Казахская национальная одежда

Содержание

Слайд 2

... Мужской костюм Классический мужской костюм представлял собой комплект, состоящий из

...

Мужской костюм
Классический мужской костюм представлял собой комплект, состоящий из нескольких изделий.

Чаще всего в него входили штаны-шаровары, просторная рубашка, халат, головной убор и обувь. При выборе верхней одежды бедные мужчины отдавали предпочтение платью в форме халата, более состоятельные – камзолам, изготовленным из парчи или других дорогих материалов.

Женский костюм
При пошиве женского костюма основной упор делался на удобство и простоту, так как казашки также кочевали верхом, как и представители сильного пола. Постепенно костюм девушки становился более изысканным – он состоял из платья или камзола с длинной расклешенной юбкой. В холодную пору года женщины носили халат из шерсти или меховую шубу. Образ дополнял высокий головной убор, украшенный меховой оторочкой или пухом цапли, лебедя или гагары. Женщины, как и мужчины, в обязательном порядке щедро украшали себя ювелирными украшениями. Они отличались в зависимости от территориальной принадлежности, возраста, ранга, состояния и семейного положения человека.

Слайд 3

….

….

Слайд 4

Традиционная пища казахов Основные блюда являются мясными. Среди них особое место

Традиционная пища казахов

    Основные блюда являются мясными. Среди них особое место занимает

наиболее распространенное блюдо именуемое в казахском языке ет, что означает в переводе собственно мясо. Русские наименования блюда — мясо по-казахски, бешбармак (адаптация к казахскому языку — бесбармақ). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца, кишок и т. п. с картофелем), бұқтырма, кеспе (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом), «сірне» (приготовленная либо в казане, жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса), нарын (суп из мясного бульона и теста от бесбармака или домашней лапши). Пирожки городов и караван-сараев шёлкового пути — самса, как широко распространенные треугольные, так и жареные бюйреки «почки»(они же на юге бюктеме). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы: казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык, а также особенная часть конины — жал. В кухне также используется вяленое и копченое мясо, по понятным причинам это распространено в сельской местности. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у кочевников фаршированный желудок, запекаемый в золе или закопанный под костром на пастбище в степи (чем-то похож на хаггис), но сейчас данное блюдо является редкостью среди оседлого населения, его чаще готовят живущие в степи вместе со своим скотом.
Из рыбных блюд наиболее известен «коктал», который готовится из крупной рыбы (3-5 кг) с овощами путём горячего копчения в коктальнице.
Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина (каз. төрт түлік мал — «четыре вида скота»). Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала, рек Сырдарья, Урал, Иртыш и других водоемов. В связи с кочевым образом жизни птицу не разводили, она присутствовала лишь в качестве дичи у охотников. Свинина не используется вообще, так как ислам не допускает её потребления.
Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (взбродившее кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), айран (вид кефира), каймак (сметана), килегей (сливки), сары-май (подсоленое сливочное масло), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (твердый солёный, сладкий или кислый творог или солёный сыр), иримшик (твёрдый сыр из овечьего молока), уыз (варёное молозиво, похожее на мягкий сладкий творог), шалап (смесь воды с айраном), коже (разбавленный айран в котором отварили злаки) и др.
Одним из традиционных молочных блюд является аклак. Цельное коровье молоко сгущают простоквашей из овечьего молока. После кипячения образовавшуюся жидкость сливают. В готовый аклак добавляют кипячёное молоко, сливочное масло.
Слайд 5

... Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жаренные в кипящем масле

...

