Английскую живопись XVIII века (конспект для 4 (5) класса)

Содержание

Слайд 2

На сегодняшнем уроке мы с Вами рассмотрим Английскую живопись XVIII века.

На сегодняшнем уроке мы с Вами рассмотрим Английскую живопись XVIII века.
Для

начала остановимся на предпосылках развития живописного искусства в Англии.
В большинстве стран Европы XVIII век был беднее художественными ценностями, чем XVII век, а в некоторых, как в Голландии, Фландрии, Испании, изобразительное искусство «галантного» столетия опустилось до уровня посредственности. Англия являлась исключением: в этой передовой европейской стране, на полтора столетия раньше Франции осуществившей буржуазную революцию, национальный дух (гений) творчества рано и блистательно проявился в литературе, но поздно – в пластических искусствах.
Слайд 3

Только в XVIII веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба. К этому

Только в XVIII веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба. К этому

времени послеренессансное искусство в других странах уже прошло большой исторический путь и значительно прогрессировала теория, философская мысль. И в самой Англии философия искусства опережала его практику, что сообщило особый отпечаток английскому искусству. Оно появилось на свет уже весьма «умным», рассуждающим, опирающимся на фундамент эстетики (наука о прекрасном), на опыт литературы и театра.
«Литературная» страна, Англия ценила в искусстве программность (сюжет взятый из истории или современной жизни), ценила рассказ, построенный на материале современности и содержащий моральные выводы. Не меньше ценились в искусстве психология и характер.
Слайд 4

Уильям Хогарт (1697-1764) Именно на английской почве появился уже в первой

Уильям Хогарт (1697-1764)

Именно на английской почве появился уже в первой половине

XVIII века предтеча будущего критического и сатирического реализма в живописи – Уильям Хогарт.
Слайд 5

Особенности творчества Уильям Хогарт изображал современную ему жизнь, нравы аристократов, пороки

Особенности творчества

Уильям Хогарт изображал современную ему жизнь, нравы аристократов, пороки общества

– распущенности нравов, мотовство (расточительность), продажный суд. Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом («Карьера мота», «Модный брак», «Свадебный контракт», «Прилежание и леность»), переводились в гравюры и становились доступными широкому обществу. Более дешёвая и демократичная, чем живопись, гравюра становилась агитатором идей Просвещения. Свои произведения художник строил как драматург, описывал каждую сцену действия и объединял их в повествовательные циклы. Каждая картина обладает самостоятельным сюжетом, но связана с остальными. Произведения Хогарта похожи на морализаторскую (намеренное искажение нравственной идеи) литературу просветителей, недаром его называют первым художником-просветителем в Европе.
Слайд 6

Помимо жанровых сцен, художник много занимался исторической живописью, пейзажем и портретом.

Помимо жанровых сцен, художник много занимался исторической живописью, пейзажем и портретом.

Можно сказать, что до Уильяма Хогарта в Англии не было великой живописи. Он создал новый художественный язык и в живописи, и в графике. Темы, которые он осваивал в изобразительном искусстве, предвещали зарождение критического реализма XIX в.
Слайд 7

«Характеры и карикатуры», 1743 г. Гравюра.

«Характеры и карикатуры», 1743 г. Гравюра.

Слайд 8

«Брачный контракт». Из серии «Модный брак». 1743-1745. Холст, масло. «Национальная галерея». Лондон.

«Брачный контракт». Из серии «Модный брак». 1743-1745. Холст, масло. «Национальная галерея».

Лондон.
Слайд 9

«Брачный контракт» - первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного

«Брачный контракт» - первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного

контракта. Примечательно, что супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. Отец жениха граф Сквандер держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Отцы супругов больше заинтересованы в браке детей, чем они сами. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.
Слайд 10

«Утро в доме молодых» или «Вскоре после свадьбы». Из серии «Модный

«Утро в доме молодых» или «Вскоре после свадьбы». Из серии «Модный

брак». 1743-1745. Холст, масло. «Национальная галерея». Лондон.
Слайд 11

«Утро в доме молодых» - описывает утро из жизни супружеской пары.

«Утро в доме молодых» - описывает утро из жизни супружеской пары.

