Батик. Происхождение

Содержание

Слайд 2

Батик. Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

Батик.

Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

Слайд 3

Происхождение. Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского

Происхождение.
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска»[2]. Membatik — рисовать,

покрывать каплями, штриховатьткани.
Слайд 4

Географический ареал. Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих

Географический ареал.
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На

ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Слайд 5

Технология. Существуют несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Технология.

Существуют несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются

способом резервирования ткани.
Слайд 6

Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск

Горячий батик.

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с

помощью специального инструмента называемого чантингом[ Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Слайд 7

Холодный батик. Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется

Холодный батик.

Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при

нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани.. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал.. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
Слайд 8

Свободная роспись. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических

Свободная роспись.

Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон

производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Слайд 9

Техника Сибори. «Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также

Техника Сибори.

  «Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём

перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Слайд 10

Техника Бандан. Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов —

Техника Бандан.

Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов — техника «планги» —

был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.