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жаренные в кипящем масле в

казане круглые или квадратные кусочки теста, тандырные лепешки — печённые на внутренней стороне тандырной печи и шельпек — лепешки которые жарятся в кипящем масле. Наиболее распространёнными являются баурсаки и шельпеки, так как они легко готовятся в походных условиях — в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, несомненно являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный хлеб требует тандырных печей и пекли его в основном в оседлых местах (города на Великом Шёлковом Пути, некоторых зимних стойбищах с пастбищами (кыстау — зимовья), сейчас более распространено в сельской местности. 
К известным сладостям, помимо шек-шека, относится полузабытый «шертпек» — это смесь меда и конского жира от «казы», в основном было на дастархане у казахских баев. Можно также перечислить: «талкан» (национальное казахское блюдо, относится к закускам, готовится из прожаренной, хорошо высушенной, растолченной пшеницы. Употребляется с холодным или горячим молоком, или горячим чаем. Часто перед употреблением смешивается с сахаром.
Из напитков основным является чай. Любой дастархан начинается и заканчивается чаепитием. Причём чай по-казахски — это крепкий чай со сливками или молоком
Слайд 6

...

...

Слайд 7

Казахские войлочные ковры Внешние «стены» юрты - это чехол из войлока,

Казахские войлочные ковры

Внешние «стены» юрты - это чехол из войлока, перетянутый

лентами - бау. Внутренние «стены», пол юрты - это разнообразные ковры из войлока, ворсовые и безворсовые ковры, циновки из степного тростника - чия.
Переход от стен к куполу обозначен фризообразнорасположенной тканой лентой - баскуром. С купольного свода(шанрака) свешиваются тканые бау, нарядные жельбау с разноцветными гроздьями кистей. Даже детали каркаса крепятся арканами и цветными полосами. И всё это выполнено руками народных мастериц (шебер). 
Глубоким уважением пользуются в народе лучшие ткачихи, воспроизводящие на ковре любой узор. Национальные традиции ковроткачества до сих пор хранят и продолжают народные мастерицы. Их изделия поражают нас тонким колористическим чутьём, свободной импровизацией традиционных орнаментальных мотивов.
Порой они не броски, но именно в этой неброскости есть своя внутренняя тонкость, большое благородство и сдержанная значительность. Разнообразие технических приёмов обусловило особую фактурность и живописность казахского народного ткачества; виды тканья, как и орнамент, характеризуют особенности ткачества, присущие различным районам Казахстана.
Повсеместно распространено ткачество в технике «терме». В этой технике в основном ткут бау и баскуры, которые отличаются значительной плотностью и рельефной фактурой.
Их используют для крепления и украшения юрты. Особенно великолепны кызыл баскур, так называют его в народе за глубокий красный фон, по которому упругой динамичной полосой, скомпонован чёткий меандровый узор коричневого цвета. Переплетения нитей контрастных цветов на этих изделиях создают глубокое взаимопроникновение узора и фона, расположенных на разных уровнях. Баскуры, сшитые вместе рядами, образуют красочные паласы - терме алаша.
Их используют для крепления и украшения юрты. Особенно великолепны кызыл баскур, так называют его в народе за глубокий красный фон, по которому упругой динамичной полосой, скомпонован чёткий меандровый узор коричневого цвета. Переплетения нитей контрастных цветов на этих изделиях создают глубокое взаимопроникновение узора и фона, расположенных на разных уровнях. Баскуры, сшитые вместе рядами, образуют красочные паласы - терме алаша.
Слайд 8

... Особо ценятся в народе встречаемые на западе и юге Казахстана

...

Особо ценятся в народе встречаемые на западе и юге Казахстана большие

нарядные безворсовые ковры - араби килем, вытканные в технике «кежим теру» или «бухар теру». Основной композиционный приём, применяемый мастерицами на этих коврах, - чередование узорных и одноцветныхполос в различных сочетаниях. Широкие одноцветные полосы перемежаются с узкими орнаментированными, а широкие узорные - разделяются узкими одноцветными.
Излюбленные орнаментальные мотивы, используемые мастерицами, это двусторонние завитки - кошкар муйиз, ромбы с отростками, ступенчатые ромбы, ромбовидные розетки, треугольники, прямоугольники с отростками, зигзаги.
С большой фантазией комбинируют ткачихи элементы узора. Под их руками оживает неповторимая импровизированная композиция. Коричневый узор с дополнением нитей белого, жёлтого, зелёного цветов легко читается на ярко-красном, терракотовом или чёрном фоне. Масштабность араби килем, раппортная композиция, геометризированный орнамент придают ковру своеобразную строгость и монументальность.
Слайд 9

