Этническая идентичность

Содержание

Слайд 2

Понятие и этапы развития этнической идентичности. Чтобы попытаться ответить на вопрос,

Понятие и этапы развития этнической идентичности. Чтобы попытаться ответить на вопрос, принадлежащими

к какому этносу могут воспринимать себя эти дети, и к какой группе их «приписывают» окружающие, необходимо проанализировать общие закономерности формирования этнической идентичности. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже (1896–1980). В исследовании 1951 г. он проанализировал – как две стороны одного процесса – формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях.
Слайд 3

Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности: 1) в 6–7

Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности: 1) в 6–7 лет

ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные – знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа; 2) в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства; 3) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры (см. Piaget, Weil, 1951).
Слайд 4

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в

которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3–4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий – цвета кожи, волос – детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах, так и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л.Романовой в Беларуси, высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: «Люди там живут по-другому, не так как мы». Разные понятия – житель города, гражданин республики, член этнической общности – оказались для них равнозначными. И только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. А подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п. (см. Романова, 1994).
Слайд 5

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование. Во-первых, процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. После накопления фактов рыхлое этническое сознание часто становится более устойчивым и даже может меняться, как это произошло с жителем Минска, католиком, родившимся в пограничной с Польшей Брестской области. Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус. С этого времени осознает себя белорусом» (Кпим-чук, 1990, с.95). Кроме того, на трансформацию этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями в жизни общества, о чем уже говорилось. Во-вторых, даже у детей последовательность стадий развития этнической идентичности и их временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций. В зависимости от социального контекста они могут ускоряться или замедляться.
Слайд 6

Различные виды этнической идентичности. Этническая идентичность — эмоционально-когнитивный процесс (механизм) отождествления

Различные виды этнической идентичности. Этническая идентичность — эмоционально-когнитивный процесс (механизм) отождествления себя с

другими представителями своей нации (этнической общности), а также позитивное отношение к истории, культуре, традициям и обычаям своего народа, его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку. Нормальная этническая идентичность — положительное восприятие образа своего народа, при котором имеют место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки на общение с другими народами, понимание их вклада в историю. Этноцентричная идентичность — акцентированное отношение к значимости своего этноса, его некритическое предпочтение. При такой идентичности присутствуют элементы неагрессивного этноизо- ляционизма, замкнутости.
Слайд 7

Этнодоминирующая идентичность — такое состояние самосознания и поведения человека, при котором

Этнодоминирующая идентичность — такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не

только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичностей (гражданин, представитель профессии, защитник отечества и др.), но и достижение национально ориентированных целей, интересы своего народа (может быть, и ложно понимаемые) начинают восприниматься как безусловно доминирующие («мы все только клетки одного великого организма по имени нация», «кто не с нами, тот против нас»). Такая идентичность обычно сопровождается преувеличенными требованиями к уважению прав народа, ставящихся выше прав человека, представлениями о превосходстве своего народа (часто иррационально объясняемой «особой миссией» в истории, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности этнических чисток и т. д.). Этнический фанатизм — идентичность, при которой абсолютно доминируют этнические интересы и цели (часто ошибочно понимаемые), которые сопровождаются готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма, данный тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности.
Слайд 8

Этническая индифферентность — практическое равнодушие к проблемам этничности и межэтнических отношений,

Этническая индифферентность — практическое равнодушие к проблемам этничности и межэтнических отношений, ценностям

своего и других народов. Люди, которым свойственна эта идентичность, свободны в своем поведении от строгого следования этническим нормам и традициям. На действия и поступки в любых сферах деятельности их собственная этническая принадлежность или этничность других никак не влияют. Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой полное отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Амбивалентная идентичность является невыраженной, а иногда — «сдвоенной» или даже «строенной» идентичностью. Этот тип этнической идентичности достаточно распространен в этнически смешанной среде.
Слайд 9

Слайд 10

Национально-психологические особенности арабов. Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих

Национально-психологические особенности арабов. Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп

населения Земного шара, относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. На сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях. Азиатские страны с арабским населением называются Машрик (по-арабски восток). Арабские страны Африки — Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара[ — Магриб (запад). Арабы заселяют территорию более 14 млн км2. С запада на восток территория арабских стран протянулась более чем на 7000 км, а с севера на юг — около 3000 км. Несколько миллионов арабов проживают вне Арабского мира — в Европе, Америке, Австралии, и арабские общины Европы и Америки постоянно растут. Это способствует распространению ислама в экономически развитых странах Запада. Мусульмане-арабы оказывают все большее давление на политику этих стран.
Слайд 11

Арабы пользуются единым общеарабским литературным языком. Однако наряду с ним существуют

Арабы пользуются единым общеарабским литературным языком. Однако наряду с ним существуют

арабские диалекты, на которых говорят жители различных местностей и стран. Выделяются аравийский, иракский, сирийский, палестинский варианты языка; они близки между собой, но не всегда до взаимопонимаемости. Существуют значительные элементы общеарабской культуры, проявляющиеся в быте, традициях и духовной жизни арабов. Но в то же время очень заметны и культурные особенности отдельных арабских народов.  Арабы в основном мусульмане-сунниты. Шиитами являются лишь часть арабов Ирака, часть ливанских арабов, исмаилиты и зейдиты Йемена. Довольно обособленно от других арабов-мусульман стоят друзы и алавиты. Друзы живут в горной области Сирии — Джебель-Друз, на Голанских высотах, оккупированных Израилем, и в южной части Ливана.
Слайд 12

Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность. Среди всех

Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность. Среди всех

арабских народов особенно хотелось бы выделить египтян. По личным впечатлениям автора, жизнерадостность египтян, их чувство юмора, умение прощать обиды не знают границ. Веселье вызывает одна удачная шутка. Идущий по улице человек, вполголоса напевающий песню, через несколько шагов услышит, как кто-то еще подхватит его мелодию. Эти люди любят праздники и любят веселье, у них развито чувство юмора. Египетские карикатуристы делают такие политические шаржи такой остроты, которую не всегда встретишь и в «свободных», но «политкорректных» европейских газетах. Политический юмор позволяет себе покушаться на самые высокие авторитеты в обществе. Как тут не вспомнить известный политический анекдот периода правления Анвара Садата. Египтянин приходит в миграционную службу и просит отправить его за границу. «Почему?» — спрашивают его. «Либо я, либо он», — отвечает египтянин, имея в качестве альтернативы себе Садата. Арабы — люди экспансивные и горячие. Для них характерны повышенная реактивность и бурный характер поступков. Их действия сопровождаются импульсивностью, порывистостью, несдержанностью в проявлении своих чувств и эмоций. Но их горячность легка, гнев быстро проходит. Вспыхнувшая ссора быстро затихает. Между собой спорящие арабы практически никогда не дерутся, хотя в процессе ссоры могут осыпать друг друга самыми страшными угрозами. Жестикуляция у арабов — активный помощник в разговоре. Жесты разнообразны и очень отличаются по значению от европейских. Некоторые, кажущиеся обидными европейцам жесты, — абсолютно безобидны для арабов, и наоборот. Высока впечатлительность большинства арабов. В зависимости от причины и источника возбуждения эта впечатлительность либо приводит их в крайнюю степень восторга, либо доводит до слез.
Слайд 13

В современном арабе-крестьянине мало что осталось от бывшего бедуина. Воинственность арабов-завоевателей

В современном арабе-крестьянине мало что осталось от бывшего бедуина. Воинственность арабов-завоевателей

— в прошлом. История войн ХХ столетия говорит о потере арабскими армиями воинственного духа. Отдельные теоретики ислама, стоящие на воинственных позициях, не пользуются широкой поддержкой народных масс. Современное жизненное пространство, занимаемое арабами, вполне их удовлетворяет. Нефтедоллары обеспечивают элите общества более чем достойное существование. А представители беднейших слоев общества благодаря религиозной идеологии в большинстве своем привыкли довольствоваться малым. Арабы отличаются повышенной чувствительностью в вопросах личной чести. Честь является одной из главных составляющих в системе их духовных ценностей. Клятва честью — это самое сильное обещание араба. Проявление сомнения в искренности слов араба, который клянется своей честью, — глубокая обида, запоминающаяся надолго. Постоянная забота о личной чести выработала у арабов определенные стандарты поведения в обществе и коллективе. При выполнении работы для араба более важна ее общественная оценка, чем сам результат. Очковтирательство и видимость деятельности, которую любят создавать многие представители этой нации, — распространенное явление в арабских странах. Типичная уличная сценка на арабском Востоке — один работает, семеро дают советы, руководят действиями работающего. Поломка чего-либо — это возможность для большинства арабов проявить свою «компетентность». Вдруг может оказаться, что человек, никогда не державший в руках гаечный ключ, знает все о ремонте автомобиля.