Архитектура СССР довоенного периода

Содержание

Слайд 2

А.В. ИКОННИКОВ К середине 1920-х гг. кристаллизовались идеи «новой архитектуры», ассимилировавшие

А.В. ИКОННИКОВ

К середине 1920-х гг. кристаллизовались идеи «новой архитектуры», ассимилировавшие приемы

художественного авангарда… Проблема пространства (архитектурного пространства, которое, строго говоря, рассматривалось как пространство художественное) вышла на первый план.
Слайд 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Правительственные декреты об отмене частной обственности на землю и

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Правительственные декреты об отмене частной обственности на землю и недвижимость.
1918

– в Москве создана проектная мастерская под рук. А. Щусева и И. Жолтовского.
Стремление создавать новые типы сооружений – дома –коммуны – объединившие функции индивидуальных жилищ и общественных зданий, Дворцы труда, рабочие клубы и т.д.
Разрабатываются проекты городов будущего
Слайд 4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В 1920-е – начало 1930-х гг. в советском архитектурном

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В 1920-е – начало 1930-х гг. в советском архитектурном авангарде

возникает ряд творческих организаций, объединяющей базой которых стала борьба с эклектизмом и отрицание классики.
Основными принципами новой архитектуры провозглашаются: экономичность, рациональность, типизация, строгость и геометризм форм, лаконичность.
Одной из центральных проблем в области архитектурного пространства становится проблема его функциональности, соотнесения формы и функции.
Слайд 5

1919 г. В. Татлин создает памятник III Интернационалу В нем внутри

1919 г. В. Татлин создает памятник III Интернационалу

В нем внутри гигантской

спиральной башни (400 м) располагались друг над другом четыре объема с рабочими помещениями. Кубический объем законодательных органов Коминтерна – скорость вращения – 1 оборот в год; объем в виде усеченной пирамиды – исполнительные органы (1 оборот в месяц); цилиндрический объем – секретариат (1 оборот в неделю). Одна из попыток символизма в советской архитектуре.
Слайд 6

Слайд 7

РАЦИОНАЛИСТЫ Одним из первых возникает союз рационалистов АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов),

РАЦИОНАЛИСТЫ

Одним из первых возникает союз рационалистов АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), который

возглавил которую Н.А. Ландовский. В ассоциацию входили такие известные архитекторы как К.С. Мельников, И.А. Голосов, В. Кринский и др. Рационалисты стремились на научной основе обосновать восприятие пластических форм архитектуры с учетом психофизиологии человеческого восприятия.
Слайд 8

КОНСТРУКТИВИСТЫ В 1925 году появляется творческий союз конструктивистов ОСА (Объединение современных

КОНСТРУКТИВИСТЫ

В 1925 году появляется творческий союз конструктивистов ОСА (Объединение современных архитекторов),

во главе которого были М.Я. Гинсбург и В.А., Л.А. и А.А. Веснины, И.С. Николаев.
Принцип - функция должна определять форму.
Задача – преодолеть разрыв между внешней декоративной оболочкой здания и его истинной структурой.
М.Я. Гинзбург: основной задачей функционального творчества должно стать изобретательство новых типов архитектуры, долженствующих оформить социалистический быт.
Слайд 9

Дом сотрудников госстраха на МалойБронной, арх. М.Я. Гинсбург

Дом сотрудников госстраха на МалойБронной, арх. М.Я. Гинсбург

Слайд 10

ДК завода им. Лихачева, по проекту братьев Весниных

ДК завода им. Лихачева, по проекту братьев Весниных

Слайд 11

Проект Дворца труда, братья Веснины

Проект Дворца труда, братья Веснины

Слайд 12

КОНСТРУКТИВИСТЫ Все инновации архитектуры модерна с их эстетизмом отвергались. Конструктивисты провозглашали:

КОНСТРУКТИВИСТЫ

Все инновации архитектуры модерна с их эстетизмом отвергались. Конструктивисты провозглашали: «Мы

объявляем непримиримую войну искусству! Настало время социально-сообразному… Ничего случайного, безучетного, ничего от слепого вкуса и эстетического произвола. Все должно быть осмыслено технически и функционально».
Жесткой регламентации подвергались функции городского организма, функциональная нагрузка каждого конкретного объекта.
В эти рамки не укладывались практические задачи крупномасштабного развития городов, ставшие основными для советской архитектуры 1930-х гг.
Слайд 13