Часы на стене показывают 1:20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак.
Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла (Edmond Hoyle), а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. Сидит она в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины.
Слайд 12

«Девушка с креветками». 1760 г. Холст, масло. 63,5 х 52,5 см. «Национальная галерея». Лондон.

«Девушка с креветками». 1760 г. Холст, масло. 63,5 х 52,5 см.

«Национальная галерея». Лондон.
Слайд 13

«Девушка с креветками», в отличие от предыдущих работ, как взрыв в

«Девушка с креветками», в отличие от предыдущих работ, как взрыв в

будущее, то есть, показ современного образа среднего класса населения, что было ранее не свойственно художнику, так как он писал все полотна о современниках.
Изображение, непосредственное и непредвзятое, молоденькой девушки, продавщицы креветок. Художнику удивительным образом удалось поймать ее истинный образ. Юная уличная торговка, водрузив поднос с морепродуктами поверх шляпы полна лучезарности, энергии и невероятного восторга. Она смотрит так, как будто встретила своего давнего знакомого.
На подносе можно разглядеть и другой предмет, кувшинчик, что немного отвлекает от взгляда девушки, у которой явно прослеживается косоглазие, которое никак не уродует ее, так как глаза излучают доброту. 
Блики и сияние красок подчеркивают молодость и непосредственность, а виртуозность, исполненная тонкими линиями мастера, придают этому портрету выразительности. Яркий румянец и слегка приоткрытые губы девушки дает стремительный и легкий мазок. Это настоящий вызов Хогарта статичному искусству своей эпохи.
Слайд 14

Джошуа Рейнольдс (1723 - 1792) Эрудированный, серьёзный теоретик искусства классицизма, первый

Джошуа Рейнольдс (1723 - 1792)

Эрудированный,
серьёзный теоретик искусства классицизма, первый

президент Британской академии художеств, видный политический деятель, хозяин модного аристократического салона.
Слайд 15

Особенности творчества В традиционный жанр портрета Джошуа Рейнольдс ввел психологическую характеристику

Особенности творчества

В традиционный жанр портрета Джошуа Рейнольдс ввел психологическую характеристику личности.


Используя аллегорическую (иносказание) форму (актрису Сару Сиддонс он изобразил в виде музы, знаменитого полководца – в пламени битвы, леди Гамильтон – в виде Венеры), он создал вполне реалистические психологические портреты. Художник Просвещения, Рейнольдс подчеркивает в персонаже не принадлежность к сословию, а личностные качества, богатство духовного мира.
Слайд 16

«Портрет актрисы Сары Сиддонс». 1784. Холст, масло. «Галерея Хантингтон», Сан-Марино (США).

«Портрет актрисы Сары Сиддонс». 1784. Холст, масло. «Галерея Хантингтон», Сан-Марино (США).

Слайд 17

«Портрет актрисы Сары Сиддонс». Живописец создал так называемый парадный портрет, изобразив

«Портрет актрисы Сары Сиддонс».
Живописец создал так называемый парадный портрет, изобразив

актрису в виде музы Трагедии.    Она сидит на троне, расположенном на облаке. За троном находятся мифические фигуры: Сострадание и Ужас. У Сострадания закрыты глаза, Ужас держит чашу и выглядит взбудораженным. Леди Сара изображена в свободной, естественной позе. Ее одеяние отличается нарядностью: оно двойное, нижнее платье выполнено из светлого атласа. Из-под пышной юбки виден носок туфельки.    Картина выполнена в желто-коричневых тонах. На этом фоне особенно выделяется белизна кожи героини. Рейнольдс замечательно передал красоту рук актрисы. Выражение лица — задумчиво-мечтательное.
Слайд 18

«Портрет адмирала лорда Хитфилда». 1787. Холст, масло. «Национальная галерея». Лондон.

«Портрет адмирала лорда Хитфилда». 1787. Холст, масло. «Национальная галерея». Лондон.