Казахские женские украшения Казахские ювелирные украшения - это традиционные массивные изделия

Казахские женские украшения

Казахские ювелирные украшения - это традиционные массивные изделия из

серебра и натуральных камней: аметист, яшма, бирюза, халцедон, все виды кварца. Национальные ювелирные украшения казахов сегодня - это все те же натуральные камни в оформлении благородных металлов. Ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. В жизни казахской женщины ювелирные украшения играли существенную роль. В них воплощалось вечное тяготение человека к прекрасному, надежда на счастье, вера в чудодейственные силы природы, способные защитить от недугов, бед и зла. Именно поэтому от самого рождения до смерти казашки носили те или иные виды украшений, соответствовавшие их возрасту и социальному положению. Первые украшения в виде различных оберегов надевали на девочку в новорожденном возрасте. Конечно, в это время они не несли в себе эстетической функции, но, по истечению немногих лет, например, коготь птицы или степного зверя, оправленный в серебро, часто с зернью и вставками сердолика, подвязывавшийся к ножке или ручке ребенка, перешивали на шапочку (такия), и тогда этот оберег был одним из первых украшений будущей женщины. Важное значение амулетов в детском и девичьем возрасте казашек по-видимому, объясняется достаточно сложными условиями кочевого быта, частыми эпидемиями и очень высокой детской смертностью, отмечавшейся в Казахстане в 19-20 веках. Но вместе с тем с раннего возраста девочки носили и простые неширокие браслеты с несложным чеканным узором, а уже в 2-3 года им прокалывали уши для простейших раковинных или перламутровых серег (тана). Эти браслеты и серьги имели не только магическое, но и декоративное значение. Позже через несколько лет тана сменяли массивные серебряные серьги с множеством подвесок и вставок цветных камней. По достижению 10-12 лет по праздникам девочка надевала полный девичий набор ювелирных украшений. Большинство этих украшений впоследствии входили в ее свадебный наряд. Комплекс девичьих украшений был одним из самых полных и нарядных, носимых женщинами различных возрастов. По пышности и количественному составу он уступал только ювелирному набору невесты. Из своих детских украшений казахские девушки носили различные амулеты. В Западном Казахстане они имели вид изящной нагрудной подвески треугольной формы - тумарша, декор которой образовывался из сочетания позолоты, зерни, накладной скани и вставок камней.
Слайд 10

.. Именно девичьему возрасту, когда допускалось хождение с непокрытой головой, соответствовал

..

Именно девичьему возрасту, когда допускалось хождение с непокрытой головой, соответствовал наиболее

распространенный вид накосных украшений - шолпа - ажурная подвеска с многочисленными бляшками или монетами. Замужние женщины носили шолпы только в первый год семейной жизни, а позже вплетали в косы нити кораллов или цветные шнурки и тряпочки. Другим украшением кос были шишбау - богато унизанные украшениями ленты, в декорировке которых казахские зергеры также применяли самые разнообразные ювелирные техники. Шишбау крепились у основания кос и спускались по всей длине волос, подчеркивая их красоту и густоту.
Постоянно носимым украшением являлись серьги. Существует множество типов и вариантов серег. Широко распространены орнаментальные плоские серьги различных форм. Очень популярны серьги - лунницы ай сырга, иногда с вырезной звездой с внутренней стороны. Своеобразны проволочные серьги различной сложной конфигурации шыгыршык сырга. Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют вставные камни - козди тасты сырга.
В торжественных случаях надевали височники шекелик, суыршпа, крепящиеся за петли головного убора, или за волосы у виска. Височники главным образом многочастны, иногда с подвесками на длинных цепочках. Лаконичны плоские височники треугольной, лепестковидной, пиковидной и других форм, декорирующиеся разными приемами.