билибин

Содержание

Слайд 2

По поручению Русского музея в 1899 году Билибин объехал несколько губерний,

По поручению Русского музея в 1899 году Билибин объехал несколько губерний, где собрал

коллекцию предметов крестьянского быта. В поездках иллюстратор не расставался с бумагой и карандашом. Рисовал и фотографировал деревянные строения, одежду, изучал орнаменты и писал теоретические статьи. Иван Яковлевич трудился по 10−12 часов день. Художник не раз участвовал в археологических экспедициях по Русскому Северу, делал зарисовки деревянных изб и храмов, костюмов, вышивок, утвари, собирал иконы, лубки и пряничные доски, знал немало народных песен и частушек. Недаром авторитетный художественный критик Серебряного века Александр Бенуа, отмечая природный талант Билибина, замечал: «Его упорное изучение народных мотивов дает ему здоровую пищу: в то же время развивается в нем его красочность и воспитывается его техника».
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять

И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять

иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
Слайд 7

Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной

Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной

линией, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением

Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением

Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи.
Слайд 15

Орнаменты

Орнаменты

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Истоки творчества

Истоки
творчества

Слайд 19

Уильям Морис

Уильям Морис

Слайд 20

Модерн

Модерн

Слайд 21

Слайд 22

Иконописные мотивы

Иконописные мотивы

Слайд 23

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав

на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "Иван - железная рука".
Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних

иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам : цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.
Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Краткая биография. 4 (16) августа 1876 г. в посёлке Тарховка Санкт-Петербургской

Краткая биография. 4 (16) августа 1876 г. в посёлке Тарховка Санкт-Петербургской губернии в семье

военно-морского врача родился русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства» Иван Яковлевич Билибин.
В 1896 г. Иван Билибин окончил гимназию с серебряной медалью, а в 1900 г. — полный юридический курс Петербургского университета. С девятнадцати лет Билибин учился в школе Общества поощрения художеств, затем в Мюнхене в мастерской А. Ашбе, был учеником И. Е. Репина, под руководством которого окончил Высшее художественное училище Академии художеств.
Наибольшую известность Билибин получил как театральный художник и иллюстратор русских сказок. В едином, стилистически выверенном билибинском мире сказка сливается с образами русской старины и природы. Билибин широко использовал гравюру, лубок, был истинным знатоком русского костюма и изучал всё, что создаёт национальный колорит.
С 1907 г. и до революции 1917 г. Билибин преподавал графику в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915 г. он вместе со многими видными художниками — Виктором Васнецовым, Константином Маковским, Михаилом Нестеровым, Николаем Рерихом — принял участие в образовании Общества возрождения художественной Руси. Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении.
Сразу после революции Иван Билибин уехал в своё имение в Крым, а в 1920 г. из Новороссийска отплыл в Египет. В Каире художник изучал искусство Древнего Египта, выполнил эскизы фресок и панно в византийском стиле. В Каире Билибин активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружён иконостас этого храма.