Архитектура классицизма в России

Содержание

Слайд 2

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ КЛАССИЦИЗМА: Ориентация на лучшие достижения античной культуры –

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ КЛАССИЦИЗМА:

Ориентация на лучшие достижения античной культуры – греческую

ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу.
Господство простых и ясных форм.
Спокойная гармония пропорций
Предпочтение отдается прямым линиям.
Простота и благородство отделки.
Практичность и целесообразность.
Слайд 3

РАЗВИТИЕ КЛАССИЦИЗМА В РОССИИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЭТАПЫ: Ранний «Екатерининский» классицизм

РАЗВИТИЕ КЛАССИЦИЗМА В РОССИИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЭТАПЫ:

Ранний «Екатерининский» классицизм (1762

- 1780 гг)
Строгий классицизм (1780 – 1800гг.)
Александровский классицизм (ампир) (1800 – 1812 гг.)
Слайд 4

Василий Иванович Баженов (1738-1799). Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог,

Василий Иванович Баженов
(1738-1799).
Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель

классицизма.
Член Российской академии

РУССКИЕ АРХИТЕКТОРЫ КЛАССИЦИЗМА

Слайд 5

Проект Большого Кремлевского дворца в Москве (остались только чертежи)

Проект Большого Кремлевского дворца в Москве
(остались только чертежи) 

Слайд 6

ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ В ЦАРИЦЫНО. 1775 – 1785 ГГ. МОСКВА – «НЕЖНАЯ ГОТИКА».

ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ В ЦАРИЦЫНО. 1775 – 1785 ГГ. МОСКВА – «НЕЖНАЯ

ГОТИКА».
Слайд 7

Это или что-либо другое стало причиной недовольства императрицы, но, посетив строительство,

Это или что-либо другое стало причиной недовольства императрицы, но, посетив строительство,

Екатерина спросила: «Что это: дворец или тюрьма?

В Царицинском комплексе немало загадок, связанных в первую очередь с масонской символикой, которая обильно украшает стены зданий.

Слайд 8

ДОМ ПАШКОВА. 1784 – 1788 ГГ. МОСКВА. ОДНО ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ

ДОМ ПАШКОВА. 1784 – 1788 ГГ. МОСКВА. ОДНО ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ

КЛАССИЦИСТИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ МОСКВЫ, НЫНЕ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
Слайд 9

БЕЛЬВЕДЕР — (ИТАЛ. BELVEDERE, БУКВ, ПРЕКРАСНЫЙ ВИД), НАДСТРОЙКА НАД ЗДАНИЕМ (ОБЫЧНО

БЕЛЬВЕДЕР — (ИТАЛ. BELVEDERE, БУКВ, ПРЕКРАСНЫЙ ВИД), НАДСТРОЙКА НАД ЗДАНИЕМ (ОБЫЧНО

КРУГЛАЯ В ПЛАНЕ); ПАВИЛЬОН, БЕСЕДКА НА ВОЗВЫШЕННОМ МЕСТЕ; НАЗВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ДВОРЦОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЖИВОПИСНОМ ПРИРОДНОМ ОКРУЖЕНИИ
Слайд 10

Дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве

Дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве

Слайд 11

Матвей Федорович Казаков (1738— 1812) — московский архитектор, который в годы

Матвей Федорович Казаков
(1738— 1812) — московский архитектор, который в годы правления

Екатерины II перестроил центр Москвы.
Слайд 12

ЗДАНИЕ СЕНАТА В КРЕМЛЕ. 1783 Г.

ЗДАНИЕ СЕНАТА В КРЕМЛЕ. 1783 Г.

Слайд 13

Слайд 14

Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре –

Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре –

24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.
Слайд 15

ПЕТРОВСКИЙ ДВОРЕЦ. 1775 – 1782 Г. МОСКВА.

ПЕТРОВСКИЙ ДВОРЕЦ. 1775 – 1782 Г. МОСКВА.

Слайд 16

ДВОРЕЦ ТАКЖЕ НАЗЫВАЛИ ПОДЪЕЗДНЫМ. ВЫСТРОЕН ОН БЫЛ В ПАМЯТЬ О ПОБЕДЕ

ДВОРЕЦ ТАКЖЕ НАЗЫВАЛИ ПОДЪЕЗДНЫМ. ВЫСТРОЕН ОН БЫЛ В ПАМЯТЬ О ПОБЕДЕ

В РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1768-1774 ГОДОВ. СЕЙЧАС- ДОМ ПРИЕМОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
Слайд 17

Жан-Бати́ст-Мише́ль Валле́н-Деламонт 1729-1800 французский архитектор, первый в России профессор архитектуры.

Жан-Бати́ст-Мише́ль
Валле́н-Деламонт 
1729-1800
французский архитектор, первый в России профессор архитектуры.