АРУ и ВОПРА В 1928 г. – из АСНОВА выделилась Ассоциация

АРУ и ВОПРА

В 1928 г. – из АСНОВА выделилась Ассоциация революционных

урбанистов во главе с Н. Ландовским, который считал первостепенной задачей решение проблем градостроительства.
В 1929 г. – возникла ВОПРА – Всероссийское общество профес-х архитекторов. Всесторонний охват архитектуры во взаимосвязи всех ее элементов: социально-экономических, эмоциональных, идеологических, конструктивно-технических. Наряду с использованием нового призывали к использованию классики.
1932 – создание Союза Советских архитекторов, 1933 – Академия арх-ры
Слайд 14

СТРУКТУРАЛИЗМ - КОНСТУКТИВИЗМ Идея структурирования архитектурной композиции путем объемно-пространственного вычленения групп

СТРУКТУРАЛИЗМ - КОНСТУКТИВИЗМ

Идея структурирования архитектурной композиции путем объемно-пространственного вычленения групп рабочих

и подсобных помещений.
Яркий пример – здание Госпрома в Харькове (1926-1928, арх. М. Фельгер, С. Кравец)
Слайд 15

Здание ГОСПРОМА в Харькове, авторы проекта: С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д. Фельгер

Здание ГОСПРОМА в Харькове, авторы проекта: С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д.

Фельгер
Слайд 16

Здание ГОСПРОМА в Харькове, авторы проекта: С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д. Фельгер

Здание ГОСПРОМА в Харькове, авторы проекта: С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д.

Фельгер
Слайд 17

Дома-коммуны Новый социальный строй формировал социальный заказ на новые типы жилых

Дома-коммуны

Новый социальный строй формировал социальный заказ на новые типы жилых зданий.

(идея о постепенном отмирании института семьи при коммунизме)
Позднее появилась идея создания домов переходного типа, в которых изолированные квартиры сочетались бы с общественными помещениями культурно-бытового назначения. Один из первых таких домов был построен по проекту Н.А. Ландовского в 1931 году на Тверской улице в Москве. В 1930 г. возник дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве (по проекту М.Я. Гинсбурга). Однако самым известным домом, построенным в конце 1920-х – начале 1930-х гг. стал Дом на набережной в Москве (по проекту Б.М. Иофана). Этот дом предназначался для партийной элиты и представлял целый комплекс, в котором, кроме квартир, были столовая, почта, прачечная, кинотеатр и театр.
Слайд 18

Дом-коммуна, арх. И. Николаев

Дом-коммуна, арх. И. Николаев

Слайд 19

Дом Наркомфина — жилой дом-коммуна, постр. В 1930 г., арх. М.Я. Гинзбург, И.Ф. Милинис

Дом Наркомфина — жилой дом-коммуна, постр. В 1930 г., арх. М.Я. Гинзбург,

И.Ф. Милинис
Слайд 20

Дом на набережной, арх. Б.М. Иофан

Дом на набережной, арх. Б.М. Иофан

Слайд 21

Дом на набережной, арх. Б.М. Иофан

Дом на набережной, арх. Б.М. Иофан

Слайд 22

НОВЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ – ДОМА КУЛЬТУРЫ И РАБОЧИЕ КЛУБЫ Крупные формы

НОВЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ – ДОМА КУЛЬТУРЫ И РАБОЧИЕ КЛУБЫ

Крупные формы фасадов

обычно отличались лаконичностью. В основе планировки зданий – принципы простоты и целесообразности (коридорная система комнат и большие залы).
«Клубы как снаружи, так и внутри должны поражать широтой, светом и воздухом», – писали в прессе тех лет. В сравнении с окружающей одноэтажной застройкой новые общественные здания выглядели огромными и отвечали последним достижениям техники
Слайд 23

Дворец культуры Пролетарского района (арх. Братья Веснины)

Дворец культуры Пролетарского района (арх. Братья Веснины)

