Бурятские традиционные обряды и обычаи сохранения здоровья ребенка до года

Содержание

Слайд 2

Цель: Изучить бурятские традиционные обряды и обычаи сохранения здоровья ребенка до

Цель:
Изучить бурятские традиционные обряды и обычаи сохранения здоровья ребенка

до года, систематизировать все изученное и составить рекомендацию для молодого поколения.
Слайд 3

Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Исследовать обряды

Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Исследовать обряды и

обычаи, не изученные в литературе в ходе социологического опроса;
3. Сделать выводы и рекомендации.
Слайд 4

Гипотеза: Если мы исследуем традиционные обряд, связанные с рождением ребенка и

Гипотеза:
Если мы исследуем традиционные обряд, связанные с рождением ребенка и достижением

до года, то изученные материалы помогут молодым бурятским семьям, будущим родителям сохранить здоровье и уберечь от невзгод ребенка
Слайд 5

Объект исследования: Традиционные обряды и обычаи бурят.

Объект исследования:


Традиционные обряды и обычаи бурят.

Слайд 6

Предмет исследования: Литература и старожилы нашего села.

Предмет исследования:
Литература и старожилы нашего села.

Слайд 7

Методы: Теоретический, исследовательский, социологический опрос, аналитический.

Методы:
Теоретический, исследовательский, социологический опрос, аналитический.

Слайд 8

Дети в традиционной системе ценностей бурят занимали особое место и считались

Дети в традиционной системе ценностей бурят занимали особое место и считались

главным богатством человека, и чем много детей у семьи, тем счастливее были родители. Изучение этого комплекса культурных традиций жизнеобеспечения и воспитания детей у бурят показало, что они имели свои специфические черты, характеризующие общностью и стабильностью.
Слайд 9

Обряд- это символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке.

Обряд- это символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке.

Слайд 10

Боязнь потерять ребенка и чрезвычайная забота, с которой его окружали, выражались

Боязнь потерять ребенка и чрезвычайная забота, с которой его окружали, выражались

соблюдением всевозможных предохранительных мер, оберегов, магических церемоний и обрядов. В доме, где был новорожденный, в течение первого полугодия, а иногда до года не допускались посторонние, кроме ближайших родственников, чтобы уберечь ребенка от нечистой силы или дурного глаза.
Слайд 11

Обряды связанные с рождением ребенка изученные: Улгыдэ оруулха; Милаангууд(милаага, милаагад, милан); Уhэ хайшалха; Окуривание дома;

Обряды связанные с рождением ребенка изученные:
Улгыдэ оруулха;
Милаангууд(милаага, милаагад, милан);
Уhэ хайшалха;
Окуривание дома;

Слайд 12

Практическая часть Анализ социологического опроса Цель: изучение общественного мнения о традиционных

Практическая часть

Анализ социологического опроса
Цель: изучение общественного мнения о традиционных обрядах детей

от рождения до года в современном бурятском обществе.
Методика социологического опроса заключался в следующем: опрос проводился с помощью анкеты.
(в социальных сетях)
Слайд 13

В ходе социологического опроса было опрошено 174 респондентов. Из них: 76%-

В ходе социологического опроса было опрошено 174 респондентов. Из них:
76%- женщин
26%-мужчин
В

возрасте:
До 16 лет- 76
От 16 до 30 лет- 63
Слайд 14

Возраст респондентов Приложение 2.

Возраст респондентов

Приложение 2.

Слайд 15

Вывод: До 16 лет, это учащиеся ,не знающие об обрядах и

Вывод:

До 16 лет, это учащиеся ,не знающие об обрядах и традициях

своего народа. Именно по охране и защите новорожденных.

До 16 лет- 76 учащиеся

Слайд 16

Вывод: Данные респонденты закончившие школу , и у которых дома маленькие

Вывод: Данные респонденты закончившие школу , и у которых дома

маленькие дети, студенты, беременные и планирующие семьи. Опрос показал, что эти люди очень заинтересованы об обрядах и традициях сохранения здоровья ребенка.
Слайд 17

Вывод: Из этой категории опрошенных большинство знают и соблюдают обряды. Есть

Вывод: Из этой категории опрошенных большинство знают и соблюдают обряды. Есть

те, которые не соблюдают потому, что не знают как.
Слайд 18

Вывод: Наш опрос-анкетирование показал следующие результаты, что молодое поколение не проинформированы

Вывод:

Наш опрос-анкетирование показал следующие результаты, что молодое поколение не проинформированы о

традициях, об обрядах и предохранительных мерах защиты маленьких детей. В большей степени информацию знают и применяют в жизни- это поколение от 40 лет и выше потому, что они являются поколением времени многодетности, время, когда активно применялись традиционные обряды , где в семье передавали данную информацию из поколения в поколения. Огромной проблемой является, что нынешнее поколение практически утратили о таких ценностях нашей культуры. Стоит отметить, что они готовы и хотят знать о наших бурятских традициях, обычаях и обрядах, но в силу того, что данная тема не изучена и не найдешь в литературе, в интернете, люди просто забывают. Данной темой начинают интересоваться, когда в семье появляется маленький ребенок или у кого уже есть.
Молодое поколение показали малый объем знаний по данным вопросам. Оказалось, что большинство из них просто не знает подобных традиций, обрядов- 25 %. 50% указали обычаи и традиции, которые соблюдаются у них в семье( адисаар утаха, аршаанаар угааха, нарай хуугэдэй хубсаhа бороо хараанай урта оруулха). Из этого можно сделать заключение, что знания молодых основываются на информации, полученной от родителей, которая является неполной. К сожалению, это говорит о культурной безграмотности учащихся, о слабом знании традиций, обычаев, обрядов нашего населения, отсутвствии воспитания нашей культуры на их примере. Положительно то, что у всех и у родителей, и учащихся, есть востребованность изучения традиций, обычаев и обрядов.
Слайд 19

Рекомендации Мать Буянай, олоной газарта ябахагуй, сээрлэхэ. Элдэб янзын, амтатай эдеэ

Рекомендации
Мать
Буянай, олоной газарта ябахагуй, сээрлэхэ.
Элдэб янзын, амтатай эдеэ эдихээ hанахадань

– эдюулхэ. Хухоо эрихэ. Гэнтэ hу угы болшоходоо болохо.
Ангай мяха эдихэгуй.
Оедол хэжэ, гурэжэ, ооhороор болохогуйаа. Хуугэн хуйhэндоо ореолдошоходоо болохо.
Турэхэ дутэлоод байхадаа зуудхэл, уhэео задалаад турэхэ. Тургэн байха.
Нарайлаад хуйтэн юумэндэ бэеэ ба гараа хургэдэггуй.
Нарайлаад байхадаа гэрэйнгээ удэндэ хуhан тулеэ табяадаг байдаг. Hогтуу галзууд хун зон орохогуйень.
Слайд 20

Нарайлхаа, хээлитэй байхадаа уhэео хайшалжа болохогуй. Заяаша гомдохогуй. Ехэ hутэй байбал,

Нарайлхаа, хээлитэй байхадаа уhэео хайшалжа болохогуй. Заяаша гомдохогуй.
Ехэ hутэй байбал, hааhан

hуео харанхы, сэбэр, наранай ба hарын элшэ туяада дайрагдахагуй.
Нохой ба миисгэй гэрэй амитанда hунhоо угэжэ болохогуй.
Зангилаа уяхань, нооhо ээрэнь хоригдодог hэн.
бшуу.
Слайд 21

Нарайлха эхэнэр газарта хэбтэhэн ооhор дээгуур алхажа гарадаггуй, ухибууниинь турэхэ уедоо

Нарайлха эхэнэр газарта хэбтэhэн ооhор дээгуур алхажа гарадаггуй, ухибууниинь турэхэ уедоо

