейное право регулировалось главой 9 “Дхарма мужа и жены”, в которой содержится 325 статей
В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных
В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных
Особенно тяжелым было положение женщины в семье. Она полностью зависела от своего мужа и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману предписывали содержать женщину под опекой в течение всей ее жизни. Считалось, что ни девочка, ни пожилая женщина не имеют права что-либо делать по своей воле даже в собственном доме. В детстве женщина должна была подчиниться своему отцу, в молодости – своему мужу, после смерти мужа – своим сыновьям. Женщина никогда не должна быть предоставлена самой себе.
Условия вступления в брак
Основными условиями вступления в брак являлись следующие:
1. Принадлежность
Условия вступления в брак
Основными условиями вступления в брак являлись следующие:
1. Принадлежность
2. Достижение брачного возраста.
3. Согласие родителей (отца).
4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.
5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство.
Заключение (совершение) брака
Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви.
Власть мужа над женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом. Свадебный же обряд производился только для счастья новобрачных.
20. Узнайте [изложенные] вкратце следующие восемь [форм] бракосочетания для четырех варн,
20. Узнайте [изложенные] вкратце следующие восемь [форм] бракосочетания для четырех варн,
В Законах Ману упоминают 8 форм брака˸
1. Поощряемые брахманами
2. Брахма (вручение отцом дочери с приданным);
3. Дайва (вручение дочери жрецу во время исполнения обряда);
4. Арша (выдача дочери после выкупа от жениха);
5. Праджапатья (после слов ʼʼИсполняйте вместе дхармуʼʼ).ʼʼДурныеʼʼ Асура (покупка невесты);
6. Гандхарва (добровольные союз мужчины и женщины без согласия родителей);
7. Ракшаса (похищение невесты);
8. Пайшача (насилие над женщиной в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).
Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в
Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в
Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:
1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни
2. Неизлечимая болезнь.
3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.
Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти.
72. Даже взяв девушку законным образом, он может бросить ее, порицаемую, больную, обесчещенную или отданную [ему] обманом.
77. Мужу полагается терпеть ненавидящую [его] жену год, но по [прошествии] года, отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней.
78. Та, которая выказывает неуважение [к мужу], преданному [какой-либо дурной] страсти, к пьянице или больному, должна быть удалена на три месяца [и] лишена украшений и утвари.
79. Но для ненавидящей безумного, изгоя, импотента, бесплодного и пораженного ужасной болезнью не полагается ни удаление, ни лишение имущества.
80. Приверженная к пьянству, ко [всему] дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.
82. Но, если больная [жена] ласкова и наделена добродетелью, может быть взята другая [только] с ее согласия; она никогда не должна быть презираема.
Наследственное право
Наследственное право регулировалось принципом агнатского родства и первородства: "первенец рожден
Наследственное право
Наследственное право регулировалось принципом агнатского родства и первородства: "первенец рожден
В законах Ману упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце.
Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
Естественным (законным) опекуном при несовершеннолетии наследников считались мать и другие пережившие когнаты.
Раздел наследства проходил в присутствии свидетелей. Отец еще при жизни мог
Раздел наследства проходил в присутствии свидетелей. Отец еще при жизни мог
Выморочное имущество поступало в пользу царя.
Из числа наследников исключались: "исключенные из касты, рожденные от таковых, а также слабоумные, умалишенные, слепые и прокаженные". Наследство осужденного за тяжкие преступления передавалось брахманам либо уничтожалось.
Этот институт права отличался чрезвычайной сложностью
“Закон о наследстве устанавливается в соответствии с теми самыми законами и обычаями, которые свойственны данной местности, касте, общине или селению”
Брачно-семейные отношения по “Артхашастре”
Автор – Каутилья, знаменитый в индийской истории брахман, советник царя Чандрагупты
В
Брачно-семейные отношения по “Артхашастре”
Автор – Каутилья, знаменитый в индийской истории брахман, советник царя Чандрагупты
В
По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, “жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов,
По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, “жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов,
Принадлежность индивида к той или иной варне учитывается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентирующих порядок наследования.
В частности, по предписаниям Артхашастры, при отсутствии наследников имущество поступает в пользу правителя государства. Однако для выморочного имущества, принадлежавшего умершему брахману, который являлся знатоком вед, Артхашастра Каутильи устанавливает исключение из данного правила — такое имущество отдается не государству, а другим знатокам вед. Если умерший брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхашастре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки — 3 доли, сын женщины-вайшьи — 2 доли, сын шудрянки — 1 долю.
Список использованной литературы:
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран :
Список использованной литературы:
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран :
Трикоз Е.Н. История кодификации права. Вып. 1. Клинописные своды законов: «Кодекс Ур-Наммы». М.: Изд-во РУДН, 2013. 114 с.
История государства и права зарубежных стран : учебно-методическое пособие / М. А. Гринько, Л. Л. Кофанов, О. Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 320 с.