Слайд 18

Совместно с А. Ф. Кокориновым - здание Академии Художеств

Совместно с А. Ф. Кокориновым - здание Академии Художеств

Слайд 19

Большой Гостиный двор (1761—1785)

Большой Гостиный двор (1761—1785)

Слайд 20

Католическая церковь Святой Екатерины

Католическая церковь Святой Екатерины

Слайд 21

Дворец Юсуповых на Мойке

Дворец Юсуповых на Мойке

Слайд 22

Дворец Разумовского (наб. р. Мойки, 48)

Дворец Разумовского (наб. р. Мойки, 48)

Слайд 23

Малый Эрмитаж (1766—1769 совместно с Ю. М. Фельтеном)

Малый Эрмитаж (1766—1769 совместно с Ю. М. Фельтеном)

Слайд 24

Ива́н Его́рович Старо́в 1745—1808, русский архитектор

Ива́н Его́рович Старо́в
1745—1808,
русский архитектор

Слайд 25

Таврический дворец на Шпалерной улице

Таврический дворец на Шпалерной улице

Слайд 26

Таврический дворец – образец геометризма классицистических форм строгий фронтон портик ротонда

Таврический дворец –
образец геометризма классицистических форм

строгий
фронтон

портик

ротонда

гармония
вертикалей и
горизонталей

Элементы классицизма:

Слайд 27

Собор святой Троицы в Александро-Невской лавре

Собор святой Троицы в Александро-Невской лавре

Слайд 28

Примером строгого классицизма может служить Академия наук , выстроенная на Университетской

Примером строгого классицизма может служить Академия наук , выстроенная на Университетской

набережной в Санкт-Петербурге по проекту Джакомо Кваренги в 1783 – 1789 гг.

ВТОРОЙ ПЕРИОД КЛАССИЦИЗМА ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ «СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ».

Слайд 29

ДЖАКОМО КВАРЕНГИ 1744-1817 В январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург

ДЖАКОМО КВАРЕНГИ 1744-1817

В январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по

приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества».
Слайд 30

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Слайд 31

Александровский дворец в Царском Селе

Александровский дворец в Царском Селе

Слайд 32

Смольный институт

Смольный институт

Слайд 33

Дворец Юсуповых на Садовой улице

Дворец Юсуповых на Садовой улице

Слайд 34

КОННОГВАРДЕЙСКИЙ МАНЕЖ

КОННОГВАРДЕЙСКИЙ МАНЕЖ

Слайд 35

Государственный ассигнационный банк. Вход в здание банка со стороны Банковского моста

Государственный ассигнационный банк.
Вход в здание банка со стороны Банковского моста

Слайд 36

Нарвские триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из

Нарвские триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из

Европы в 1814 на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Срок возведения один месяц
Слайд 37

Триумфальные ворота построены в 1827—1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С. С.

Триумфальные ворота построены в 1827—1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С. С.

Пименов, В. И. Демут-Малиновский П. К. Клодт (первая серьёзная работа) в память о героях Отечественной войны 1812 года. Высота более 30 м, ширина 28 м, ширина пролёта более 8 м, высота пролёта 15 м
Слайд 38

АНТОНИО РИНАЛЬДИ 1709-1794 В Петербурге Ринальди работал с 1754 года, в 1756—1790 годах придворный архитектор

АНТОНИО РИНАЛЬДИ 1709-1794

В Петербурге Ринальди работал с 1754 года, в 1756—1790 годах

придворный архитектор
Слайд 39

БОЛЬШОЙ ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ

БОЛЬШОЙ ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ

Слайд 40

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ

Слайд 41

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР В КИНГИСЕППЕ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР В КИНГИСЕППЕ

Слайд 42

ВИНЧЕНЦО БРЕННА В 1781 флорентиец Бренна познакомился с цесаревичем Павлом, путешествовавшим

ВИНЧЕНЦО БРЕННА

В 1781 флорентиец Бренна познакомился с цесаревичем Павлом, путешествовавшим вместе

с женой по Европе под именем графа и графини Норд («Северных»). Павел пригласил Бренна для декорирования дворца в Павловске; архитектор по его приглашению прибыл в Россию в 1783 году.
Слайд 43

Слайд 44

По некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить Павлу

По некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить Павлу

столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов.
Слайд 45

ЧАРЛЬЗ КАМЕРОН В 1779 году он английский архитектор был приглашен в Россию Екатериной.