хуйhэндоо ореолдожо болохо гэхэ урдын заншал hэргым.
Хээлитэй эхэнэрнууд ухэр мал, амита сохихоео, удьхэлхэеэ сээрлэхэ еhотой.
Эхэнэрэй нарайлхын уедэ гэрэй болон хорео хаамагуудай суурга шэбхэнууд бугэдэ нээлтэтэй байха еhотой байгаа. Энэ уйлэ ухибуунэй гараха харгы сулоолhэн удхатай.
Убгэ эсэгэнэр ухибуунэй мундэлхэ уедэ гэрэй гуламтада заабол гал залирангуй носожо байха еhотой гэhэн заншал наринаар сахидаг hэн.
Г алай дулэн муу заянhаа, бузур буртагhаа аршал хаhаа гадна,хусэ шадал нэмээдэг гэжэ манай элинсуугэдэй hургаалнууд соо хэлэгдэдэг.
Нарай бэетэй, эхэ ухибуун хоерой байhан гэрэй гуламтада гурбан суудхын туршада заабол гал таhалдангуй бадаржа байха еhотой гэжэ хэлэгдэнэ.
Галай шэдитэ дулэнууд эхэ ухибуун хоерой хажуудахи хамаг мууе усадхажа, аршалан хамгаалагша сахюусаниинь болодог байгаа.
Нарайтай айлда орожо болохогуй, тон дутэ турэл бэшэ hаа.
hартай болоо уды байхадань орожо гэртэнь болохогуй, мууе асархань магадгуй.
Хуугэ туруушоо харахадаа хооhон орожо болохогуй, бэлэгтэй байха еhотой юм.
Манай убгэ эсэгэнэр харгыда хээлитэй эхэнэртэй ушархадаа, урдуурынь хундэлэн гарадаггуй, харин хэды яарабашье тогтоод, унгэрхыень хулеэдэг байгаа. Юундэб гэхэдэ, эжын умай соо ерээдуйн ехэ гэгээн турэлтэн мундэлжэ байхадаа болохо
Слайд 22

Ребенок Хюмhа боро хараанда, удэшэ абажа болохогуй. Дээрhээнь хаража болохогуй. Шээhэтэй

Ребенок

Хюмhа боро хараанда, удэшэ абажа болохогуй.
Дээрhээнь хаража болохогуй.
Шээhэтэй hуури ба

хубсаhа галда хурэжэ болохогуй.
Хулэйн ула таалажа болохогуй.
Шэнэ хахараагуй хубсаhыень хаяжа болохогуй.
Шэнэ хубсаhатай болобол – гэрэйнгээ пеэшэндэ нара зуб утаха/ эрьюулхэ 3 дахин.
  Ухибуудые улуу магтаhан, hайхашааhан угэнуудые оло дахин дабтахаяа сээрлэдэг байhан. Тиибэл ада баришадай хорлолдо дайрагдажа болохо гэжэ хэлэгдэнэ
Слайд 23

Уhыень хайшалхадаа бэедэнь ото няагаад ябахадань hайн байха. Нюдэнэйнь няагаhатахадань hунэй

Уhыень хайшалхадаа бэедэнь ото няагаад ябахадань hайн байха.
Нюдэнэйнь няагаhатахадань hунэй дээжээр

эхын угаадаг.
Хуугэеэ угаахадаа оорын hу hаагаад hай hанаад уhан соонь хэхэ.
Тон туруушын уhыень нагаса абаниинь хайшалдаг hэн.
Туруушын алха хэхэдэнь урдуурынь хайшалдаг байhан. Арюун харгы.
Жэлтэй болоторынь уhыень хайшалдаг угы hэн.
3 хубууд,5 басагад – таhалжа болохогуй.
Hуурииень боро хараанай урда абаад байха.
Нарай хуугэдэй, хулоо щоройдо хургоо уды хуугэдэй хубсаhа.
Hуури угааhан уhыень боро хараан болоодуй байхадань адхаха.
Хугэнэй hартай болоодуй дээрэнь хун зондо харуулжа болохогуй.
.