Ансамбль Афинского акрополя

Содержание

Слайд 2

Акрополь (греч. верхний город), укрепленная часть греческих городов, располагавшаяся на возвышенности.

Акрополь

(греч. верхний город), укрепленная часть греческих городов, располагавшаяся на возвышенности.

На акрополе часто находились городские святыни, как например на Афинском Акрополе. Стихийная планировка античного города сложилась к концу 7 в. до н. э. Скала Акрополь, историческое ядро города, стала культовым центром, Агора (к С.-З. от Акрополя), холмы Ареопаг и Пникс (к З. от Акрополя) — центрами общественной и политической жизни. На Акрополе и близ него расположено большинство памятников античного искусства.

Вид на Агору

Холм Пникс известен проведением здесь народных собраний афинских граждан с V века до н.э. 

Ареопаг известен как место заседаний органа правления в Древних Афинах. 

Слайд 3

В эпоху Перикла (444/443 — 429 до н. э.) созданы основные

В эпоху Перикла (444/443 — 429 до н. э.) созданы основные

сооружения Акрополя, превратившие разрушенную персами цитадель в один из прекраснейших архитектурных ансамблей мира. В основе ансамбля — свободная планировка, сочетающая элементы симметрии и асимметрии, последовательно разворачивающая перед зрителем ряд архитектурных панорам.

Расцвет главного центра афинской культуры – Акрополя связан с Периклом, который правил в это время в Афинах
Это был высокообразованный человек, общепризнанный вождь афинской демократии
Перикл объединил вокруг себя лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий

Слайд 4

Композиционный замысел ансамбля Акрополя связан с Панафинейскими торжествами и шествием на

Композиционный замысел ансамбля Акрополя связан с Панафинейскими торжествами и шествием

на Акрополь афинян.
В последний день Великих Панафиней, праздновавшихся один раз в 4 года, торжественная процессия из граждан города подносила Афине священное покрывало (пеплос), сотканное руками афинских девушек. Этот дар был знаком воскресения богини Афины.
Праздник сопровождался конными и гимнастическими соревнованиями, состязаниями певцов и музыкантов.

Праздник Великих Панафиней

Парфенон, Ионийский фриз целлы (западная сторона- подготовка к Панафинейской процессии), реконструкция

Парфенон, Ионийский фриз целлы (южная сторона- Панафинейская процессия), деталь

Парфенон, Ионийский фриз целлы (южная сторона- Панафинейская процессия)

Парфенон, Ионийский фриз целлы (восточная сторона- приношение пеплоса Афине), деталь- передача пеплоса жрецу

Слайд 5

Общее руководство застройкой Акрополя при Перикле осуществлял Фидий. Фидий (греч. ок.

Общее руководство застройкой Акрополя при Перикле осуществлял Фидий.

Фидий (греч. ок. 490—430 до

н. э.) —древнегреческий скульптор и архитектор

Интересный факт: Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.

Слайд 6

Афинский Акрополь в V в. до н.э. 1. Пропилеи; 2. Храм

Афинский Акрополь в V в. до н.э.

1. Пропилеи;
2. Храм

Ники Аптерос;
3. Пинакотека;
4. Статуя Афины Промахос;
5. Парфенон;
6. Эрехтейон;
7. театр Одеон;
8. театр Диониса.

1.

2.

3.

4.

6.

5.

7.

8.

Слайд 7

Пропилеи (от греч. propylaion — преддверие, вход), пропилон, парадный проход, проезд,

Пропилеи (от греч. propylaion — преддверие, вход), пропилон, парадный проход, проезд,

образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения.

Пропилеи

Слайд 8

Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному

Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному

входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных.

Пропилеи

Слайд 9

Пинакотека "Налево от Пропилей, сообщает автор "Описания Эллады" Павсаний, - находится

Пинакотека

"Налево от Пропилей, сообщает автор "Описания Эллады" Павсаний, - находится здание с

картинами; на тех, которым время не судило ещё стать неузнаваемыми, изображены Диомед и Одиссей; последний на Лемносе похищает лук Филоктета, а первый уносит из Илиона изображение Афины. Тут же изображен Орест,
Слайд 10

Храм Ники Аптерос справа от Пропилей был сооружен небольшой прямоугольный храм

Храм Ники Аптерос

справа от Пропилей был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники

Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

Храм Афины-Ники -- 427--421 гг. до н. э., архитектор Калликрат, реконструкция.

Храм Ники Аптерос Реконструкция.

Храм Ники Аптерос. Современное состояние

Слайд 11

Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед

Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед

собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы).

Статуя Афины Промахос

Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине.

Слайд 12

Парфенон Парфенон (греч. Parthenón, от parthénos — дева), храм богини Афины

Парфенон

Парфенон (греч. Parthenón, от parthénos — дева), храм богини Афины

Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447—438 до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э.
Слайд 13

Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м;

Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м;

число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м); С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.

Парфенон

Слайд 14

Афина Парфенос в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой,

Афина Парфенос

в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась

двадцатиметровая хрисоэлефантинная (сделанная из золота и слоновой кости ) статуя Афины Парфенос (Афины Девы), покровительницы города, работы Фидия.

Современная копия «Афины Парфенос» в Нешвиле, США

Римская копия «Афины Парфенос». Национальный музей археологии ,Афины.

Слайд 15

Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии. Парфенон. Фриз.

Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии.


Парфенон. Фриз.

Слайд 16

Парфенон. Фронтоны. Фронтоны — скульптурными композициями (тема восточного фронтона — миф

Парфенон. Фронтоны.

Фронтоны — скульптурными композициями (тема восточного фронтона — миф о

рождении Афины, западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой),

Восточный фронтон Парфенона (Рождение Афины), деталь - кони Гелиоса, Дионис, Деметра и Кора, Артемида

Реконструкция восточного фронтона Парфенона по рисунку К. Шверцека. рождение Афины.

Реконструкция западного фронтона Парфенона по рисунку К. Шверцека. спор Афины и Посейдона за Аттику.

Слайд 17

Парфенон подвергся разрушению в 1687 при осаде Акрополя венецианцами во время

Парфенон подвергся разрушению в 1687 при осаде Акрополя венецианцами во время

войны с турками. В 1801—03 большая часть скульптуры Парфенона была вывезена в Великобританию и в 1816 помещена в Британский музей в Лондоне.

Парфенон.

Реставрация Парфенона

Слайд 18

Эрехтейон, Эрехфейон (Eréchtheion), храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах,

Эрехтейон, Эрехфейон (Eréchtheion), храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах,

выдающийся памятник древнегреческой архитектуры. Построен между 421—406 до н. э. Благодаря изяществу и изысканности композиции и отдельных деталей, скромный по размерам, Эрехтейон (площадь без портиков 11,6м х 23,5м) играет важную роль в ансамбле Акрополя, контрастируя с более простым и строгим Парфеноном.

Эрехтейон

Слайд 19

Театр Диониса Греки любили всенародные праздники (их было 9), театральные драматические

Театр Диониса

Греки любили всенародные праздники (их было 9), театральные драматические и

комические представления для чего по Южному склону Акрополя был построен театр Диониса (6 в. до н.э.), вмещавший 30 тыс. зрителей и

Театр Диониса в Афинах в римское время. Реконструкция

Театр Диониса. Современное состояние.

Слайд 20

Одеон Перикла одеон (зал песен, концертный зал) Перикла (5 в. до

Одеон Перикла

одеон (зал песен, концертный зал) Перикла (5 в. до н.э.)

– крытый театр для музыкальных представлений.

Одеон - доисторические времена

Одеон в наше время