ЧАРЛЬЗ КАМЕРОН

В 1779 году он английский архитектор был приглашен в Россию

Екатериной.
Слайд 46

В Царском Селе к уже созданному Растрелли дворцу он добавляет комплекс

В Царском Селе к уже созданному Растрелли дворцу он добавляет комплекс

из так называемой Камероновой галереи, Агатовых комнат, висячего сада, к которому ведет специальный пандус большой длинны
Слайд 47

АНСАМБЛЬ ПАВЛОВСКОГО ДВОРЦА

АНСАМБЛЬ ПАВЛОВСКОГО ДВОРЦА

Слайд 48

Софийский (Вознесенский) собор в Пушкине

Софийский (Вознесенский) собор в Пушкине

Слайд 49

АРХИТЕКТУРА АЛЕКСАНДРОВСКОГО КЛАССИЦИЗМА - ЭПОХА ПОЗДНЕГО КЛАССИЦИЗМА И ЕГО РАСЦВЕТ Третий

АРХИТЕКТУРА АЛЕКСАНДРОВСКОГО КЛАССИЦИЗМА - ЭПОХА ПОЗДНЕГО КЛАССИЦИЗМА И ЕГО РАСЦВЕТ

Третий период

развития классицизма в России по аналогии с французским имперским стилем Наполеона называют «Русским ампиром».
Слайд 50

ЖАН ФРАНСУА ТОМА ДЕ ТОМОН 1760-1813

ЖАН ФРАНСУА ТОМА ДЕ ТОМОН 1760-1813

Слайд 51

Слайд 52

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов. [выходец из бедных

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов. [выходец из бедных

крестьян Вологодской губернии.
Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом. Открытие состоялось в 1815 г. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.

У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые якобы аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции

Слайд 53

Мавзолей Павлу 1 в Павловске с надписью «супругу-благодетелю» на фронтоне

Мавзолей Павлу 1 в Павловске
с надписью «супругу-благодетелю» на фронтоне

Слайд 54

Карл Иванович Росси (1775—1849) российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий

Карл Иванович Росси
(1775—1849)
российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и

архитектурных ансамблей в
Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Слайд 55

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ. 1817-1825ГГ. РУССКИЙ МУЗЕЙ

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ. 1817-1825ГГ. РУССКИЙ МУЗЕЙ

Слайд 56

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР. 1832 Г.

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР. 1832 Г.

Слайд 57

УЛИЦА ЗОДЧЕГО РОССИ

УЛИЦА ЗОДЧЕГО РОССИ

Слайд 58

ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА. 1819-1829ГГ.

ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА. 1819-1829ГГ.

Слайд 59

ансамблевость, масштабность торжественный ордер триумфальная арка рельефы на фризе подражание древнеримской

ансамблевость, масштабность

торжественный
ордер

триумфальная
арка

рельефы
на фризе

подражание
древнеримской
скульптуре

Элементы ампира

атрибуты
воинской
славы

Слайд 60

Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н (1786—1858) На русский манер называли

Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н
(1786—1858)
На русский манер называли

Август Августович Монферран
и
Август Антонович Монферран.
Слайд 61

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА. ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ. 1834Г.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА. ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ. 1834Г.

Слайд 62

« АЛЕКСАНДРУ I БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ», ПОД НИМИ ДОСПЕХИ РУССКИХ ВИТЯЗЕЙ, ПО

« АЛЕКСАНДРУ I БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ», ПОД НИМИ ДОСПЕХИ РУССКИХ ВИТЯЗЕЙ, ПО

ОБЕИМ СТОРОНАМ ОТ ДОСПЕХОВ — ФИГУРЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ РЕКИ ВИСЛУ И НЕМАН
Слайд 63

Ангел на Александровской колонне.

Ангел
на Александровской колонне.

Слайд 64

ИСАА́КИЕВСКИЙ СОБО́Р. 1818-1858

ИСАА́КИЕВСКИЙ СОБО́Р. 1818-1858

Слайд 65

Андре́й Ники́форович Ворони́хин 1759—1814 Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один

Андре́й Ники́форович Ворони́хин
1759—1814
Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из

основоположников русского ампира.
Родился в семье крепостных в имении графа Строганова.
Слайд 66

Собор Казанской иконы Божией Матери В 1813 году здесь был похоронен

Собор Казанской иконы Божией Матери

В 1813 году здесь был похоронен

полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
Слайд 67

Горное училище (Горный университет)

Горное училище (Горный университет)

Слайд 68

АНДРЕЯ́Н (АДРИА́Н) ДМИ́ТРИЕВИЧ ЗАХА́РОВ 1761 —1811 Русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства.

АНДРЕЯ́Н (АДРИА́Н) ДМИ́ТРИЕВИЧ ЗАХА́РОВ 1761 —1811

Русский архитектор, представитель стиля ампир.

Создатель комплекса зданий Адмиралтейства.
Слайд 69

Слайд 70

ГОРБАТЫЙ МОСТИК В ГАТЧИНЕ

ГОРБАТЫЙ МОСТИК В ГАТЧИНЕ

Слайд 71

Интерьеры классицизма – лаконичность и торжественность Тонкая прорисовка деталей Гармония пропорций Композиционное совершенство

Интерьеры классицизма –
лаконичность и торжественность

Тонкая прорисовка деталей

Гармония
пропорций

Композиционное
совершенство