Слайд 24

Клуб им. Русакова, арх. К. Мельников

Клуб им. Русакова, арх. К. Мельников

Слайд 25

Промышленные постройки Принципы архитектуры конструктивизма (рациональная планировка, эстетическое осмысление конструкций, широкое

Промышленные постройки

Принципы архитектуры конструктивизма (рациональная планировка, эстетическое осмысление конструкций, широкое использование

железобетона и удешевленных материалов) ярко проявились и в промышленных постройках.
Здание Днепрогэса в Запорожье (1929-1932, арх. В. Веснин и др.) – сооружение мирового уровня
Слайд 26

Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина, ДнепроГЭС

Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина, ДнепроГЭС

Слайд 27

Изменения 1930-х Изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Функционализм мало пригоден при

Изменения 1930-х

Изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Функционализм мало пригоден при возведении

уникальных крупных общественных зданий.
Конструктивизм перетекает в постконструктивизм, а затем сменяется «сталинским ампиром» («советским ампиром»), иногда характеризуемым как парадно-монументальный стиль.
Слайд 28

1930-е гг. Для отражения побед молодого социалистического государства наиболее подходит архитектурная

1930-е гг.

Для отражения побед молодого социалистического государства наиболее подходит архитектурная традиция

неоклассицизма.
Лучшие образцы сталинского ампира копировали предреволюционный неоклассицизм в технологиях, материалах, декоре, отличались меньшей пышностью и монументальностью, все же использовали такие элементы классического наследия как колонны, арки, фронтоны, пилястры, карнизы и др.
Слайд 29

Отличительные черты стиля: Отличительные черты стиля: Ансамблевая застройка улиц и площадей;

Отличительные черты стиля:

Отличительные черты стиля:
Ансамблевая застройка улиц и площадей;
Синтез архитектуры,

скульптуры и живописи;
Разработка традиций русского неоклассицизма;
Использование архитектурных ордеров;
Слайд 30

Отличительные черты стиля: Барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся; оптимистический

Отличительные черты стиля:

Барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся;
оптимистический настрой

всего произведения;
использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.
Слайд 31

1930-е гг. Во многом схожесть средств архитектурного языка определялась схожестью целей.

1930-е гг.

Во многом схожесть средств архитектурного языка определялась схожестью целей. И

в том и в другом случае архитектура была призвана показать весомость и значимость государственной власти и ее институтов.
В своем тяготении к историзму советская архитектура 1930-х гг. была не одинока. Тенденции историзма были почти столь же сильны во Франции, Англии, США. При этом в советской архитектуре стремление к историзму было результатом внутрикультурных процессов.
Слайд 32

1930-е гг. Традиционность архитектурного языка, тяготевшая к наследию классицизма принята как

1930-е гг.

Традиционность архитектурного языка, тяготевшая к наследию классицизма принята как условие

сохранения контекста.
Но унаследованы идеи, предложенные конструктивизмом (функциональное зонирование территории города, подчинение ее структуры сети коммуникаций).
Городские комплексы формировались вокруг замкнутых пространств. Жестко подчеркивались принципы симметрии и геометрической правильности.
Слайд 33

1930-е гг. В этот период востребованным оказалось творчество московского архитектора И.В.

1930-е гг.

В этот период востребованным оказалось творчество московского архитектора И.В. Жолтовского

и представителя петербургской школы И.А. Фомина.
Построены такие известные произведения как Мавзолей В.И. Ленина (1924, архитектор А.В. Щусев); гостиница «Москва» (1938, А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Страпан), Государственная библиотека им. В.И. Ленина (1941, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх) и др.
Слайд 34

Мавзолей Ленина, арх. А.В. Щусев

Мавзолей Ленина, арх. А.В. Щусев

Слайд 35

Здание гостиницы «Москва», арх. А.В. Щусева

Здание гостиницы «Москва», арх. А.В. Щусева

Слайд 36

Здание гостиницы «Москва», арх. А.В. Щусева

Здание гостиницы «Москва», арх. А.В. Щусева

Слайд 37

Здание библиотеки Ленина, арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх

Здание библиотеки Ленина, арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх

Слайд 38

Здание библиотеки Ленина, арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх

Здание библиотеки Ленина, арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх