Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Урок изобразительного искусства – 6 класс

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ: - ПОЗНАКОМИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ГРАФИЧЕСКОМ

ЦЕЛЬ: - ПОЗНАКОМИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ГРАФИЧЕСКОМ

ПОРТРЕТЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТЯМИ; - УЧИТЬ ОТРАЖАТЬ В ПОРТРЕТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕР И НАСТРОЕНИЕ ПОРТРЕТИРУЕМОГО, РАСПОЛАГАТЬ РИСУНОК НА ЛИСТЕ; - РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ; - ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ; - ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ КРАСОТУ, ГАРМОНИЮ, ПРЕКРАСНОЕ ВО ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ ОБЛИКАХ ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 3

ЗАДАЧИ: - ДАТЬ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ

ЗАДАЧИ: - ДАТЬ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ,

ПОЗНАКОМИТЬ СО СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, КОМПОЗИЦИИ В ГРАФИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ, УЧИТЬ ОТРАЖАТЬ В ПОРТРЕТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕР ПОРТРЕТИРУЕМОГО. - РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ГЛАЗОМЕР, АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС. - ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ, ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ КРАСОТУ, ГАРМОНИЮ, ПРЕКРАСНОЕ ВО ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ ОБЛИКАХ ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 4

ПОРТРЕТ – ОБРАЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО РЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ПОРТРЕТА – В ИНТЕРЕСЕ

ПОРТРЕТ – ОБРАЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО РЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ПОРТРЕТА – В ИНТЕРЕСЕ ИМЕННО

К ЕГО ЛИЧНОСТИ, НАДЕЛЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ.
Слайд 5

Еще в Древнем мире скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика

Еще в Древнем мире скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика

человека для того, чтобы после смерти его душа могла бы легко отыскать своего владельца и вселиться в нее.
Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.
Слайд 6

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Через портрет художник передает свое время. И в последствии

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

Через портрет художник передает свое время. И в последствии зритель

воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам.
Слайд 7

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском

Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на муми
Слайд 8

АНЬОЛО БРОНЗИНО. ПОРТРЕТ ДАМЫ С СОБАЧКОЙ. ОК.1534. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ДЖИНЕВРА

АНЬОЛО БРОНЗИНО. ПОРТРЕТ ДАМЫ С СОБАЧКОЙ. ОК.1534. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ДЖИНЕВРА

ДЕ БЕНЧИ.1474—1478.

В СРЕДНИЕ ВЕКА СТАЛО ОСОБО ВАЖНЫМ УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО ЧЕРЕЗ ВНЕШНИЙ ОБЛИК МОЖНО ПЕРЕДАТЬ ДУХОВНУЮ СУЩНОСТЬ.

Слайд 9

В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портрета в XVII

В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портрета в XVII

веке и в начале писали их точно таким же методом, как и иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона».

Князь М. В. Скопин-Шуйский. Парсуна. Начало XVII в

Слайд 10

Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.

Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.

Нет ничего удивительного в той быстроте, с какой русские художники освоили мастерство портрета, имевшего в Западной Европе такую давнюю традицию. Ведь собственная изобразительная культура была в России очень высокой. Художники-портретисты не только перенимали чужие приемы, но и открывали новые, собственные. Русские художники достигли выдающихся успехов в искусстве портрета
Слайд 11

ПАРАДНЫЙ И КАМЕРНЫЙ ПОРТРЕТЫ Парадный портрет обычно имел целью показать общественное

ПАРАДНЫЙ И КАМЕРНЫЙ ПОРТРЕТЫ

Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение

героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер.

Портрет Е.Н. Арсеньевой,
В. Л. Боровиковский, 1797-1825

Портрет М. И. Лопухиной,
В. Л. Боровиковский, 1797

Слайд 12

ПАРАДНЫЙ И КАМЕРНЫЙ ПОРТРЕТЫ Не меньшее значение имел камерный портрет, в

ПАРАДНЫЙ И КАМЕРНЫЙ ПОРТРЕТЫ

Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором

большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя.

Левицкий Д.Г.Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова (1769 г.)

Левицкий Д.Г. Портрет
Никифора Артемьевича Сеземова
(1770 г.)

Слайд 13

СКУЛЬПТУРА Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре. Вначале скульптура

СКУЛЬПТУРА

Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре. Вначале скульптура развивалась

медленнее, потому что в России не было традиции ставить скульптурные памятники, но постепенно появились свои мастера.

Шубин Федот Иванович Портрет князя А.М.Голицына

Шубин Федот Иванович Портрет Павла I

Слайд 14

ХУДОЖНИКИ СОЗДАВАЛИ ПОРТРЕТЫ ЖИВОПИСНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ГРАФИЧЕСКИМИ: ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ; САНГИНА; УГОЛЬ;

ХУДОЖНИКИ СОЗДАВАЛИ ПОРТРЕТЫ ЖИВОПИСНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ГРАФИЧЕСКИМИ: ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ; САНГИНА; УГОЛЬ;

ПАСТЕЛЬ И Т.Д. СОЗДАННЫЙ ГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ПОРТРЕТ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ВЫТЕСНЕН ПОРТРЕТОМ В ЦВЕТЕ. ОСОБЕННОСТЬ РИСУНКА В ТОМ, ЧТО ОН ПЕРЕДАЕТ НАМ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ, КАКИМ ТОТ ПРЕДСТАЕТ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОБЩЕНИИ.

Графические рисунки Леонардо да Винчи

Слайд 15

РИСУНОК ПОРТРЕТА И УЧЕБНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.

РИСУНОК ПОРТРЕТА И УЧЕБНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.

ГОЛОВА, СРЕДОТОЧЕНИЕ ДУХОВНЫХ СИЛ ЧЕЛОВЕКА, ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ И САМОЙ МНОГОЗНАЧНОЙ ЧАСТЬЮ, ЕСЛИ РАССМАТРИВАТЬ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА КАК СООТНОШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ. И НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ РИСУНКА ГОЛОВЫ МЫ РАССМОТРИМ ЕЕ ИМЕННО КАК ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ФОРМУ – КАК КОНСТРУКЦИЮ
Слайд 16

Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать пропорции Голова имеет овальную

Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать пропорции

Голова имеет овальную форму,

которая делиться линией глаз примерно на две одинаковые части. Лицо условно делится на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
Слайд 17

Пропорция - это соотношение, величин частей, составляющих одно целое . Пропорции

Пропорция - это соотношение, величин частей, составляющих одно целое .

Пропорции

головы человека.

Умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.

Слайд 18

Практическая работа. Выполни рисунок головы с различно соотнесёнными деталями лица.

Практическая работа.

Выполни рисунок головы с различно соотнесёнными деталями лица.

Слайд 19

Глаз начинаем рисовать с обобщенной формы-шара. Расстояние между глазами равно длине

Глаз начинаем рисовать с обобщенной формы-шара. Расстояние между глазами равно длине

самого глаза, это же расстояние равно ширине носа.

Глаза-зеркало души.

Слайд 20

Нос человека имеет форму призмы

Нос человека имеет форму призмы

Слайд 21

Губы

Губы