Художественная культура России второй половины XIХ в

Содержание

Слайд 2

В живописи 1850 – 1870-х гг. восторжествовало обличительное направление, подчеркнуто критическое

В живописи 1850 – 1870-х гг. восторжествовало обличительное направление, подчеркнуто критическое

отношение к действительности. Картины являлись откровенной сатирой на двоедушие, распущенность и показное морализирование.  Художники начинают писать не человека, а зачастую «мысль по поводу него»; не лицо, а условный знак, символ. 
Слайд 3

Развитие бытового жанра в живописи Бытовой жанр русского критического реализма -

Развитие бытового жанра в живописи

Бытовой жанр русского критического реализма -

сатирическое разоблачение существующего уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев. 
Слайд 4

В.Г. Перов 2 января 1834 - 10 июня 1882 В картине

В.Г. Перов 2 января 1834 - 10 июня 1882

В картине «Проповедь в селе», созданной в

год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо какой-то холёный господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога.

  «Я хотел изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность и богатство»,- так объяснял художник замысел полотна.

Слайд 5

«Сельский крёстный ход на пасхе» Одновременно с «Проповедью в селе» Перов

«Сельский крёстный ход на пасхе»

Одновременно с «Проповедью в селе» Перов пишет

картину, принёсшую ему первую известность, - «Сельский крёстный ход на пасхе». На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. 

С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. 

Слайд 6

Товарищество передвижных выставок Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передвижники) — объединение

Товарищество передвижных выставок

Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передвижники) — объединение российских художников, возникшее в

последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, до 1890-х годов целенаправленно противопоставляли себя академистам. Утверждали, что вдохновляются народничеством. Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Слайд 7

Основание Третьяковской галереи Днем основания Государственной Третьяковской галереи – национального музея

Основание Третьяковской галереи

Днем основания Государственной Третьяковской галереи – национального музея русского

изобразительного искусства 10-21 веков принято считать 22 мая 1856 года. В этот день коллекционер, купец и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков приобрел картины художников Шильдера «Искушение» и Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами».

П. М. Третьяков

Слайд 8

В. Г. Худяков Н. Г. Шильдер

В. Г. Худяков

Н. Г. Шильдер

Слайд 9

Крестьянская тема Появление крестьянской тематики в России восходит к XVIII столетию

Крестьянская тема

Появление крестьянской тематики в России восходит к XVIII столетию

и тесно связано со становлением бытового жанра. В период с XVIII до середины XIX века интерес со стороны заказчиков и художников к народной жизни, к национальным традициям и обрядам постоянно возрастал. Живописцев привлекали не только костюмы и жилище крестьян, но также традиции, обряды, составляющие жизненный цикл деревенских жителей, их занятия, развлечения и т.д. Мир крестьян, изображаемый на полотнах мастеров, различен в зависимости от мировоззрения и характера самого автора.
 При рассмотрении материала будет отображение жизненного цикла русского крестьянина в тесной связи с универсальными национальными воззрениями, верованиями, обрядами, составлявшими неотъемлемую часть жизни русского человека. Это, в частности, позволит заново оценить явление, получившее общее название «ранний реализм», сложившееся под влиянием тенденции демократизации искусства.
Слайд 10

Г.Г.Мясоедов 19 апреля 1834— 31 декабря 1911 Григорий Мясоедов — один

Г.Г.Мясоедов 19 апреля 1834—  31 декабря 1911

Григорий Мясоедов — один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Сорок

лет он входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. На второй выставке передвижников он представил одну из самых своих значительных работ — «Земство обедает». Мясоедов был рьяным сторонником реализма, и главной темой его творчества стало крестьянство.