Слайд 19

С 1779 по 1783 годы военные Британии смогли отстоять территорию Гибралтар,

С 1779 по 1783 годы военные Британии смогли отстоять территорию

Гибралтар, в чем также была заслуга местного губернатора, адмирала и лорда Хитфилда. Именно после этих сражений Гибралтар стал колонией Британии, а Хитфилд – первым представителем британской короны. Стоит заметить, что портрет Хитфилда отличается от всех остальных портретов серии Джошуа Рейнольдса британских военных. Общее то, что все они рисовались под влиянием эпохи возрождения: показать роль одного человека, его воли и силы в судьбе Родины. Но вот на портрете Хитфилда заметно влияние нового направления в культуре и живописи, в частности – романтизма: стремление показать героя без лишнего пафоса, но при этом не уменьшить его величие.
Главный герой изображен строго, немного даже жестко и монументально, что и подчеркивает его величие. Лицо адмирала обветренное, сейчас мы бы это назвали «без грима». Хитфилд не идеализирован: на голове нет парика, на лице морщины. Отсутствие улыбки на лице подчеркивает его серьезность и невозмутимость как человека военного.
Слайд 20

Томас Гейнсборо (1727-1788) Реалистическое направление просматривается в портретах и пейзажной живописи Томаса Гейнсборо.

Томас Гейнсборо (1727-1788)

Реалистическое направление просматривается в портретах и пейзажной живописи Томаса

Гейнсборо.
Слайд 21

Особенности творчества В портретах Томаса Гейнсборо нет никаких аллегорий (иносказаний), раскрывающих

Особенности творчества

В портретах Томаса Гейнсборо нет никаких аллегорий (иносказаний), раскрывающих роль

модели в обществе. Для них более характерно внимание к душевному миру. В этих портретах большое значение имеет пейзаж, который так же лиричен, как и сами персонажи.
Слайд 22

«Утренняя прогулка». 1785. Холст, масло. «Национальная галерея». Лондон.

«Утренняя прогулка». 1785. Холст, масло. «Национальная галерея». Лондон.

Слайд 23

На картине изображена элегантная молодая пара, идущая по дороге вдоль леса,

  На картине изображена элегантная молодая пара, идущая по дороге вдоль

леса, и их преданная собака. Уильяму Халлетту и Элизабет Стефен, так зовут героев, по 21 году, и они намереваются пожениться. Портрет написан незадолго до свадьбы, летом 1785. В полотне соединились оба таланта художника - портретиста и пейзажиста. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы, их облик говорит о высоком социальном статусе.
Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского - «беседа») - картины, изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием
Слайд 24

«Мальчик в голубом». 1770. Холст, масло. 177,8 х 112,1 см. «Галерея Хантингтон». Сан-Марино (США).

«Мальчик в голубом». 1770. Холст, масло. 177,8 х 112,1 см. «Галерея

Хантингтон». Сан-Марино (США).
Слайд 25

В качестве модели Гейнсборо пригласил мальчишку, сына торговца со скобяной лавки.

В качестве модели Гейнсборо пригласил мальчишку, сына торговца со скобяной лавки.

История сохранила его имя - Джонатан Баттл. Но разве скажешь, что перед зрителем небогатый мальчуган? Нет. Живописец нарядил его в богатый аристократический костюм, переливающийся своей атласной тканью. Красивая поза, гордая осанка - и вот черты сына торговца стали приобретать холёность, а поза дворянское благородство. Лишь очаровательный румянец и простота во взгляде выдают в нём бесхитростного ребёнка. Гейнсборо лишает портрет нарочитой парадности - непринуждённая поза, живое выражение на лице, всё это придаёт работе эмоциональность и очарование. Главная красота картины, конечно же, в колористическом исполнении. Здесь мастер использует свой излюбленный приём, а именно растворение одного цвета в другом. На генеральный тон автор аккуратными мазками накладывает цвет отличающейся по тону, оттого фактура получается текучей и переливающейся.
Слайд 26

«Водопой». 1777 г. Холст, масло. 147,3 х180,3 см. «Национальная галерея». Лондон.

«Водопой». 1777 г. Холст, масло. 147,3 х180,3 см. «Национальная галерея». Лондон.

Слайд 27

Томас Гейнсборо необыкновенно тонко чувствовал природу. Он выбрал для этой картины

Томас Гейнсборо необыкновенно тонко чувствовал природу. Он выбрал для этой картины

очень простой сюжет - водопой скота, но сумел мастерски изобразить волнение природы перед бурей. Картина запоминается контрастом между темными деревьями и все еще светлым пятном реки. Пока скот пьет, почти невидимый паст.