Государственная Третьяковская галерея (интересные факты)

Содержание

Слайд 2

Павел и Сергей Третьяковы


Павел и Сергей Третьяковы


Слайд 3

И.Н. Крамской Портрет П. М. Третьякова, 1876 г. Павел Михайлович Третьяков


И.Н. Крамской
Портрет П. М. Третьякова, 1876 г.

Павел Михайлович Третьяков (1832

– 1898 г. г.) - потомственный купец и владелец льняной мануфактуры в Костроме.
Третьяков был широко образованным и эрудированным человеком, принадлежал к прогрессивным кругам русской интеллигенции.
Первоначально он собирал гравюры иностранных художников и картины старых голландских мастеров. С 1856 года Павел Михайлович сосредоточил свой интерес на произведениях русской школы.
Слайд 4

Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи. Купец и меценат Павел Третьяков


Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.
Купец и меценат Павел Третьяков на

протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда. В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры. Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулки. В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев. Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения.Так, в 1854–1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.
Слайд 5

Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами»


Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами»

Худякова.
Принято считать, что история Третьяковской галереи началась 22 мая 1856 года (по новому стилю).
В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», а художник получил расписку.
Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами.
Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.
Слайд 6

Н. Шильдер Искушение. 1850 - 1856 г.г. Первое произведение, приобретенное П.


Н. Шильдер Искушение. 1850 - 1856 г.г.

Первое произведение, приобретенное П. М.

Третьяковым в 1856 году была картина художника Николая Шильдера «Искушение», которая отличалась глубиной жизненной силы.
Слайд 7

Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть, в последовательном


Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть, в

последовательном своем ходе". "Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи", – писал он в одном из писем Л.Н.Толстому.
Слайд 8

. В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый


.

В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый

фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).
Слайд 9

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581


Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября

1581 года» подвергалась нападению вандала.
Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом.Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению.Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи.Позднее запрет был снят.Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым.После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев.Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Слайд 10

Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин. Самый


Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин.

Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля.
Слайд 11

Одним из запасников Третьяковки стала закрытая в 1929 году церковь Святителя


Одним из запасников Третьяковки стала закрытая в 1929 году церковь

Святителя Николая в Толмачах. Позже она была соединена с выставочными залами специально построенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был предназначен для экспонирования картины Александра Иванова «Явление Христа народу».


Слайд 12

Знаменитая картина «Грачи прилетели», висящая сейчас в Третьяковской галерее, родилась у


Знаменитая картина «Грачи прилетели», висящая сейчас в Третьяковской галерее, родилась

у Алексея Саврасова после смерти новорожденной дочери, во время болезни жены. Позднее художник многократно пытался повторить свой шедевр. Закончилось всё тем, что Саврасов расписывал стены трактиров копией своей картины — за водку и обед.


Слайд 13

Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.В начале 1913 года


Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.В начале 1913 года

Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года.В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию.Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.
Слайд 14

На время Великой Отечественной войны коллекцию Третьяковской галереи эвакуировали в Новосибирск: экспонаты заняли 17 вагонов.


На время Великой Отечественной войны коллекцию Третьяковской галереи эвакуировали в Новосибирск:

экспонаты заняли 17 вагонов.