Дагестан. Даргинцы

Содержание

Слайд 2

Даргинцы - коренное население Дагестана. Территория традиционного расселения даргинцев - горные


Даргинцы - коренное население Дагестана. Территория традиционного расселения даргинцев

- горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. Древнейший период истории даргинцев связан с общими для Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа хозяйственными, этническими, социальными процессами. Предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их от жителей «внешних, наружных» земель.

Общие сведения

Слайд 3

Музыкальная культура даргинцев отличается разнообразием. В частности, ладовым. Основными жанровыми народными


Музыкальная культура даргинцев отличается разнообразием. В частности, ладовым. Основными

жанровыми народными песнями являются песни-раздумья, песни-баллады. Кроме того, важное место в национальной музыке принадлежит мужским певческим традициям. Музыка даргинцев всегда носила фольклорный характер, была в стадии песенно-музыкального творчества.


Основными музыкальными инструментами даргинцев являлись следующие: -щипковые (чанг, чугун - типа мандолины); - смычковые (скрипка); - духовые (дудка, свирель, зурна); - ударные (барабан, бубен).

Культура

Слайд 4

Уклад жизни Даргинцы – патриархальный народ. Традиционно лидирующее положение в семье

Уклад жизни

Даргинцы – патриархальный народ. Традиционно лидирующее положение в семье занимают

мужчины и старшие. Жена полностью подчиняется мужу, дети – взрослым членам семьи. Уважение и почитание старших – фундамент этики даргинцев. Родители и другие предки занимают самые почетные места за столом, всегда говорят первыми, молодые в их присутствии обычно стоят и всегда должны уступать место.

Также среди обычаев даргинцев особое место занимает гостеприимство. Гость – очень важный человек в доме. Для него все самое лучшее: место за столом, еда, постель. Дарган считают гостеприимство – величайшей добродетелью. Принимать гостей и быть гостеприимным считается почетной обязанностью, которую с удовольствием выполнит любой даргинец.

Слайд 5

По традиции детям дают имена в честь умерших родственников и пророков.

По традиции детям дают имена в честь умерших родственников и пророков.

Каждый даргинец чтит родственные связи, старается не ударить в грязь лицом, не осрамить свою семью и старших. Детей с молодых лет воспитывают в традициях ислама с учетом национальных обычаев.
Свадебные традиции для большинства кавказских народностей. Обряды сватовства и получения согласия на женитьбу, обручение и пребывание невесты в «другом» доме, ввод новобрачной в общую комнату и первый выход к роднику за водой – все эти этапы создания новой семьи проходят и даргинские юноши, и девушки.

Быт, традиции и обычаи

Слайд 6

Воспитание Чтобы вырастить достойных членов общества, с самого раннего возраста ребенка

Воспитание

Чтобы вырастить достойных членов общества, с самого раннего возраста ребенка

приобщают к взрослым занятиям. Так, мальчики усваивают, что их призвание – быть воинами, а девочки на деле готовятся стать умелыми хозяйками и любящими матерями. И вполне закономерно, что важное место среди даргинских обычаев занимает празднование совершеннолетия. Юноша получает свой кинжал, а девушка – бабушкино «взрослое» украшение.

Дети в даргинских семьях – величайшая ценность. Имена детям принято давать в честь пророков или чтимых предков, уже умерших родственников или уважаемых в семье людей. И каждый знает, что он должен соответствовать данному при рождении имени. Характерное благопожелание даргинцев: «Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!»

Слайд 7

Наказания и нравоучения Кандидат исторических наук Майсарат Мусаева в своей книге

Наказания и нравоучения

Кандидат исторических наук Майсарат Мусаева в своей книге «Традиционные

обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей», изданной в Махачкале в 2006 году, написала о том, какие наказания применялись к непослушным детям. По утверждению автора, обычная для многих россиян родительская порка прямо противоречит традициям горского воспитания. Детей нельзя было не только бить, но и грубо обзывать, запирать в чуланах, лишать пищи и воды, заставлять заниматься непосильным трудом. Любые виды ограничений и наказания, связанные с унижением достоинства маленького человека, считались абсолютно неприемлемыми. Тем более нельзя причинять вред здоровью ребенка.

Если ребенок чего-то не понимал или в чем-то ошибался, его деликатно поправляли, обязательно поощряя за хорошие поступки или успехи в занятиях. В основе такой народной педагогики, по мнению М. Мусаевой, лежит безусловная любовь к детям.

Слайд 8

Современное воспитание Несмотря на то, что современная жизнь вносит свои коррективы

Современное воспитание

Несмотря на то, что современная жизнь вносит свои коррективы в

процесс воспитания юных дагестанцев, древние традиции по-прежнему соблюдаются большинством жителей этой республики. В горских селениях люди живут родовыми общинами, а семьи состоят не только из родителей и детей. Такой уклад предполагает объединение многочисленных родственников, которые вместе отмечают праздники, ведут хозяйство, соблюдают традиции.

Однако в Махачкале и других городах представители старшего поколения жалуются, что отдельные молодые люди обращаются к ним на «ты», не выказывают должного почтения, как в прошлые времена. Подростки позволяют себе употреблять жаргонные слова, рассказывать анекдоты в присутствии взрослых.

Слайд 9

Ремесла и промыслы Земледелие, скотоводство, обработка шерсти (сукно, паласы, вязаные изделия),

Ремесла и промыслы

Земледелие, скотоводство, обработка шерсти (сукно, паласы, вязаные изделия), кожи,

камня и дерева, гончарное дело.
Металлообработка: кузнечное, бронзолитейное, оружейное и ювелирное дело (знаменитые кубачинские ювелиры). Вышивка шелком, золотое шитье.
Один из уникальных видов искусства – шелковая вышивка, получившая название «кайтагской» по месту ее появления. Вышивка выполнялась натуральным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной ткани. Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью.