Франциско Гойя. Неудобная правда о пороках общества

Содержание

Слайд 2

80 офортов пороков, суеверий, грехов общества. Глупость. Тщеславие. Разврат. Обман. Клевета.

80 офортов пороков, суеверий, грехов общества.
Глупость.
Тщеславие.
Разврат.
Обман.
Клевета.

«Капричос» Франсиско

Гойи – это 80 гравюр.
Слайд 3

вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного

вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного

на доску, пластину и т. п. ; оттиск с клише, изготовленного путём гравирования

Гравюра - это

Слайд 4

Время идёт. Но ничего не меняется. Поэтому многие гравюры Капричос актуальны

Время идёт. Но ничего не меняется. Поэтому многие гравюры Капричос актуальны

и сейчас.
Почему Гойя решил создать Капричос?

Талант Гойи был очень многогранен. Нужно написать отпрыска аристократов? Пожалуйста. Очень милое личико. Тщательно выписаное.
Но однажды нужно сказать правду о людях. О том, что они творят. И это будет совсем другой стиль. Это будут резкие линии. Беспощадные образы.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Как же публика отреагировала на его гравюры? Удивительно, но… никак. Покупатели

Как же публика отреагировала на его гравюры? Удивительно, но… никак.
Покупатели заходили

в книжную лавку. Молча и без понимания просматривали страницу за страницей. И уходили. За 4 года было продано лишь 27 альбомов из 300. Почему?
Потому что люди не были готовы к такому. До Гойи в Испании никто ничего подобного не создавал. И не удивительно. Абсолютная монархия в сочетании со свирепой инквизицией у кого угодно отобьёт желание что-либо обличать.
Гойя же решил сказать правду. Его современникам эта правда оказалась не нужна. А вот на последующие поколения эти работы оказали колоссальное влияние. У Делакруа, Дали, Мане были все гравюры Гойи. Они учили их говорить правду.
Какие же пороки обличал Гойя? Вот лишь несколько гравюр из его Капричос.
Слайд 8

корысть Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за

корысть

Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за уродливого

горбача. Она бедна, но красива. Он богат, но уродлив. Она товар. Он покупатель. Свобода девушки отдаётся за благополучие ее семьи.
Ее родители выглядят довольными (кстати, отец девушки тоже лицом страшен, а мать миловидна). Расстроена только пожилая женщина. Скорее всего, няня или крестная девушки.
Только она понимает, что девушка обречена на несчастье. А как же иначе. Взгляните, насколько уродлив и похотлив ее суженый.
Слайд 9

Слайд 10

Все погибнут…

Все погибнут…

Слайд 11

Эта история о женском коварстве. Наверху изображена приманка в виде девушки-птицы.

Эта история о женском коварстве. Наверху изображена приманка в виде девушки-птицы.

Она привлекает птиц-мужчин. Те, что попадутся, будут ощипаны коварными дамами.
Это, конечно, аллегория. И палку ощипанному мужчине вставляют, чтобы выскребсти его изнутри. Не в прямом смысле, конечно. Скорее всего, Гойя имел в виду, что такая любовница не только обдерет до последней нитки, но и душу всю вытрясет.
Разделавшись с одним несчастным, она вернётся к охоте. На ее приманку попадётся очередной простак. И самое удивительное, он слепо пойдёт на погибель. Не восприняв урока своего предшественника.
Слайд 12

Её тоже ощипали ? Предположим, что это?

Её тоже ощипали

? Предположим, что это?

Слайд 13

Гойя жил, когда Инквизиция ещё процветала. В Испании ведьм сжигали редко.

Гойя жил, когда Инквизиция ещё процветала. В Испании ведьм сжигали редко.

Но могли неугодной женщине сильно попортить жизнь. Заточить на много лет в тюрьму. Или провести полуголую по улицам. Что собственно и показано на данной гравюре.

Осуждение

Слайд 14

Ничего не поделать…

Ничего не поделать…

Слайд 15

доносчики

доносчики

Слайд 16

Тщеславие и Лесть Никто не знает себя

Тщеславие и Лесть

Никто не знает себя

Слайд 17

Точь-в-точь

Точь-в-точь

Слайд 18

брависсимо

брависсимо

Слайд 19

Два осла оседлали мужчин. У одного из них даже шпора виднеется.

Два осла оседлали мужчин. У одного из них даже шпора виднеется.

Пожалуй, самая красноречивая гравюра Гойи о социальной несправедливости.
Бедным трудягам приходится тащить на себе всю тяжесть общества. И их спины гнуться от непосильной ноши. А на поверку оказывается, что на их спинах не благородные достойные граждане, а ослы. Которые по сути сами верховые животные. Вот такая социальная несправедливость.

Социальная несправедливость

Слайд 20

Слайд 21

Жизнь с уснувшим разумом

Жизнь с уснувшим разумом

Слайд 22

Это самая известная гравюра из «Капричос» Гойи. Вот как мастер сам

Это самая известная гравюра из «Капричос» Гойи. Вот как мастер сам

прокомментировал ее: “Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес”.
Эту гравюру Гойя задумывал поместить в самом начале альбома. Но по каким-то причинам передумал.
На самом деле, гравюра показывает, в чем корень всех бед человека. И она логично бы смотрелась в самом начале. Отключая свой разум, нами начинает управлять наша глупость. Наши эмоции. Наши страхи. А от этого происходят все несчастья и пороки человеческие.