Филимоновская игрушка

Содержание

Слайд 2

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей.

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной

шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далёких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
(Денисов Н.В.)
Слайд 3

Родина филимоновской игрушки История возникновения берет начало в Тульской области, в

Родина филимоновской игрушки

История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне

Филимоново Одоевского района.
Для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки.
Корни филимоновской игрушки уходят в глубокую древность – по данным археологов, возраст этой традиции от 700 до 1000 лет! (найдены при раскопке курганов IX- XI веков в районе г. Одоева).
Это один из древних художественных промыслов в России.
Слайд 4

Деревня Филимоново В середине XIX века промысел был уже известен далеко

Деревня Филимоново

В середине XIX века промысел был уже известен далеко за

пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали «свистуличницами».
Легенда об истории гласит: деревня получила наименование от легендарного деда Филимона – по преданию дед был игрушечником и гончаром, из остатков глины от гончарного производства Филимон лепил игрушки – и нечаянно основал многовековой народный промысел.
Слайд 5

Что такое «Синика» Рядом с деревней располагается карьер, где залегает синевато-черная

Что такое «Синика»

Рядом с деревней располагается карьер, где залегает синевато-черная местная

глина. Её называют – «синика». Именно эта глина обладает идеальными качествами для лепки игрушки: пластичная, но нежирная, синика при обжиге становится фарфорово-белой, и замечательно подходит для росписи.
Перед лепкой над глиной много трудятся. Существует непростая система её заготовки.
Готовую глину месят несколько раз, как тесто на лапшу. Глина считается готовой, когда начинает отходить от рук, делается маслянистой, тягучей, пластичной. Готовые кусочки глины кладут в сырую тряпочку, чтобы не засохли. Затем бери и лепи.
Слайд 6

Лепка игрушек Вязкая, однородная, как тесто, масса легко мнется, формуется, позволяет

Лепка игрушек

Вязкая, однородная, как тесто, масса легко мнется, формуется, позволяет

свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить её по частям, примазывая их друг к другу.
Глина хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Трещинки заглаживаются влажной рукой.
Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Температура обжига около 1000 градусов. Из печи выходят белые игрушки и без грунтовки отправляются на роспись.
Слайд 7

Особенности лепки Традиции изготовления игрушки предполагают фантазию. Простые формы напоминают древние

Особенности лепки

Традиции изготовления игрушки предполагают фантазию.
Простые формы напоминают древние глиняные

игрушки.
Традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) с вытянутыми шеями, как у жирафов, и крестьян (мужики-солдаты и барыни).
Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.
Слайд 8

Типы фигурок Основных типов четыре: Антропоморфные - люди, барыни, солдаты, кормилицы,

Типы фигурок

Основных типов четыре:
Антропоморфные - люди, барыни, солдаты, кормилицы, водоноски, всадники.

Трактовки могут быть от профанных до глубоко символических, от бытовых комических зарисовок до древних богинь плодородия, отвечавших за младенцев и урожай.
Слайд 9

Слайд 10

Зооморфные – сельские животные. Лошадки, козы, бараны, свинки … И дикие

Зооморфные – сельские животные. Лошадки, козы, бараны, свинки … И дикие

– олени, медведи. Могли быть как предметами для игр, так и оберегами. Божествами, впрочем, не были - в такое не поиграешь. Но их атрибутами или помощниками вполне могли служить.
Слайд 11

Слайд 12

Птицы – петушки, гуси, утки и даже павлины. Птица – вестник

Птицы – петушки, гуси, утки и даже павлины. Птица – вестник

весны и посредник между мирами, между человеком и миром богов. Птица должна была донести людскую молитву до небес.
Слайд 13

Многофигурные композиции – уже не для игры, а для украшения интерьера.

Многофигурные композиции – уже не для игры, а для украшения интерьера.

Говорят, появились такие композиции уже в XX веке - сложные сюжеты с участием перечисленных персонажей. И не только – в отдельных сюжетах есть, например, дерево или повозка, качели, карусели.
Слайд 14

Роспись филимоновской игрушки Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы,

Роспись филимоновской игрушки

Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки,

елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ.
Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зелёнка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!
Яркая палитра и древние знаки.
Слайд 15

Древние символы филимоновской игрушки

Древние символы филимоновской игрушки

Слайд 16

Последовательность росписи Роспись имела свою последовательность и наносилась поэтапно – сначала

Последовательность росписи

Роспись имела свою последовательность и наносилась поэтапно – сначала желтый

цвет, затем поверх него красный, в конце зеленый.
Применяли тонкие полоски, круги, точки и короткие линии на ярком белом фоне.
Чем позже нанесение, тем тоньше кисточка.
Орнаменты несли сложную символику. Круги и звездочки – солярные символы, ёлочки – Дерево Жизни, треугольники – сельскохозяйственное плодородие, засеянная пашня.
Слайд 17

Этапы росписи 1 Этап. Игрушку «желтят» широкой кистью №3 – широкие

Этапы росписи

1 Этап. Игрушку «желтят» широкой кистью №3 – широкие линии,

кружки, закрашивание отдельных частей.
2 Этап. Малиновой краской проводят тонкие линии кистью №1 – солнышки, елочки, геометрические узоры.
3 Этап. Игрушку «зеленят» -накладывается зеленая краска кистью №1 – между красными линиями.
Слайд 18

Примеры росписи игрушек

Примеры росписи игрушек

Слайд 19

Примеры росписи игрушек

Примеры росписи игрушек

Слайд 20

Литература

Литература

Слайд 21

Современные формы

Современные формы