Древнерусская иконопись. Символика

Содержание

Слайд 2

Искусство древнерусской иконописи – уникальное явление в истории МХК. Берёт своё

Искусство древнерусской иконописи – уникальное явление в истории МХК.

Берёт своё начало

иконопись от византийской живописи. Следуя византийским канонам, русская икона создала свой особый способ отражения действительности.

Вспомним…

Слайд 3

Икона – «эйкон» (греч.) – образ, изображение. СЛОВАРЬ *Живописное или рельефное

Икона – «эйкон» (греч.) – образ, изображение.

СЛОВАРЬ

*Живописное или рельефное изображение божеств,

святых, религ. сюжетов и т. п., являющееся предметом религ. поклонения.
Иконопись
*вид живописи предназначенный для создания священных изображений— икон.
Слайд 4

ИКОНА ВДОХНОВЛЯЛА ВОИНОВ ПЕРЕД СРАЖЕНИЕМ, УКРАШАЛА КНЯЖЕСКИЕ ПАЛАТЫ И МАЛЕНЬКИЕ ЦЕРКВУШКИ.

ИКОНА ВДОХНОВЛЯЛА ВОИНОВ ПЕРЕД СРАЖЕНИЕМ, УКРАШАЛА КНЯЖЕСКИЕ ПАЛАТЫ И МАЛЕНЬКИЕ ЦЕРКВУШКИ.

Слайд 5

МИР ИКОНЫ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ НЕ СРАЗУ. В ДАЛЁКОМ ВРЕМЕНИ ИКОНА БЫЛА КНИГОЙ ДЛЯ НЕГРАМОТНЫХ.

МИР ИКОНЫ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ НЕ СРАЗУ. В ДАЛЁКОМ ВРЕМЕНИ ИКОНА БЫЛА

КНИГОЙ ДЛЯ НЕГРАМОТНЫХ.
Слайд 6

ЦВЕТ В ИКОНЕ Византийцы считали, что смысл любого искусства - в

 ЦВЕТ В ИКОНЕ

  Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте.


Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками.
У каждого цвета было свое место, свое значение
Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или тёмными, но всегда чистыми.
В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел своё значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ.
Слайд 7

ЦВЕТ НА ИКОНЕ СТРОГО СИМВОЛИЧЕН Золото- желтый цвет используется в христианской

ЦВЕТ НА ИКОНЕ СТРОГО СИМВОЛИЧЕН

Золото- желтый цвет используется в христианской

живописи как выражение божественного откровения. Золотое сияние воплощает вечный божественный свет.
Белый -  символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты
Святой Дух изображается в виде белого голубя.
 Белая лилия символизирует чистоту, она сопровождает изображения Девы Марии.
Слайд 8

Вишневый (пурпурный) –Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора

Вишневый (пурпурный) –Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора

на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной. 
Красный- Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии
Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа
Слайд 9

Зелёный- природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды,

Зелёный-  природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды,

вечного обновления. Зелёным цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.
Синий – это цвет небес, истины, смирения, бессмертия, целомудрия, благочестия, крещения, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости
Коричневый  - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти
Чёрный - В иконописи чёрным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны.
Слайд 10

СИМВОЛИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР круг (овал) – символ бесконечности и Божественного начала,

СИМВОЛИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

круг (овал) – символ бесконечности и Божественного начала,
четырехугольник

(ромб) – символ земного, человеческого начала, где дается изображение земной жизни Иисуса Христа либо Богородицы,
крест – символ мученической смерти
треугольник – символ Божественной Троицы
Слайд 11

строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери; высокий

строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
высокий лоб

– средоточие духовного начала;
сияющий нимб вокруг головы;
пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИКОН

Слайд 12

СИМВОЛИКА ПРЕДМЕТОВ И ЖИВОТНЫХ Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия

СИМВОЛИКА ПРЕДМЕТОВ И ЖИВОТНЫХ

Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в

иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы).
Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.
Слайд 13

Голубь в церковной символике – это символ Святого Духа. Часто изображается

Голубь в церковной символике – это символ Святого Духа.

Часто изображается не только на иконах («Крещение», «Троица» и др.), но и под куполом храма (Исаакиевский собор).
Слайд 14

Слайд 15

ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни

ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для

человека.
Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Слайд 16

СИМВОЛИКА АГНЦА С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ

СИМВОЛИКА АГНЦА

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ

Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).
Слайд 17

СИМВОЛИКА РЫБЫ В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших

СИМВОЛИКА РЫБЫ

В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших

рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).
Слайд 18

АНГЕЛ – СИМВОЛ ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ Евангелист Матфей, имевший также имя Левия

АНГЕЛ – СИМВОЛ ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ

Евангелист Матфей, имевший также имя Левия

— автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
Слайд 19

ЛЕВ – СИМВОЛ ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА Евангелист Марк — автор второго Евангелия,

ЛЕВ – СИМВОЛ ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА

Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного

со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
Слайд 20

ТЕЛЕЦ – СИМВОЛ ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ Лука — автор третьего Евангелия, по

ТЕЛЕЦ – СИМВОЛ ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

Лука — автор третьего Евангелия, по

роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
Слайд 21

ОРЁЛ – СИМВОЛ ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия,

ОРЁЛ – СИМВОЛ ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА

Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия,

возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения.